Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 20:36, лекция
Хозяйственно-финансовая деятельность аптечной организации заключается в преобразовании ресурсов (материальных, информационных, трудовых, финансовых) в конечный продукт (товары и услуги).
Введение.
1. Характеристика бухгалтерского учета.
1.1. Место бухгалтерского учета в системе хозяйственного учета
1.2. Задачи, требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету
1.3. Предмет, объекты бухгалтерского учета
1.4. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета
1.5. Организация бухгалтерского учета
2. Технология бухгалтерского учета
2.1. Метод бухгалтерского учета
2.2. Документация хозяйственной деятельности
2.3. Оценка и калькуляция
2.4. Бухгалтерские счета: понятие, структура, порядок работы со счетами
2.4.1. Понятие счета
2.4.2. Классификаций счетов
2.4.3. Структура счета, порядок работы со счетами
2.5. Учетные регистры, техника и формы бухгалтерского учета
2.5.1. Учетные регистры
2.5.2. Техника и формы бухгалтерского учета
2.6. Бухгалтерский баланс
2.6.1. Баланс: понятие, структура
2.6.2. Изменения в балансе
2.6.3. Виды баланса
2.7. Бухгалтерская отчетность
2.8. Инвентаризация
3. Учет хозяйственных операций
3.1. Порядок учета хозяйственных операций
3.2. Учет операций снабжения
3.3. Учет операций производства
3.4. Учет операций реализации
Заключение
Литературы
Основные отражают состояние активов и пассивов и подразделяются на:
1) инвентарные (отражают
состояние материальных
2) денежные (денежных активов);
3) расчетные (обязательств);
4) фондовые (собственного капитала)
Вспомогательные обслуживают основные и подразделяются на:
1) регулировочные (позволяют определить текущую стоимость некоторых активов);
2) калькуляционные (суммирующие затраты);
3) собирательно-
4) результатные: операционно-результативные, финансово-результативные (позволяют подвести итоги по отдельным операциям или всей деятельности).
Перечень используемых организацией с учетом специфики ее деятельности счетов отражается в рабочем Плане счетов, который разрабатывается на основе типового Плана счетов.
Типовой план счетов – это полный перечень счетов, используемых организациями на территории РФ, утвержденный приказом МФ РФ № 94н от 2000 г (познакомитесь на занятии).
Он содержит коды и наименования 99-ти балансовых и 11-ти забалансовых синтетических счетов, включая субсчета.
Балансовые счета
А именно:
I раздел «Внеоборотные активы». Счета отражают состояние средств производства (01 «Основные средства» А инвентарный, 02 «Амортизация основных средств» П регулировочный).
II раздел «Производственные запасы». Отражают предметы производства (10 «Материалы» А, 19 «НДС по приобретенным ценностям» А - инвентарные);
III раздел «Затраты на производство». Отражают
процессы производства (20 «Основное производство»
А калькуляционный, 26 «Общехозяйственные
расходы» А собирательно-
IV раздел «Готовая продукция и товары». Отражают материальные активы в сфере обращения (41 «Товары» А инв., 42 «Торговая наценка» П регулировочный , 44 «Расходы на продажу» А калькуляционный).
V раздел «Денежные средства». Отражают денежные активы в сфере обращения (50 «Касса» А, 51 «Расчетный счет» А - денежные).
VI раздел «Расчеты». Предназначены для учета обязательств (60 «Расчеты с поставщиками» А-П, 62 «Расчеты с покупателями» А-П, 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» П, 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» А-П - расчетные).
VII раздел «Капитал». Предназначены для учета собственных источников (80 «Уставный капитал» П, 84 «нераспределенная прибыль» П, 86 «Целевое финансирование» П - фондовые).
VIII раздел «Финансовые результаты». Предназначены для учета результатов хозяйственных процессов (90 «Продажи» П операционно-результативный, 94 «Недостачи ценностей» А инв., 99 «Прибыли и убытки» П финансово-результативный).
Примеры субсчетов. К синтетическому счету 41 «Товары» предусмотрено 4 субсчета, в том числе 41–2 «Товары в розничной торговле», информация на котором может уточняться на аналитических счетах, например, 41-2/ «Товары в аптечном киоске».
Т.о., многокритериальность классификации счетов свидетельствует о сложности экономической деятельности организации, которая отражается на методологии учета результатов этой деятельности.
2.4.3. Структура
счета, порядок работы со
Графически синтетический счет представляет собой двустороннюю таблицу, состоящую из двух вертикальных частей («бухгалтерский самолетик»). Левая часть называется дебетом, а правая – кредитом.
Порядок работы со счетом заключается в следующем:
1) счет нужно открыть, т.е. внести номер, название счета, начальное состояние объекта учета или начальное сальдо;
2) внести суммы хозяйственных операций, производимых с объектом учета на основании первичных документов;
3) подвести итоги или обороты за определенный (отчетный) период времени;
4) рассчитать конечное сальдо.
Принцип работы со счетами.
В активных счетах сальдо всегда дебетовое, увеличение средств на счете отражается в дебете, а уменьшение – в кредите.
В пассивных счетах сальдо всегда кредитовое, увеличение средств отражается в кредите, а уменьшение – в дебете («зеркальный принцип»).
В активно-пассивных счетах сальдо может быть как кредитовым, так и дебетовым, так как в результате расчетов организации с покупателями или поставщиками может возникнуть как кредиторская, так и дебиторская задолженность.
Схематично изобразим структуру и принцип работы с активным и пассивным счетами.
