Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 20:41, лекция
Банковская система – совокупность различных видов банков и кредитных учреждений, существующая в стране в определенном историческом периоде. Банк. система опосредует механизм общественного воспроизводства, способствует мобилизации свободных денежных средств и их эффективному размещению в экономике.
Факторы роста производительности труда – причины влияющие на изменение производительности.
Также существуют классификационные группировки факторов роста производительности труда в отраслевом разрезе (по промышленности, по с/х, строительству, транспорту, образования, науки и т.д.)
Например по промышленности можно выделить след.факторы роста производительности труда:
Резервы роста производительности труда – неиспользованные возможности, экономия затрат труда и увеличение выпуска продукции. Количественная величина резервов определяется как разница между достигнутым и потенциально возможным уровнем производительности труда.
Закон роста производительности труда: по мере роста производительности труда доля любого труда в любом изделии убывает. По мере роста производительности труда, пропорции между машинным и живым трудом изменяется. Доля машинного увеличивается, доля человеческого уменьшается. В пределах уменьшающейся доли живого труда физическое уменьшается, умственное увеличивается.
Простая модель спроса на труд. Эффект замещения и эффект масштаба.
Спрос на труд – это количество труда (работников), которое работодатели готовы нанять в данный период времени за определенную ставку з/п.
Спрос на труд является производным спросом и зависит от объема производства благ.
Виды спроса на труд:
Различают спрос на труд фирмы, отрасли и рынка.
Факторы, определяющие спрос на труд:
Простая модель спроса на труд.
Предпосылки:
В краткосрочном периоде фирма располагает фиксированным объемом капитала как фактора производства и принимает решения об использовании только одного фактора – труда.
П = TR-TC
TR = Q·p = f(L)·p
TC = w·L
→MRPL = w
Максимум прибыли достигается, когда предельный продукт труда = реальной з/п.
Если MRPL > w, то работодателю выгодно продолжать найм работников.
Если MRPL < w, то работодатель сокращает количество занятых.
Кривая спроса на труд.
Кривая отрасли не всегда сумма кривых фирм.
В долгосрочном периоде работодатель может сменить все факторы производства: все факторы являются переменными.
Решение об объеме используемых факторов зависит от относительных цен факторов и технологии производства.
Функции издержек производства:
TC = wL + rK
r – цена единицы оборудования;
К – количество единиц оборудования, капитала, используемых в производстве.
w – з/п
L – количество работников.
Условие максимизации прибили в долгосрочном периоде:
Эффект масштаба – изменение в объеме спроса на труд в ответ на изменение объема выпуска продукции, вызванное изменением цены на факторы производства и величины издержек производства.
↑w → ↑TC → ↑p → ↓Dпрод → ↓DL
↑r → ↑TC → ↑p → ↓Dпрод → ↓DL
Эффект замещения – изменение величины спроса на труд в ответ на изменение соотношения объемов используемых факторов производства вызванное изменением цен на факторы производства.
↑w → ↑CL → ↓Ck → ↓DL
↑r → ↑ Ck → ↓ CL → ↑DL
Эффект масштаба и эффект замещения. Графическая интерпретация.
Ox- путь развития фирмы в долгосрочном периоде
w1, w2 – цены факторов производства
Предложение труда и определяющие его факторы. Эффект дохода и эффект замещения.
Все многообразие решений, связанное с предложением труда может быть сведено к следующим:
Предложение труда – это предоставление рынку определенной по количеству, качеству, цене рабочей силы.
Различают совокупное и индивидуальное предложение рабочей силы.
Факторы определяющие предложение труда:
Простая модель предложения труда.
Предпосылки:
- время работы на рынке труда (H)
- время досуга (L)
2) индивид за работу получает з/п в соответствии со ставкой з/п (w) и количеством отработанного времени (H)
3) совокупный доход индивида состоит из его заработка (wH) и нетрудового дохода (v)
4) индивид потребляет набор благ (C) в соответствии с уровнем своего дохода (Y)
5) досуг является нормальным благом
6) индивид максимизирует
полезность от потребляемых
Т.о модель предложения труда имеет вид: U = u(C, L) → max
С – потребительские блага
L – досуг.
Бюджетные ограничения отражают возможные для данного индивида комбинации дохода и досуга.
PC=wH+v. Наклон его бюджетного ограничения равен ставки з/п.
Резервная з/п – это минимальная з/п при которой человек примет решение о выходе на работу. Усл. Тру. W/Р реальная ставка (V/Р реальный доход) Если з/п меньше резервной то оптимальное число работы =0, если з//п выше резервной, то колво часов больше нуля.
При увеличении з/п действуют 2 эффекта:
Эффект дохода – это изменение предложения труда (количество часов работы) в ответ на изменение совокупного дохода при неизменной ставке з/п и предпочтении.
Эффект замещения показывает изменение предложения труда в ответ на изменение ставки з/п при постоянном доходе.
Если Н2 больше Н, то эффект замещения. Если Н2 меньше Н, то эффект дохода.
