Анализ практики кредитования физических лиц в ОАО «ОТП БАНК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является поиск возможностей по улучшению кредитования работы банка с физическими лицами.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы кредитования физических лиц в коммерческих банках;
провести анализ практики кредитования физических лиц в коммерческом банке;
определить проблемы кредитования физических лиц банком и разработать рекомендации по улучшения кредитной работы банка;

Вложенные файлы: 2 файла

приложения.docx

— 69.10 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

основная работа.doc

— 786.50 Кб (Скачать файл)

Подготовленные документы  передаются на дальнейшее согласование в юридическую службу.

Цель работы юриста состоит  в выяснении следующих фактов:

  • соответствие формы и содержания представленных документов действующему законодательству;
  • определение правоспособности заёмщика.

Далее договор подписывается  у начальника кредитного отдела и передается в кредитный комитет.

Кредитный комитет принимает  одно из следующих решений:

  • санкционирование выдачи кредита;
  • доработка документов;
  • отказ в предоставлении кредита.

Если кредитный комитет  принял положительное решение, то кредитный договор подписывается у руководителя банка, обладающего полномочиями либо согласно уставу, либо согласно доверенности.

  1. выдача кредита;

Выдача кредита начинается с открытия ссудного счета и осуществляется одним из следующих способов: разовое зачисление кредита или открытие кредитной линии.

Физическое предоставление кредита осуществляется бухгалтерией банка на основании распоряжения, составленного кредитным управлением банка (ответственным кредитным работником) и подписанным его руководителем.

Указанное распоряжение после исполнения и последующего контроля помещается в документы дня.

Основные реквизиты  кредитного договора (наиболее часто - группа риска, пролонгации, обеспечение, процентная ставка, сумма), переданные в бухгалтерию, могут изменяться в течение срока кредитования. Для этого кредитное управление готовит соответствующее распоряжение, которое исполняется, контролируется и помещается в документы дня.

  1. сопровождение и обслуживание кредита;

Процедура обслуживания кредита направлена на осуществление кредитным работником контрольных функций, необходимость которых обусловлена изменением финансовых возможностей заёмщика и, следовательно, уровнем риска кредита.

Различают следующие  направления обслуживания кредита:

  • контроль целевого использования;
  • контроль достаточности обеспечения кредита;
  • контроль своевременности и полноты погашения основного долга и процентов;
  • контроль движения денежных средств по расчётному счёту;
  • контроль финансово-экономических и деловых показателей.

Обслуживание кредита оформляется в виде мониторинга, который является неотъемлемой частью кредитного досье заёмщика, а также основанием для реструктурирования кредита.

 

  1. погашение кредита.

Большинство кредитов погашаются полно и своевременно в соответствии с условиями кредитного договора.

В случае возникновения  проблемных ситуаций кредит переносится на счёт просроченных ссуд, а кредитным работником инициируется процедура востребования непогашенных процентов и основного долга.

Основными оперативными действиями банка являются: обременение обеспечения кредита; взаимодействие с дебиторами заёмщика; оформление банком платежных требований и их передача в банки, обслуживающие данного заёмщика; переговоры с залогодателями, гарантами и поручителями заёмщика; определение перечня мер воздействия на заёмщика совместно с юридической службой и службой безопасности.

Конечной целью данных действий является обеспечение возврата кредита и процентов за его использование.

Кредит, признанный безнадежным  для взыскания, списывается с баланса банка-кредитора за счёт сформированного резерва на возможные потери по ссудам или, в случае его недостатка, за счёт убытков отчётного года. Списанный с баланса кредит продолжает отражаться за балансом в течение длительного времени (для России - не менее 5 лет).

В результате, с одной  стороны, повышается качество кредитного процесса за счёт функциональной специализации, но, с другой стороны, увеличивается число согласований и время принятия решения о выдаче кредита. Кроме этого, потенциальный заёмщик вынужден практически одновременно общаться со специалистами и руководителями разных подразделений банка.

Таким образом, кредит - экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу передачи временно свободной денежной суммы.

В Российской Федерации за последние годы был принят ряд базовых законов, заложивших основу правового регулирования кредитно-банковской деятельности. К ним относится - Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и другие Федеральные законы. В соответствии с Конституцией финансовое и кредитное регулирование, федеральные банки находятся непосредственно в ведении Российской Федерации.

Со стороны закона, кредитные отношения возникают тогда, когда банк приобретает права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, либо выдает поручительство за третьих лиц, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме (предоставление гарантий или акцептные операции). Все эти банковские операции кредитных организаций находятся в полном согласии с действующим законодательством.

В настоящее время  взаимоотношения между заемщиком  и банком определяются рядом норм общего характера, которые содержатся в законодательных актах, Гражданском кодексе, Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», Законе «О защите прав потребителей».

Следует различать как общие, так и специальные источники банковского законодательства.

К общим первоначально относятся нормы Конституции РФ. Так, Конституция РФ указывает на то, что в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральный банк (п. "ж" ст. 71).

Согласно п. 1 статьи 75 Конституции РФ государственной денежной единицей является рубль. Исключительно только Банк России осуществляет денежную эмиссию. Эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается ни при каких условиях.

