Банковская система в условиях трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбора темы работы связана с проблемой белорусских банков по формированию ресурсной базы и эффективному их размещению в условиях снижения уровня инфляции и ужесточения требований органов, регулирующих банковскую сферу. Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система.docx

— 71.62 Кб (Скачать файл)
;text-indent:35pt;line-height:18pt">Некоторым государственным  органам и должностным лицам  предоставлено право получения  информации по счетам юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей (например, судебные исполнители, ГКФР) иными законодательными актами. В  результате возникает коллизия норм, из которой можно сделать ряд  выводов:

1) БК содержит правовые  нормы, имеющие специальный предмет  правового регулирования - объем  и содержание института банковской  тайны.

2) Исходя из данного  подхода, информация по банковской  тайне юридических лиц должна  предоставляться только тем органам,  которые указаны в ст.122 кодекса.  Так, судебные исполнителя утратили  свое право на получение подобной  информации, а органы ГКФР сохранили.  Это обусловлено тем, что налоговые  органы имеют право на получение  информации. А из п.4 Указа Президента  от 11.02.98г. N71 "Об образовании Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь" вытекает, что он действует в соответствии с Законом "О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь".

Режим банковской тайны по счетам физических лиц является более  жестким. Во-первых, перечень органов, имеющих право получать информацию по счетам и вкладам в три раза меньше, чем в отношении юридических  лиц (органы дознания и следственные органы, суды, нотариальные конторы, консульские  учреждения). Во-вторых, даже эти инстанции  вправе получать информацию не всегда, а лишь в некоторых случаях, указанных  в ст.122 БК.

Еще более строгим является режим банковской тайны по счетам и вкладам физических лиц в  иностранной валюте. С принятием  Декрета N 4 налоговые органы вообще утратили возможность получения  подобной информации. Другие органы, обладавшие правом получать информацию по валютным счетам физических лиц, при принятии Декрета также его лишились. Такой  же жесткий подход в защите банковской тайны физических лиц сохранен в  ст.122 БК.

Проблема проведения четких границ между интересами общества (борьба с "отмыванием денег") и интересами юридических и физических лиц (банковская тайна) является общемировой проблемой. Закон "О предотвращении легализации  доходов, добытых незаконным путем" от 19.07.2000г. существенно сузил сферу  действия норм о банковской тайне.

Во-первых, в силу ч.4 ст.6 Закона органы предварительного расследования  получили возможность получать информацию по счетам и вкладам граждан по любым, находящимся в их производстве делам (до принятия Закона только по уголовным  делам, по которым грозит конфискация  имущества). А суды, органы прокуратуры, органы финансовых расследований и  другие уполномоченные органы и вообще без производства по делу.

Во-вторых, данным Законом  банки обязали самостоятельно предоставлять  специальные формуляры, содержащие информацию о многих операциях (о  большинстве их) по счетам юридических  и физических лиц. Причем не только подозрительных, но и тех, которые  субъекты хозяйствования проводят в  процессе их нормальной хозяйственной  деятельности (например, международный  перевод денежных средств субъектом  права, за исключением физического  лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в течение шести  месяцев с момента его государственной  регистрации и т.п.).

В-третьих, Законом утвержден  перечень государственных органов, осуществляющих контроль за порядком проведения финансовых операций, которые ранее не были наделены правом получения информации. С принятием Закона специальные формуляры от банков по подозрительным операциям должны направляться только в налоговые органы и Комитет госконтроля. Однако иные, указанные в ст.8 Закона "органы, осуществляющие контроль за порядком проведения финансовых операций" получают право проводить документальные и иные проверки (ревизии, инвентаризации) с целью установления правильности проведения и регистрации операций, а также полноты и достоверности представляемой информации. Следовательно, данные госорганы приобрели возможность получать сведения в пределах своей компетенции.

После принятия БК право  этих органов на проведение проверок для получения информации вызывает большие сомнения. В силу ст.10 Закона от 10.01.2000г. "О нормативных правовых актах" кодексы имеют большую  юридическую силу по отношению к  другим законам.

