Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:31, реферат
Долгосрочным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек. Если условия деятельности неблагоприятны для фирмы, то она может уйти с рынка (отрасли). С другой стороны, новые фирмы могут войти на рынок (отрасль) в случае благоприятных условий. Таким образом, количество фирм в отрасли в долгосрочном периоде является переменной величиной.
Анализ поведения фирмы в долгосрочном периоде
Долгосрочным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек. Если условия деятельности неблагоприятны для фирмы, то она может уйти с рынка (отрасли). С другой стороны, новые фирмы могут войти на рынок (отрасль) в случае благоприятных условий. Таким образом, количество фирм в отрасли в долгосрочном периоде является переменной величиной.
Совершенная
конкуренция предполагает равный доступ
всех фирм к ресурсам, в том числе
и к технологической
С течением времени на рынке совершенной конкуренции цена продукта тяготеет к минимальным долгосрочным средним издержкам (рис. 1).
Во-первых, цена не может на длительное время опускаться ниже минимальных долгосрочных средних издержек (цена p1 на рис.1), поскольку в такой ситуации фирма убыточна. Это следует из формулы, задающей величину прибыли фирмы в долгосрочном периоде:
П=Q(p – AC)
Где: Q – выпуск;
p – цена продукта;
LRAC – долгосрочные средние издержки.
P
P2
P0
P1
O
Q0
LRAC
Рис. 1 Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
Во-вторых, цена не может длительное время превышать минимальные долгосрочные средние издержки (цена p2 на рис.1), поскольку в этой ситуации прибыль фирмы положительна. Положительная прибыль привлекает в отрасль новые фирмы, что увеличит рыночное предложение и снизит рыночную цену. Цена будет снижаться до тех пор, пока вновь не достигнет минимума долгосрочных средних издержек.
Тот факт,
что прибыль типичной фирмы в
долгосрочном периоде равна нулю,
вовсе не означает, что у предпринимателей
нет стимула к продолжению
своего бизнеса. Та минимальная прибыль,
которая еще стимулирует
В долгосрочном
периоде кривая предложения отрасли
не может быть получена суммированием
кривых предложения фирм отрасли, поскольку
количество этих фирм в долгосрочном
периоде меняется. Конфигурация кривой
предложения отрасли в
Исследуем долгосрочное равновесие отрасли с неизменными средними издержками. Будем считать, что цена продукта увеличивается в результате сдвига вправо кривой рыночного спроса в краткосрочном периоде. Тогда объем предложения в отрасли в краткосрочном периоде также увеличится (закон предложения). Кроме того, с течением времени в отрасль войдут новые фирмы, привлеченные повышенной ценой и положительной экономической прибылью. В результате кривая предложения сдвинется вправо, рыночная цена уменьшится, а отраслевой выпуск увеличится (рис. 2(а)). Поскольку в данном случае увеличение отраслевого выпуска не приводит к увеличению цен ресурсов и сдвигу кривой долгосрочных средних издержек фирмы, новое равновесие установится при начальной цене продукта, равной минимальным долгосрочным издержкам.
(а)
O Q1 Q2
P
P0
D1
D2
S1
S2
SL
O Q1 Q2
P
P1
P0
D1
D2
S1
S2
SL
Рис. 2 Предложение отрасли в долгосрочном периоде:
а) средние издержки неизменны;
б) средние издержки
Таким образом, в долгосрочном периоде отрасль с неизменными средними издержками имеет единственную цену предложения, равную величине минимальных долгосрочных средних издержек. Долгосрочная кривая отрасли в этом случае имеет вид горизонтальной линии.
На рис.2(а) долгосрочная кривая предложения отрасли с неизменными издержками изображена жирной линией и обозначена SL. Через p0 обозначены минимальные долгосрочные средние издержки, через Q1 – отраслевой выпуск до увеличения рыночной цены, через Q2 – отраслевой выпуск после повышения рыночной цены.
Примером
отрасли с постоянными
Исследует долгосрочное равновесие отрасли с возрастающими средними издержками. В этом случае увеличение цены продукта также приведет к сдвигу краткосрочной кривой рыночного предложения вправо и к увеличению отраслевого выпуска. Однако с ростом выпуска в данном случае будут также расти и цены на ресурсы. Поэтому долгосрочная кривая средних издержек типичной формы сдвинется вверх, и новое рыночное равновесие установится при более высокой цене, равной новому минимуму долгосрочных средних издержек.
Таким образом,
в долгосрочном периоде кривая предложения
отрасли с возрастающими
Примером
отрасли с возрастающими
В случае отрасли с убывающими средними издержками рост цены на продукт и связанный с ним рост отраслевого выпуска вызывают снижение цен используемых ресурсов. Поэтому в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли с убывающими средними издержками имеет отрицательный наклон.
В качестве примера отрасли данного вида рассмотрим электроэнергетику. Краткосрочное увеличение цены на электроэнергию приводит к увеличению ее отраслевого выпуска, что вызывает увеличение потребности электростанций в угле. Возросшая потребность в угле позволяет эффективно разрабатывать крупные его месторождения, которые не использовались при малых объемах выпуска. В результате себестоимость одной тонны угля уменьшится, и новое равновесие в отрасли установится при рыночной цене электроэнергии, меньшей ее начального значения. Таким образом, рост выпуска электроэнергии сопровождается уменьшением ее цены.
Информация о работе Анализ поведения фирмы в долгосрочном периоде