Правовое регулирование  отношений по кредитному договору осуществляется Гражданским кодексом РФ (части 1 и 2), законодательными актами Российской Федерации, приказами Банка России и другими нормативными документами. С введением в действие частей 1 с 01 января 1995 года и 2 с 01 марта 1996 года Гражданского кодекса Российской Федерации регулирование кредитных отношений было выделено в качестве самостоятельной разновидности договора займа. Предусмотрено, что к отношениям по кредитному договору применяются правила, которые предусмотрены положениями о договоре займа, если иное не предусмотрено правилами о кредите в Гражданском кодексе и не вытекает из существа кредитного договора.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности» в банковскую систему Российской Федерации входит Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Таким образом, легальное определение термина «банковская система» дано путем перечисления ее составляющих элементов, что нельзя признать удовлетворительным, поскольку любая система не сводится только к ее элементам, а всегда представляет собой нечто качественно новое. Кроме того, рассматриваемое легальное определение оставляет за пределами банковской системы Российской Федерации различные юридические лица, которые либо обслуживают банковскую деятельность, либо сами фактически участвуют в этой деятельности.

Определяющая роль в подетальном регулировании кредитных операций, осуществляемых банками, принадлежит подзаконному нормативно-правовому регулированию в форме положений, инструкций, писем и иных нормативно-правовых актов, принимаемых Центробанком в соответствии с полномочиями, предоставленными Законом о Центральном банке.

Технология, методы, порядок начисления и уплаты процентов по кредитным операциям регламентируются Положением Банка России от 26 июня 1998 года N 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета" (с изменениями от 24 декабря 1998 г.).

В свою очередь, предписания  Центробанка, содержащиеся в данном Положении, детализированы применительно к банковской практике по кредитованию в письме ЦБР от 14 октября 1998 года N 285-Т Методические рекомендации к Положению Банка России N 39-П. В п. 3.3 Положения N 39-П указаны всего пять способов получения банком-кредитором процентов от клиентов-заемщиков, включая перевод денежных средств физическими лицами через органы связи или другие кредитные организации; взнос наличными в кассу банка на основании приходных кассовых ордеров; удержание из сумм, причитающихся на оплату труда соответствующим работниками банка, являющихся заемщиками банка, но только по их заявлениям или на основании кредитного договора.

Начисление процентов  может осуществляться одним из четырех названных способов: по формулам простых процентов, сложных процентов, с использованием фиксированной либо плавающей процентной ставки в соответствии с условиями договора. Если в договоре четко не указывается способ начисления процентов, то начисление процентов осуществляется по формуле простых процентов с использованием фиксированной процентной ставки (п. 3.9 Положения N 39-П).

Пункт 4 Методических рекомендаций, утвержденных письмом ЦБР N 285-Т, в  частности, не рекомендует при заключении кредитных договоров в качестве важных условий договора предусматривать начисление процентов на проценты. Проценты на проценты, или так называемые, сложные проценты, вызывают многочисленные затруднения в правоприменительной практике. В ГК РФ нет специальных правил, регламентирующих начисление сложных процентов, или упорядочивающих капитализацию процентов. По смыслу п. 1 ст. 809 ГК РФ, регулирующего плату за пользование чужими заемными денежными средствами, как по займу, так и по кредиту, начисление процентов осуществляется лишь на сумму займа (кредита), а не на сумму, увеличенную на сумму неустойки или процентов "в рост".

Федеральный закон РФ от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях» предусматривает непосредственное создание, как системы частных кредитных бюро, так и федерального бюро, учрежденного Центральным банком (Центральное бюро кредитных историй). Основная цель бюро кредитных историй все-таки состоит в накоплении определенного перечня информации, характеризующей платежную дисциплину заемщика по исполнению договоров займа (кредита) и в совокупности составляющей кредитные истории юридических и физических лиц. Банки заключают договора с кредитными бюро о предоставлении сведений о потенциальных заемщиках. При этом вся информация о заемщиках должна храниться в зашифрованной форме и быть недоступной для самого бюро.

Законодателем понятие "кредитная история" сформулировано как информация, характеризующая исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранящаяся в бюро кредитных историй.

Согласно Положению  от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной задолженности и приравненной к ней задолженности» возможно формирование портфельных ссуд (в том числе под потребительские кредиты), под которые теперь формируются резервы. Методики создания резервов будут непосредственно готовиться самими банками исходя из собственной статистической базы и оценки реального риска портфеля. Упрощается также и порядок списания нереальных для взыскания ссуд. Положение не содержит требования о наличии судебного акта при списании ссуды.

Положение ЦБ РФ от 31 августа 1998 года №54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)",в соответствии с которым предоставление (размещение) банком денежных средств физическим лицам осуществляется либо в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на банковский счет физического лица, либо наличными денежными средствами через кассу банка-кредитора, применительно к возможности кредитной организации оплачивать потребительские товары, приобретенные физическим лицом.

С 1 июля 2007 года Банк России юридически не обязывает банки в обязательном порядке указывать эффективные процентные ставки в договорах кредитования с физическими лицами, а лишь закрепляет правило, что ее установление является условием их включения в портфель однородных ссуд (кредитов) для целей создания резервов на возможные потери по ссудам (см. п. 2.1 Указания Банка России от 12 декабря 2006 года N 1759-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2006 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности").

Формирование резерва  не по каждому кредиту в отдельности, а по портфелям однородных ссуд является для банков самым выгодным, поскольку размер резерва в этом случае определяется самой кредитной организацией с учетом оценки риска общих потерь по этим видам ссуд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ практики кредитования физических лиц в ОАО «ОТП БАНК»

 

2.1 Экономическая характеристика ОАО «ОТП Банк»

 

ОАО «ОТП Банк» - правопреемник  ОАО «Омскпромстройбанк» имеет насыщенную фактами и событиями историю.

Информация о работе Анализ практики кредитования физических лиц в ОАО «ОТП БАНК»