Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 20:41, лекция
Банковская система – совокупность различных видов банков и кредитных учреждений, существующая в стране в определенном историческом периоде. Банк. система опосредует механизм общественного воспроизводства, способствует мобилизации свободных денежных средств и их эффективному размещению в экономике.
общественные блага: свойства и виды. Теория «клубов»
В основе любых активных действий человека лежит удовлетворение потребностей, для чего он стремится приобрести за определенную плату или получить бесплатно блага.
Блага могут быть экономическими (количество которых ограничено) и неэкономич. (бесплатны и в неограниченном количестве)
Результатов функционирования ОС являются общественные блага (ОБ), которые отличаются от частных благ, предоставляемых частным сектором. ОБ включают в себя как материальные, там и нематериальные блага. Это реальные экономические блага, т.к. с одной стороны они обладают полезностью для потребителя, а с другой – требуют осуществления затрат на их производство.
Свойства ОБ:
Блага, не обладающие этими свойствами называются частными.
Неконкурентность означает, что численность пользователей может расти при неизменном объеме производства ОБ, т.е. предельные издержки предоставления ОБ индивидуальному потребителю равны нулю, а появление дополнительного потребителя является Паретто-улучшение.
Неисключаемость означает, что производитель не имеет реального выбора предоставлять благо тем, кто платит или всем желающим. Производитель не может обособить свои взаимоотношения с тем, кто заинтересован в благе и с тем, кто в них не нуждается.
Свойством неконкурентность обладают блага, которые индивиды потребляют совместно (автобус) , однако у этих благ отсутствует свойство неисключаемости, т.к. поставщик услуги взаимодействует только с тем, кто платит на основе билетной систем. При этом цены, по которым потребитель приобретают блага дифференцированы.
Когда речь идет о таких ОБ, как регулирование уличного движения, законодательство, оборона, то имеет место не просто совместное потребление. Эти блага имеют ценность для потребителя только потому, что они предназначены не только для него одного.
Несоперничество возможно при совместном потреблении благ, однако при этом можно устанавливать границы потребления. (вместимость автобуса)
Когда границы совместного потребления существуют, то оптимальное использование благ предполагает приближение к этим границам.
Если речь идет о типичных общественных благах, то границы несоперничества определить невозможно. Разным ОБ неконкурентность и неисключаемость присущи в неодинаковой мере.
Блага, обладающие в высшей степени обоими свойствами называются чистыми ОБ (оборона, законодательство, пожарные).
Благо, у которого хотя бы одно из свойств выражена в умеренной степени называется смешанным ОБ. Они производятся и поставляются на основе разделения функций между общественным и частным сектором (медицина, образование).
Выделяют локальные блага, доступ к которым имеют жители отдельного региона, города.
Другая разновидность коллективные общественные блага называются блага, потребляемое сравнительно небольшой группой людей. Для них характерны узкие границы несоперничества. А неисключаемость не распроняется на тех, кто в эту группу не входит. Чтобы воспользоваться коллективными ОБ необходимо иметь доступ в соответствующую группу, например внеся взнос, плату (профсоюзы, библиотека)
В рамках данного коллектива Б обладают обоими свойствами только членов сообщества.
Существуют такие частные Б, которые называются благами, обладающими особыми достоинствами. Это такие блага, которые общество в целом желало бы сделать обязательными для всех членов (платная медицина). для этих благ характерны позитивные экстерналии, поэтому целесообразно их общ. финансирование.
Полезность совместно потребленного блага для каждого из пользователей зависит от их численности. И чем больше их численность, тем меньше полезность блага для каждого из потребителей.
Теория клубов
Пользование благами в одиночку приносит индивидам полезность, равной сумме U1
и обходится ему в сумму С1.
Небольшой рост числа потребителей до N` увеличивает выгоды для каждого из них. При этом издержки каждого потребителя уменьшаются. При численности потребителей от N` до N** полезность постоянная. N** определяют границы несопернечества. При такой численности потребителей начинается переполнение, т.е уменьшение выгод, приносимых благом отдельному потребителю. Поэтому необходимо искать оптимальное количество пользователей ОБ.
В теории «клубов» численность пользователей совместно потребленного блага целесообразно увеличивать до тех пор, пока переполнение приемом последнего члена клуба не вызовет такого уменьшения выгод для других его членов, которые уравновешивает снижение издержек, обусловленное участием новичка в финансировании затрат. Если численность пользователей задана, то количество потребителей блага должно возрастать, пока предельные издержки индивида на получение этого блага не уравновесят его предельную полезность.
Спрос на ОБ существует латентно. Спрос населения на частные и ОБ формируются путем суммирования индивидуального спроса для ЧБ – горизонтальное суммирование, для ОБ – вертикальное.
Дифференциация запросов потребителей в отношении ЧБ провялятся в том, что они показывают разное количество товара по одной цене. ОБ же из – за свойства неисключаемости не может быть предоставлено потребителям в разных количествах, поэтому дифференциация запросов отражается в дифференцированной плате, за которую благо в равном количестве предоставляется разным потребителям.
Производство ОБ осуществляются за счет финансирования общества в целом, а бремя этого финансирования должно быть распределено между индивидами. Индивиду нет смысла целиком брать на себя цену по которой благо предоставляется обществу, а достаточно внести определенную плату, соответствующую его готовности платить за это благо, поэтому разные потребители по разному нуждаются в ОБ и готовы вносить разную плату за них, поэтому индивидуальные цены ОБ должны дифференцироваться не произвольно, а в соответствии дифференциации предельных норм замещения.
Цены ОБ для различных потребителей служат основой для распространения налогового бремени.
Оборотные и внеоборотные активы: понятие, классификация. Стоимостная оценка основных средств (ОС).
