Бухгалтерский учет: теоретические и правовые основы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 20:36, лекция

Краткое описание

Хозяйственно-финансовая деятельность аптечной организации заключается в преобразовании ресурсов (материальных, информационных, трудовых, финансовых) в конечный продукт (товары и услуги).

Содержание

Введение.
1. Характеристика бухгалтерского учета.
1.1. Место бухгалтерского учета в системе хозяйственного учета
1.2. Задачи, требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету
1.3. Предмет, объекты бухгалтерского учета
1.4. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета
1.5. Организация бухгалтерского учета
2. Технология бухгалтерского учета
2.1. Метод бухгалтерского учета
2.2. Документация хозяйственной деятельности
2.3. Оценка и калькуляция
2.4. Бухгалтерские счета: понятие, структура, порядок работы со счетами
2.4.1. Понятие счета
2.4.2. Классификаций счетов
2.4.3. Структура счета, порядок работы со счетами
2.5. Учетные регистры, техника и формы бухгалтерского учета
2.5.1. Учетные регистры
2.5.2. Техника и формы бухгалтерского учета
2.6. Бухгалтерский баланс
2.6.1. Баланс: понятие, структура
2.6.2. Изменения в балансе
2.6.3. Виды баланса
2.7. Бухгалтерская отчетность
2.8. Инвентаризация
3. Учет хозяйственных операций
3.1. Порядок учета хозяйственных операций
3.2. Учет операций снабжения
3.3. Учет операций производства
3.4. Учет операций реализации
Заключение
Литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1 Бухгалтерский учет.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

2) баланс представляет  собой как бы моментальный  снимок хозяйственных средств,  в то время как счета отражают  динамику хозяйственных процессов. 

2.6.2. Изменения в балансе

Динамичность  хозяйственной деятельности проявляется  в изменениях в составе и источниках хозяйственных средств, т.е. в балансе.

Выделяют четыре типа изменений  в балансе.

Первый тип (активно-активный) связан с изменениями в активе баланса. При этом одна статья актива увеличивается, а другая уменьшается. Валюта баланса при этом не меняется. При отражении операций, вызывающие эти изменения, корреспондируют активные счета.  К ним относят, например,  операции по погашению дебиторской задолженности, перевода одной группы ценностей в другую, перемещение денежных средств из кассы на расчетный счет и наоборот.

Второй тип (пассивно-пассивный) вызывает изменения в пассиве баланса. Одна статья пассива увеличивается, другая уменьшается. Валюта баланса не меняется. Корреспондируют пассивные счета. Пример операций: начисление некоторых налогов (например, на  прибыль), формирование резервного капитала за счет  прибыли.

Третий (активно-пассивный) тип изменений ведет к  увеличению хозяйственных средств, а значит и валюты баланса.  Корреспондируют активные и пассивные счета. Пример операций: переоценка активов в сторону увеличения стоимости, приобретение активов (например, товаров), получение кредитов.

Четвертый (активно-пассивный) тип изменений связан с изъятием хозяйственных средств из оборота. Актив, пассив и валюта баланса уменьшаются. Корреспондируют активные и пассивные счета.  Пример операций: погашение кредиторской задолженности (перед банками, персоналом, поставщиками, бюджетом), переоценка ценностей в сторону уменьшения стоимости, списание испорченных ценностей.

Руководитель организации должен уметь читать баланс: оценивать состояние  имущества, обязательств, расчетов; понимать какого рода изменения в них произошли и вследствие каких хозяйственных процессов. Информативность баланса позволяет использовать его в качестве основного источника информации для анализа финансового состояния организации.

2.6.3. Виды баланса

В зависимости от периода составления выделяют следующие виды баланса:

1) вступительный (в нем отражается материально-финансовое положение вновь зарегистрированной организации, процесс формирования уставного капитала);

2) операционный или текущий (составляется  действующей организацией по  истечению отчетного периода для предоставления внешним пользователям учетной информации);

3) ликвидационный (составляется при  ликвидации организации как юридического лица). 

По источникам составления различают:

1) инвентарный (составляется по  данным инвентаризации);

2) книжный (составляется на основании  данных учетных регистров);

3) генеральный (объединяет данные  регистров и инвентаризации).

В зависимости от вида в балансе по-разному раскрываются отдельные статьи.

2.7. Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность является завершающим  этапом учетного процесса.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

2.8. Инвентаризация

Инвентаризация –  выявление фактического состояния имущества, финансовых обязательств организации на определенный момент времени и сопоставление с данными бухгалтерской отчетности.