Индивид и рыночное
предложение труда
Индивид предложение тр предложение труда со стороны отдельного человека
Рыночную кривую предложения
труда можно получить (горизонтальным)
суммированием индивидуальных кривых
предложения труда всех лиц, предлагающих
свои услуги на данном рынке труда.
Кривая рыночного предложения труда показывает
зависимость объема предложения от ставки
заработной платы при прочих равных условиях.
Изменение этих условий приводит к сдвигу
кривой рыночного предложения и соответствующему
сдвигу равновесия.
Можно выделить несколько факторов сдвига кривой предложения труда.
1. Изменение заработной
платы на других рынках труда.
Величина равновесной
2. Изменение доходов, не
связанных с трудом. К таким
доходам можно отнести доходы
от ценных бумаг или от
3. Изменение предпочтений
"труд-досуг". Изменение вкусов,
профессиональной структуры, обстоятельств
жизни людей повлияет на
4. Изменение неденежных характеристик профессии. Сюда можно отнести изменения в условиях труда, в престижности профессии, получении льгот и т. д.
5. Изменение числа людей,
обладающих данной
6. Изменение цен на товарных рынках, влияющее на полезность денежного дохода.
Обычно кривая рыночного предложения труда имеет положительный наклон на всем диапазоне реальных ставок заработной платы.
Продуктовая дифференциация: понятие, виды
Продукт может характеризоваться через набор его свойств, таких как: качество, местоположение продавца (близко или далеко от потенциальных покупателей), время продажи, время потребления, долговечность товара, наличие у потребителей информации о товаре и его свойствах, дополнительные услуги, предоставляемые во время и после продажи товара и т.д. каждый из этих компонентов может выступать в качестве фактора продуктовой дифференциации.
Дифференциация товара означает выделение продукта какой-либо фирмы в глазах потребителей из остальных продуктов данного класса и представляет собой форму неценовой конкуренции фирм.
Дифференциация продукта имеет место до тех пор, пока сами потребители расценивают разные товарные марки в качестве несовершенных заменителей. В определенном смысле продуктовая дифференциация выступает как субъективная характеристика поведения покупателей.
Продуктовая дифференциация может быть как реальной – включающей в себя различия в качестве товаров, долговечности, или других функциональных характеристиках, так и фантомной - различия товарных марок носят сугубо внешний характер, и заключается лишь в изменениях цвета, упаковки, внешнего вида. К фантомной дифференциации можно отнести различия в каналах сбыта товара, например, когда продавец низкокачественного продукта для продажи своего товара использует престижные магазины.
Дифференциация продукта ведет к двум важным последствиям для фирмы. 1. продуктовое разнообразие создает рыночную власть фирмы, поскольку всегда находятся покупатели, которые оказываются приверженными продукту именно данной товарной марки ли данной фирмы, соответственно, если покупатели рассматривают разные товарные марки как несовершенные субституты, которые не могут полноценно заменять один другого, фирма может поднять цену на свой особенный товар выше уровня цен конкурентов и не потерять покупателей. 2. продуктовая дифференциация выгодна и покупателям. Когда фирма входит на рынок с новой товарной маркой, потребители получают еще большее продуктовое разнообразие, которое способно в лучшей степени удовлетворить их предпочтения. Продуктовая дифференциация расширяет возможности потребительского выбора.
Чем большее число товарных марок предлагается потребителю в рамках одного продуктового класса или чем большее число товаров выпускается фирмой данной отрасли, тем выше степень продуктовой дифференциации применительно к какому-либо продуктовому классу.
Степень продуктовой дифференциации может быть измерена на основе перекрестной ценовой эластичности спроса. Перекрестная эластичность показывает реакцию спроса на данный продукт при изменении цены другого продукта или другой торговой марки. Чем выше перекрестная эластичность, тем более близкими субститутами являются в глазах потребителей разные товарные марки, и тем ниже степень продуктовой дифференциации. И наоборот, степень продуктовой дифференциации будет тем выше, чем ниже значение перекрестной эластичности спроса.
Степень дифференциации товара может быть оценена на основе затрат на рекламу. Так как существует тесная связь между уровнем рекламных расходов и продуктовой дифференциацией, доля расходов на рекламу в объеме продаж также может выступать в качестве показателя степени дифференциации на рынке. В среднем оказывается правильным, что чем больше фирма тратит на рекламу своего товара, тем более дифференцированным (специфицированным, с точки зрения покупателей) является ее продукт по сравнению с аналогичными товарами ее конкурентов.
На рынке с дифференцированным продуктом рыночная власть фирмы основывается на степени ее продуктовой дифференциации. Чем в большей степени товар какой-либо фирмы отличается от своих аналогов, продаваемых конкурентами, тем сильнее рыночная власть фирмы, и тем сильнее в целом степень продуктовой дифференциации. И, наоборот, при слабой продуктовой дифференциации товары практически не отличаются друг от друга, на рынке преобладает конкурентное начало, и рыночная власть каждой фирмы минимальна.
Информация о работе Банковская система. Центральный и коммерческие банки, их функции