Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:06, курсовая работа
Основной целью работы является рассмотрение особенностей территориальной организации государственного управления в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
выделены теоретические аспекты организации административно-территориального деления;
рассмотрена система управления административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
проанализированы возможности совершенствования административно-территориального деления Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты организации административно-территориального деления 6
1.1 Понятие и виды государственно-территориального устройства 6
1.2 Понятие и основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь 11
2 Управление административно-территориальными единицами 16
2.1 Система органов местного управления 16
2.2 Система местных Советов депутатов 23
3 Совершенствование административно-территориального деления Республики Беларусь 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
В отличие от составных частей унитарного государства субъекты федерации обладают, как правило, государственной автономией и более широкой политической самостоятельностью.
Большое влияние на форму государственно-
В науке конституционного права федерации принято делить также на централизованные и децентрализованные. В централизованных федерациях парламент в соответствии с Конституцией вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т. п. (Индия). Относительно децентрализованными федерациями являются США, ФРГ, Швейцария и другие, в которых децентрализация в отдельных сферах сочетается с централизацией. В этих странах наблюдается тенденция расширения полномочий субъектов федерации в сферах экономики и социальной политики [9, c. 132].
Кроме того, все федерации делятся на симметричные и асимметричные. Симметричными являются федерации, составные части которых в соответствии с конституцией страны равноправны как между собой, так и в отношениях с федерацией (Австрия, ОАЭ и др.). Симметричными федерациями юридически были СССР, СФРЮ, ЧССР. Однако в любой федерации имеются элементы асимметрии, поэтому полностью симметричных федераций фактически не существует, и большинство федераций мира являются асимметричными. В одних федерациях наряду с равноправными субъектами федерации имеются другие территориальные образования (федеральные территории, федеральные округа, ассоциированные государства и т. п.); в других нет иных территориальных образований, но субъекты федерации имеют не одинаковый юридический статус. Так, в России субъекты Федерации делятся на шесть видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, а республики являются государствами, имеют свои конституции, гражданство, могут устанавливать свои государственные языки [14].
Другие субъекты Российской Федерации являются государственными образованиями, а некоторые из них (автономные округа) входят в состав других субъектов Федерации – краев и областей.
Подводя итог определим основные отличия федерации от унитарного государства:
1) в унитарных государствах действует единая конституция, которая носит общенациональный характер, то есть распространяется на всю территорию страны. В федеративных же государствах, наряду с федеральной конституцией, основные законы имеют и субъекты федерации;
2) в унитарном государстве, как правило, действует единая правовая система и система законодательства, обязательная для всех граждан на территории данной страны. В федеративных государствах существует двухуровневая система законодательства и права: наряду с федеральными законами в каждом субъекте федерации действуют свои законы;
3) в унитарных государствах органы государственной власти включают только общенациональные парламент, правительство, главу государства, суды (исключение составляют единицы политической автономии, имеющие собственные органы власти). В федеративных же государствах каждый субъект федерации обладает системой органов государственной власти, аналогичной системе федеральных органов;
4) в унитарных государствах только общенациональное гражданство, в то время как в федеративных, наряду с федеральным гражданством, имеется, как правило, гражданство субъектов федерации;
5) составные части унитарного государства (области, районы, округа и др.) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и атрибутов государственности;
6) в унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене (МИД);
7) унитарное государство (в отличие от конфедерации) имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти (в Республике Беларусь главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент; непосредственное руководство осуществляет Министерство Обороны).
Таким образом, названные признаки унитарного государства в полной мере соответствуют политико-территориальному устройству Республики Беларусь, какая таковым и является.
Большинство конституций стран мира регулируют вопросы территориальной организации государства. В одних конституциях четко называется форма территориально-политического устройства и там закрепляется, что государство является, скажем, федерацией, другие фиксируют, что у них унитарное государство. Некоторые конституции прямо не обозначают устройство своего государства, но это становится ясно из содержания других статей или при анализе государственно-правовой практики.
В науке конституционного
права, наряду с институтом «политико-территориальное
устройство», изучается и близкий ему
по содержанию институт «административно-
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.9) ее территория является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета государства. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Более того, согласно Избирательному Кодексу, вопросы, могущие нарушить территориальную целостность Республики Беларусь, не могут быть вынесены даже на референдум (ст.112).
Территории современных унитарных
государств и субъектов федераций, как
правило, делятся на соответствующие административно-
Что касается Республики Беларусь,
то в соответствии со статьей 9 Конституции
ее территория делится на области, районы,
города и иные административно-
Разумное, научно обоснованное деление территории государства позволяет осуществлять в нем эффективное управление, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечить комплексное экономическое и социальное ее развитие.
Административно-
В соответствии с Законом (ст.2)
административно-
Административно-
К административно-
В целях определения пространственных
пределов компетенции местных Советов
депутатов, исполнительных и распорядительных
органов для каждой административно-
Территории городов в целях
оптимальной организации исполнения решений,
связанных с удовлетворением социально-культурных
и бытовых потребностей граждан, охраной
правопорядка и соблюдением законности
при необходимости делятся на районы,
не являющимися самостоятельными административно-
Территория Республики Беларусь
делится на территорию столицы Республики
Беларусь и территории областей как административно-
Территория области делится
на территории районов и городов областного
подчинения как административно-
Территория района делится
на территории сельсоветов, поселков городского
типа, городов районного подчинения, являющихся
административно-
Территории населенных пунктов,
не являющихся административно-
Компетенция республиканских
органов государственного управления
и местных Советов депутатов, исполнительных
и распорядительных органов в пределах
соответствующих административно-
От административно-
Порядок образования, реорганизации, ликвидации, использования, учета и регистрации территориальных единиц определяется Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Административно-
Информация о работе Административно-территориальное деление в РБ