По валютным счетам и вкладам  физических лиц ситуация еще проще. Нормы Декрета N 4 устанавливают режим  банковской тайны, идентичный Банковскому  кодексу. При противоречиях с  Декретом в силу Конституции он будет  иметь более высокую юридическую  силу. А поэтому можно утверждать, что указанные в Законе о легализации, но не содержащиеся в БК органы, не могут проводить подобные проверки. Противники данной точки зрения могут возразить, что информацию данные органы будут черпать не из запросов, а путем получения от банков специальных формуляров и проведения проверок. Но, изложенная выше позиция вполне обоснованна, так как не имеет значения способ получения информации (путем запроса, направления специального формуляра или проведения проверки) - главное, допустимость БК и Декретом N 4 получения информации тем или иным органом в определенном случае.

Таким образом, привлечение  денежных средств, инвестиций в банковскую систему, а тем самым и в  экономику не только из-за границы, но и из внутренних источников вряд ли возможно без жестких гарантий соблюдения банковской тайны. Этого  не стоит забывать, принимая меры, стимулирующие  инвестиции лишь налоговыми льготами или иными гарантиями.

Ежегодно в банковской среде выявляется около 3 тыс. хищений. Чаще всего преступники используют схему так называемых ''инструментов первоклассных банков'', находят  свои жертвы из числа инвесторов или  тех, кто нуждается в кредитах. Проводятся мошеннические операции с ценными бумагами путем изготовления копий векселей либо их хищение из депозитариев, используют также необеспеченные векселя. Основные методы противодействия  финансовому мошенничеству: своевременное  предание гласности установленных  случаев мошенничества, оповещение руководителей и специалистов банков о наиболее опасных схемах мошенничества  и главное, качественная работа службы безопасности банка.

Ведение кредитно-денежного  бизнеса невозможно без надежной защиты банковской информации. По экспертным данным, потери от противоправных действий лиц, занимающихся хищением информации, составляют в среднем 30% всего ущерба, который наноситься банкам. Многие преступления начинаются с утечки информации. Даже личная безопасность банкиров тесно связана со степенью надежности защиты банковской информации. Поэтому каждой кредитной организации необходимо иметь и периодически обновлять Рабочую программу обеспечения технической, экономической и информационной безопасности.

Внедрение в банковскую практику достижений высоких технологий дало толчок к развитию нового вида преступных действий: ''взлом'' и проникновение  в компьютерные и телекоммуникационные сети банков. Особая опасность таких  преступлений:

·Высокая степень латентности (выявляется 1 из 10)

·Крупный ущерб

·Носят организованный характер

·Нередко совершаются с участием персонала банка.  

По прогнозам, в начале XXI в. хакеры смогут проникать в каждый четвертый банк, если не принимать адекватной защиты информации.

 В связи с этим  рекомендуется: 

  1. Регулярно проводить оценку всей имеющейся информации и выделять из нее конфиденциальную в целях дополнительной ее защиты
  2. Распределять функции между сотрудниками так, чтобы ни одна операция не могла быть выполнена одним человеком целиком.
  3.   Обеспечивать строгий режим пропуска и порядка в служебных помещениях, особенно в местах ограниченного доступа;
  4. Иметь нормативно-правовые документы по вопросам защиты информации;
  5. Создать базу данных, в которой фиксировались бы все попытки несанкционированного доступа к конфиденциальной информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В ходе рассмотрения  данной темы в курсовой работе, были сформулированы три основные  группы выводов: 

1. Касающиеся банковской системы в целом;

2. Касающиеся роли банковской  системы в развитии экономики.

3. Касающиеся современной банковской системы РБ.

 

1. Исходя из первой  части, можно сделать следующие  выводы:

  • Банки - это предприятия, присущие любой нормально функционирующей экономической формации, занимающиеся кредитованием и финансированием промышленности и торговли за счет денежных капиталов, привлеченных в виде вкладов и путем выпуска собственных акций и облигаций
  • Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве.
  • Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому.
  • Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике.
  • Банковская система является системой «закрытого» типа.
  • Банковская система - «самоорганизующаяся».
  • Банковская система выступает как управляемая система.
  • Банковские услуги бывают: специфические и неспецифические; депозитные, кредитные, расчетные, кассовые операции; нетрадиционные банковские услуги и др.

Информация о работе Банковская система в условиях трансформационной экономики