Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:06, курсовая работа
Основной целью работы является рассмотрение особенностей территориальной организации государственного управления в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
выделены теоретические аспекты организации административно-территориального деления;
рассмотрена система управления административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
проанализированы возможности совершенствования административно-территориального деления Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты организации административно-территориального деления 6
1.1 Понятие и виды государственно-территориального устройства 6
1.2 Понятие и основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь 11
2 Управление административно-территориальными единицами 16
2.1 Система органов местного управления 16
2.2 Система местных Советов депутатов 23
3 Совершенствование административно-территориального деления Республики Беларусь 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы.
К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы.
К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.
Советы являются юридическими лицами. Советы в своей деятельности исходят из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, и общегосударственных интересов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы подведомственных им территорий, вносят по ним свои предложения в вышестоящие органы.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Советы избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В 2010 г. состоялись выборы депутатов местных Советов двадцать пятого созыва, в ходе которых было сформировано:
Полномочия Совета сохраняются до открытия первой сессии Совета нового созыва.
Советы осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также путем реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Вышестоящие Советы осуществляют координацию деятельности нижестоящих Советов и их органов, оказывают им организационно-методическую помощь. Советы подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними. Деятельность Советов обеспечивается за счет средств соответствующего местного бюджета [18, c. 41].
Основной формой деятельности Совета является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Первая сессия вновь избранного Совета созывается соответствующей территориальной избирательной комиссией при избрании более 50 % депутатов от общей численности, установленной для данного Совета, не позднее чем через 30 дней после выборов.
Заседания вновь избранного Совета до избрания председателя Совета ведет председатель территориальной избирательной комиссии, а в его отсутствие – член комиссии, исполняющий обязанности председателя.
Сессии Совета созываются председателем Совета, а в случае невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению – его заместителем. Сессия Совета может быть также созвана:
Сессия Совета проводится открыто и гласно, за исключением случаев, когда по решению Совета необходимо проведение закрытого заседания. Сессия правомочна, если в ней участвует более половины от числа избранных депутатов.
Вопросы на рассмотрение сессии Совета могут вносить председатель Совета, президиум и другие органы Совета, депутаты, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, – председатель исполнительного комитета, исполнительный комитет, местная администрация, органы территориального общественного самоуправления, избиратели.
По вопросам, рассмотренным на сессиях, Совет принимает решения. Решения принимаются тайным или открытым голосованием, в том числе и поименным. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов. Решения Совета должны соответствовать законодательству Республики Беларусь. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими Советами, исполнительными комитетами, местными администрациями, иными расположенными на соответствующей территории государственными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.
Решения Совета по важным вопросам местного значения могут приниматься Советами и их органами после предварительного обсуждения этих вопросов гражданами, проживающими на соответствующей территории, в порядке, предусмотренном регламентом Совета.
Решения Совета вступают в силу в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Решения Совета доводятся до сведения исполнителей не позднее чем в семидневный срок со дня их принятия.
Советы самостоятельно образуют свои органы, определяют их структуру и полномочия, устанавливают расходы на их содержание в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Организационно-техническое и иное обеспечение деятельности Совета и созданных им органов осуществляется аппаратом Совета и исполнительным комитетом.
В областных (Минском городском), районном, городском (города областного подчинения) Советах создаются президиумы. Работу городского (города районного подчинения), поселкового и сельского Советов организует председатель соответствующего Совета.
В состав президиума Совета входит председатель Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета. Председатели постоянных комиссий, входящие в состав президиума, исполняют свои обязанности, не порывая с основной служебной или производственной деятельностью [17, c. 124].
Основной формой деятельности президиума Совета является заседание. Заседания президиума Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседания президиума Совета созывает и ведет председатель Совета, а в его отсутствие – заместитель председателя Совета. Решения президиума Совета принимаются большинством голосов от его состава. Заседание президиума Совета является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от его состава.
Систему государственных органов
управления можно усовершенствовать в
результате проведения комплекса мероприятий
полномасштабного административно-
Международный опыт административно-
В настоящее время обсуждается
концепция нового административно-
В отличие от других стран экономическая модель преобразований в Республике Беларусь носит эволюционный характер, совершенствуя уже сложившуюся в стране социально-экономическую базу. Проводимые в республике преобразования в области местного управления и самоуправления по ряду направлений отличаются по основополагающим принципам от аналогичных реформ в соседних государствах. Так, несмотря на сохранение вертикальной подчиненности, деятельность исполкомов на местах "зарегламентирована" со стороны республиканских органов государственного управления. Все еще неоправданно ограничена финансовая и организационная самостоятельность органов местного самоуправления. В результате многочисленных изменений и дополнений, внесенных в Закон о местном управлении и самоуправлении, этот документ несколько утратил свою значимость для дальнейшего развития системы местного самоуправления в республике с учетом изменившихся экономических условий.
Вмешиваясь в процессы регионального развития, государство ограничивает роль огромного потенциала местных органов в районах, городах в самостоятельном решении социально-экономических проблем сугубо локального масштаба. Государственное управление и финансирование территорий должно обеспечиваться в той степени, в которой местной власти недостает собственных средств (налоговых и прочих поступлений). Определенная проблема в этом плане – отсутствие научно-обоснованного документа, в котором был бы определен механизм функционирования органов местного управления и самоуправления и меры государственной поддержки перехода от централизованных методов руководства к методам правового, организационного и финансового формирования системы управления на местах, наиболее пригодной для населения, то есть с учетом местных условий, исторических, культурных и иных традиций.
Реорганизация региональных
структур государственного управления
Республики Беларусь (исполнительных
комитетов и ведомств) должна основываться
на эффективной системе организации государственного
управления на местах, полномочиях административно-
Административно-
Учет всех этих обстоятельств позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра существующего АТД республики и реформирования всей системы регионального управления и самоуправления, чтобы отвечать требованиям эффективного развития территориальных образований в условиях рыночной экономики.
Таким образом, совершенствование
административно-
Информация о работе Административно-территориальное деление в РБ