Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:06, курсовая работа
Основной целью работы является рассмотрение особенностей территориальной организации государственного управления в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
выделены теоретические аспекты организации административно-территориального деления;
рассмотрена система управления административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
проанализированы возможности совершенствования административно-территориального деления Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты организации административно-территориального деления 6
1.1 Понятие и виды государственно-территориального устройства 6
1.2 Понятие и основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь 11
2 Управление административно-территориальными единицами 16
2.1 Система органов местного управления 16
2.2 Система местных Советов депутатов 23
3 Совершенствование административно-территориального деления Республики Беларусь 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Населенный пункт – это компактно заселенная часть территории, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.
К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.
В Республике Беларусь устанавливается три категории городов:
Населенные пункты, в которых
находятся местные Советы депутатов, исполнительные
и распорядительные органы, являются центрами
соответствующих административно-
Вышеназванный Закон определяет критерии отнесения населенных пунктов к категориям. В качестве таковых выступают:
К категории городов относятся:
К категории поселков городского типа относятся:
Все остальные населенные пункты (деревни, поселки и другие) относятся к категории сельских насаленных пунктов.
Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 – Система органов местного управления в Республике Беларусь
В соответствии со ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.
Исполнительные комитеты подразделяются на три уровня:
Исполнительные комитеты входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления. К органам местного управления также относятся отделы и управления исполнительных комитетов (местных администраций). В зависимости от территории, численности населения, особенностей социально-экономического развития, производственной и социально-культурной инфраструктуры формируются соответствующие подразделения исполкомов (управления, отделы), например, по экономическому развитию; архитектуры, строительства и землепользования; торговли, бытового обслуживания; экономики и финансов; учета и распределения жилья; образования, культуры, идеологической работы, физкультуры, спорта и туризма; по работе с молодежью и др. Обязательными структурными подразделениями исполкомов являются отделы внутренних дел и военкоматы.
Исполнительные комитеты (местные администрации) выполняют функции, которые связаны с реализацией на практике целей и задач местного управления. Они призваны сосредоточить основное внимание на разработке и выполнении программы и планов социально-экономического развития в соответствии с государственными программами. Они выполняют различные функции, важнейшими из которых являются общепризнанные в мировой практике управления: анализ, прогнозирование, моделирование, планирование, организация, стимулирование, учет и контроль [17, c. 88].
В Республике Беларусь основные направления социально-экономического развития отражены в Государственной программе, рассчитанной на 2011 – 2015 гг. Эта Программа определяет стратегию и тактику развития государства и общества. Она нацелена на дальнейшее повышение уровня и качества жизни белорусского народа. В ней содержатся приоритеты социально-экономического устойчивого инновационного развития с учетом национальных и региональных особенностей. На основе данной Программы формируются соответствующие программы развития областей, районов, городов, сел и поселков.
Каждый исполнительный комитет (местная администрация) обязан провести всесторонний анализ социальных и экономических процессов, разработать программу социально-экономического инновационного развития конкретной территории и сообразно ей осуществлять свою деятельность. Поэтому основные функции исполнительных комитетов (местных администраций) связаны с реальным участием в реализации как государственных, так и местных программ и проектов. В эпицентре внимания исполнительных комитетов находится решение конкретных вопросов общегосударственного и местного значения. Местные органы исполнительной власти принимают непосредственное участие в решении экономических, социальных и культурных проблем в интересах государства и населения данной территории.
Исполкомы представляют и защищают интересы населения конкретной территории в вышестоящих органах государственного управления, решают вопросы по обеспечению эффективного функционирования предприятий, организаций, учреждений вне зависимости от формы собственности. Они несут ответственность за деятельность предприятий, находящихся в коммунальной собственности, содержание жилищного фонда, дорог, учреждений образования, здравоохранения, культуры, торговли и бытового обслуживания. Исполкомы оказывают необходимую организационную помощь при формировании избирательных комиссий, однако они не имеют права вмешиваться в их деятельность. Исполкомы призваны обеспечить равные условия для осуществления прав граждан, в том числе избирательных прав. В состав исполнительного комитета входят:
Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены областного (Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь, первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета – председателем соответствующего исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом.
Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, исполнительные комитеты первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам.
Указом Президента Республики Беларусь «О структуре и численности работников исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах» № 723 от 07.12.2001 г. определена примерная структура областного, Минского городского, городского (городов районного подчинения), районного исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах. Они образуются под разными названиями: отделы, управления, главные управления, комитеты. В законодательстве отсутствуют критерии деления рассматриваемых органов на отделы и управления и др.
Различие в названиях этих органов объясняется объемом работы и кругом решаемых вопросов, внутренней структурой, численностью работников. Отделы находятся на более низком уровне. Из них могут состоять управления, из управлений - главные управления, а из главных управлений, управлений или отделов – комитеты [11, c. 34] (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Структура областного исполнительного комитета
Исполнительный комитет ответствен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.
Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.
Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета [18, c. 24].
Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Полномочия исполнительного комитета закреплены в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», согласно которого исполком:
Исполнительный комитет также решает вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных.
Исполнительный комитет не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующего Совета, а Совет – в компетенцию исполнительного комитета, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и Законом.
Председатели исполнительных комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими Советами. Срок полномочий председателя сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполнительного комитета равен сроку полномочий соответствующего Совета, т. е. четыре года [18, c. 28].
В своей деятельности председатель областного (Минского городского) исполнительного комитета подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, председатель исполнительного комитета первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам, а по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, подотчетен соответствующему Совету.
Местная администрация подотчетна и подконтрольна городскому исполнительному комитету.
Городские Советы по предложению соответствующих исполнительных комитетов утверждают сметы расходов местных администраций, а также отчеты об их исполнении.
Местная администрация не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед городским исполнительным комитетом, а также информирует граждан о своей деятельности.
В соответствии со ст. 12 Закона
Республики Беларусь «О местном управлении
и самоуправлении в Республике Беларусь»
1991 г. в редакции 2000 г. с изменениями и дополнениями
Советы являются представительными государственными
органами на территории соответствующих
административно-
Советы обеспечивают на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.
Систему Советов в Республике Беларусь составляют: сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы. Единство данной системы обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.
В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной.
Информация о работе Административно-территориальное деление в РБ