Активный |
Пассивный | ||||
Счет №___ «Наименование» |
Счет №___ «Наименование» | ||||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит | ||
Сн |
Сн | ||||
Суммы по операциям
Увеличение средств |
Суммы по операциям
Уменьшение средств |
Суммы по операциям
Уменьшение средств |
Суммы по операциям
Увеличение средств | ||
ДО |
КО |
ДО |
КО | ||
Ск = Сн + ДО – КО |
Ск = Сн + КО - ДО |
Ведение счетов реализуется приемом двойной записи и оформлением учетных регистров.
Двойная запись – это одновременное отражение одной хозяйственной операции в двух или более счетах: по дебету одного (одних) и кредиту другого (других).
Взаимодействие счетов по одной операции называется корреспонденцией, а счета – корреспондирующими.
Внесение суммы операции в корреспондирующие счета называется бухгалтерской проводкой. Выделяют простые и сложные проводки. В простой проводке корреспондируют два счета, в сложной – три и более. На практике сложные проводки сводятся к простым.
2.5. Учетные регистры, техника и формы бухгалтерского учета
2.5.1. Учетные регистры
Учетные регистры – это вторичные документы, предназначенные для систематизации и накопления информации из первичных документов.
По содержанию регистры подразделяются:
3) на комбинированные
регистры (выполняют функции
По форме выделяют:
1) карточки
2) свободные листы
3) книги
Карточки предназначены для аналитического учета имущества, например основных средств (инвентарная карточка) или материалов (карточка складского учета).
Листы – это учетные регистры большего формата, чем карточка. Служат для аналитического, синтетического и комбинированного учета различных объектов и представляют собой ведомости, журналы-ордера, например, оборотная ведомость по лицевым счетам покупателей.
Книги – это сброшюрованные листы, предназначенные для аналитического (пример, кассовая книга) и синтетического (пример, Главная книга) учета.
Формы регистров рекомендуются МФ РФ и другими министерствами в зависимости от специфики деятельности организации (для аптеки – МЗ РФ).
Взаимосвязь регистров определяется методологией бухгалтерского учета и может быть представлена в виде схемы:
Первичные документы |
Первичный (оперативный) учет (обязательный) |
| |
Регистры аналитического учета (аналитические счета) |
Аналитический учет (рекомендуется для принятия оперативных решений) |
| |
Оборотная ведомость по аналитическим счетам | |
| |
Регистры синтетического учета (синтетические счета) |
Синтетический учет (обязательный) |
| |
Оборотная ведомость по синтетическим счетам | |
| |
Баланс и другая отчетность |
2.5.2. Техника и формы бухгалтерского учета
Под техникой понимается способ регистрации учетной информации, а сочетание используемых для обработки этой информации учетных регистров образует форму бухгалтерского учета.
Организация самостоятельно выбирает одну из четырех законодательно предусмотренных форм бухгалтерской работы:
Все эти формы объединяет обязательное использование данных первичных документов и хронологическая запись хозяйственных операций с начала отчетного года.
Мемориально-ордерная форма предусматривает внесение информации из первичного документа в мемориальный ордер, где указывается содержание хозяйственной операции, сумма по операции и ее проводка по корреспондирующим счетам. В хронологической последовательности данные ордеров отражаются в регистрационном журнале. Данные журнала служат основанием для заполнения Главной книги. В этой книге каждому счету отводится одна страница. Итоги книги за год (начальное, конечное сальдо, дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету) вносятся в оборотную ведомость, а на основании ведомости составляется баланс.
Журнал-Главная является разновидностью первой формы. Данные мемориальных ордеров вносятся в регистр, объединяющий в себе реквизиты регистрационного журнала и Главной книги.
Журнально-ордерная форма использует шахматный принцип регистрации операций. Это значит, что форма журналов-ордеров дает возможность при однократном отражении суммы по операции провести ее в дебет и кредит корреспондирующих счетов одновременно. Периодически итоги журналов-ордеров вносятся в Главную книгу, а затем в баланс.
Для целей аналитического учета в этих формах могут использоваться вспомогательные ведомости и карточки.
Упрощенная форма предполагает заполнение Книги учета хозяйственных операций, куда вносится подробная характеристика хозяйственных операций. Применяется в сфере малого бизнеса.
Обработка информации может
производиться вручную или авто
2.6. Бухгалтерский баланс
1) прием группировки и
2) документ (форма) бухгалтерской отчетности.
Форма баланса утверждена МФ РФ.
Графически баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона называется активом, правая – пассивом.
Левая часть содержит информацию о составе и размещении активов или хозяйственных средств, а правая – об источниках их образования на начало и конец отчетного периода.
Каждая часть баланса представлена разделами. В активе их два, так как хозяйственные средства разделены по экономическому содержанию и срокам их использования на: 1 раздел - внеоборотные и 2 раздел – оборотные активы.
Пассив имеет три раздела, так как источники разделены по экономическому содержанию и срокам погашения обязательств на: 3 раздел - капитал и резервы, 4 раздел – долгосрочные обязательства и 5 раздел - краткосрочные обязательства.
Информацию по разделу конкретизируют статьи. Отдельная статья представляет собой экономически обособленный объект учета, например товары (статья актива), уставный капитал (статья пассива) и т.д. Каждой статье баланса соответствует свой синтетический счет. Счет несет в себе информацию (сальдо начальное и конечное) для внесения в баланс.
Взаимосвязь счетов и баланса можно представить в виде схемы:
Активные счета |
Баланс |
|
Пассивные счета | ||||
Актив |
Пассив |
аналитические | |||||
Итоги = |
Итоги |
= |
Итоги = |
Итоги |
= |
Итоги = |
Итоги |
В конце каждой части выводятся итоги (валюта) баланса. Итоги по активу и пассиву должны совпадать (в переводе с французского, баланс - это равновесие). Это совпадение является критерием оценки правильности составления баланса.
Вывод:
1) отличительной чертой
баланса является равенство
Информация о работе Бухгалтерский учет: теоретические и правовые основы