Материальные оборотные активы представляют собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности в течение одного производственно-коммерческого цикла.
Оборотные фонды включают в себя:
Предметы труда (сырье, материалы и т.п.);
Средства труда со сроком службы не более 1 года;
Незавершенное производство и расходы будущих периодов.
В своем движении оборотные активы проходят последовательно три стадии кругооборота: денежную, производительную и товарную.
Первая стадия денежная.
На этом этапе происходит превращение денежных средств в форму производственных запасов.
Вторая стадия — производительная.
На этой стадии продолжает авансироваться стоимость создаваемой продукции, авансируются затраты на заработную плату, а также перенесенная часть основных фондов.
Третья стадия – товарная.
На третьей стадии кругооборота продолжает авансироваться продукт труда (готовая продукция). Лишь после того, как товарная форма вновь превратится в денежную, авансированные средства восстанавливаются за счет части поступившей выручки от реализации продукции.
Внеоборотные активы – это имущество предприятия или организации, которое неоднократно участвует в процессе хозяйственной деятельности. Они переносят свою стоимость на стоимость выпускаемой продукции по частям – чаще всего посредствам начисления ежемесячной амортизации основных фондов.
Источником пополнения таких активов считаются оборотные активы.
Внеоборотные активы предприятия можно разделить на 4 группы:
Основные средства – предметы труда, которые используются в процессе производства материальных ценностей или услуг в течение длительного срока (более года) и при этом их внешний вид со временем не претерпевает особых изменений. В свою очередь, в состав ОС включаются:
Здания и сооружения
Машины и оборудование
Транспорт
Инструменты и инвентарь
2. Нематериальные – вложения, которые не имеют материальной оболочки, однако активно принимающие участие в деятельности организации (лицензии, авторские права, специальные программы и пр.);
3. Финансовые
вложения во внеоборотные
4. Долгосрочные
финансовые вложения – средства
Стоимостная оценка основных средств.
Оценка основных средств - это определение стоимости основных фондов предприятия для целей учета и анализа, экономических расчетов и прогнозов, формирования обобщающих отраслевых и народно-хозяйственных показателей.
Оценка ОС осуществляется для:
для сделок купли-продажи, обмена;при выдаче кредита под залог имущества; при проведении процедур банкротства и др.
Различают несколько видов стоимостной оценки:
Первоначальная стоимость.
Определяется стоимостью приобретения оборудования, затратами на его транспортировку и монтаж и рассчитывается по ценам приобретения;
Восстановительная стоимость.
Характеризуется не тем временем, которое в действительности затрачено на производство товара, а тем, которое необходимо для воспроизводства его в современных условиях.
Остаточная экономическая стоимость.
Представляет собой разницу между полной первоначальной или полной восстановительной стоимостью и начисленным износом.
Балансовая стоимость.
Стоимость, по которой, основные фонды учитываются в балансе предприятия по данным бухгалтерского учета об их наличии и движении.
Предпр-е в сис-ме хоз-я прибль фирмы максимизция прибыли
Основными показателями результата деятельности фирмы являются рентабельность и прибыльность.
Прибыль выступает как реализованная прибавочная стоимость. Она образуется в результате реализации продукции. Прибыль представляет собой превышение доходов над издержками или разницу между валовым доходом и валовыми издержками.
Явные издержки представляют собой денежные
расходы фирмы поставщиком ресурсов (оплата
трудовых ресурсов, сырья, материалов,
топлива, транспорта, энергии и т.д). Но
кроме них, фирма в своей деятельности
может использовать ресурсы, принадлежащие
ей самой. При подсчете издержек, прежде
всего учитываются явные издержки и в
результате разница между выручкой от
реализации продукции и явными издержками
образует бухгалтерскую
прибыль. Но в ней не
нашли отражения скрытые издержки, связанные
с использованием собственных ресурсов
(к числу таких ресурсов относятся предпринимательские
способности). СКРЫТЫЕ ИЗДЕРЖКИ - издержки фи
если от бухгалтерской прибыли вычесть эти скрытые издержки, то получим экономическую прибыль. Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой от продаж и всеми издержками (как явными, так и не явными).
Плата за использование предпринимательских способностей определяется как нормальная прибыль.
С ее помощью осуществляется распределение ресурсов по отраслям и сферам экономики; получение прибыли является основным стимулом снижения издержек производства.
Если сравнить величину полученной прибыли с величиной затраченного капитала, то получим норму прибыли. Это относительная величина..
Факторы, влияющие на величину нормы прибыли:
Норма прибыли прямо пропорциональна скорости оборота капитала: чем больше оборотов капитала в год (меньше время оборота капитала), тем выше норма прибыли. Зависит норма прибыли от органического строения капитала, зависимость обратно пропорциональная: чем выше техническая оснащенность предприятия), тем ниже прибыль. В целом же изменение величины прибыли зависит от конкурентной борьбы.
В экономики России эффективность работы предприятия определяется с помощью показателя уровня рентабельности, характеризующего степень доходности, прибыльности работы предприятия. Уровень рентабельности рассчитывается двумя способами:
Существуют 2 критерия в определении уровня производства, при котором предприятие будет получать максимум прибыли и минимум убытков.
В первом случае критерием (мерой) является сравнение валового дохода и общих издержек; во втором – сравнение предельного дохода и предельных издержек.
Итак, для получения максимальной прибыли необходимо определить оптимальный размер выпуска продукции. Осуществить это можно с помощью анализа предельных издержек, которые показывают, какие расходы предприятию придется осуществить при производстве последней единицы продукции, или какие будут сэкономлены средства в случае сокращения объема производства на эту последнюю единицу. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ — (profit maximization) Усилия, направленные на получение наивысшей прибыли от предпринимательской деятельности.
Информация о работе Банковская система. Центральный и коммерческие банки, их функции