Данный прием применяется для  подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Инвентаризации проводится,  как правило, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

3. Учет хозяйственных  операций

3.1. Порядок учета хозяйственных  операций

Учетный  процесс состоит из следующих основных этапов:

  1. отражение операции в первичных документах;

2) внесение информации из первичного документа в оперативную отчетность;

3) отражение операции в регистрах аналитического учета;

4) внесение информации об операции в регистры синтетического учета, для чего необходимо:

а) определить хозяйственные средства, участвующие в операции;

б) выбрать из рабочего Плана счета, предназначенные для учета этих объектов;

в) определить тип изменений в  объектах учета и принцип корреспонденции  счетов;

г) провести сумму операции в корреспондирующие  счета;

5) внесение изменений в баланс.

Решим задачу.

Условие: в аптеку 11.01.2011 г. поступил товар от поставщика по счету-фактуре № 1 от 10.01.2011 г. на сумму 110 000 рублей, в т.ч. НДС 10 000 рублей.

Что делать: осуществить бухгалтерский учет операции, определить тип изменения в балансе.

Начальный баланс имеет вид (в тыс. руб.):

Актив

Пассив

Показатель

На 11 января

2011 г.

На 31 декабря 2010 г.

Показатель

На 11 января

2011 г.

На 31 декабря 2010 г.

Основные 

средства

 

400

Уставный 

капитал

 

500

Товары

 

200

Кредиторская 

задолженность

 

130

НДС

 

30

     

Баланс

 

630

Баланс

 

630


 

 

Решение:

1) На основании счета-фактуры  и других сопроводительных документов  операцию фиксируем в документах оперативного учета товаров: журнале регистрации счетов поступления товаров по группам, книге учета покупок, товарном отчете и других.

2) Аналитический (предметно-количественный) учет товаров осуществляем в  стеллажных карточках.

3) Определяем объекты  учета: товары, НДС и расчеты  с поставщиками.

4) Выбираем из Плана счетов  необходимые для учета данных  объектов синтетические счета: 41 «Товары» А, 19 «НДС по приобретенным ценностям» А, 60 «Расчеты с поставщиками» П.

5) Определяем принцип корреспонденции  счетов. Поскольку операция ведет  к увеличению хозяйственных средств, поэтому она найдет отражение в дебете активных счетов (41, 19) и в кредите пассивного  счета (60). Это сложная проводка, т.к. корреспондирует три счета: с кредита 60 в дебет 41 и 19 счетов, поэтому ее необходимо разложить на две простых.

6) Оформляем  Журнал регистрации хозяйственных операций.

В этот документ операции вносятся в хронологической последовательности с начала года на основании первичных документов и подготавливаются к внесению в счета.

Журнал имеет вид:

№ п/п

Дата

Документ

Содержание хозяйственной 

операции

Сумма

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1.

11.01.2011

Счет-фактура

№ 1 от 10.01.2011

 

Поступил товар от поставщика (без НДС)

 

100 000=

 

41

 

60

2.

11.01.2011

Счет-фактура

№ 1 от 10.01.2011

 

Выделен НДС

 

10 000=

 

19

 

60

     

Итого:

110 000=

   

 

7) Разносим операции  по синтетическим счетам на основании записей в журнале.

Счет 41 «Товары»

Счет 19 «НДС»

Счет 60 «Расчеты с поставщиками»

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сн = 200000=

 

Сн = 30000=

   

Сн =130000=

1) 100000=

 

2) 10000=

   

1) 100000=

         

2)  10000=

ДО = 100000=

КО -

ДО = 10000=

КО -

ДО -

КО = 110000=

Ск = 300000=

 

Ск = 40000=

   

Ск = 240000=


 

8) Составляем Оборотную ведомость по синтетическим счетам.

Ведомость имеет вид:

Номер счета

Наименование счета

Сальдо начальное

(на 31.12.2011)

Обороты

Сальдо конечное

(на 11.01.2011)

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

01

Основные средства

400000=

 

----

----

400000=

 

19

НДС

 30000=

 

10000=

----

40000=

 

41

Товары

200000=

 

100000=

----

300000=

 

60

Расчеты с поставщиками

 

130000=

----

110000=

 

240000=

80

Уставный капитал

 

500000=

----

----

 

500000=

 

Итого:

630000=

630000=

110000=

110000=

740000=

740000=


При подведении итогов должно быть получено равенство дебетовых  и кредитовых сальдо (баланс), дебетовых и кредитовых оборотов по всем счетам. Кроме того, обороты должны быть равны оборотам по журналу. Равенство оборотов обеспечивается приемом двойной записи.

9) Составляем баланс на отчетную дату на основании данных ведомости:

Актив

Пассив

Показатель

На 11 января

2011 г.

На 31 декабря 2010 г.

Показатель

На 11 января

2011 г.

На 31 декабря 2010 г.

Основные 

средства

400

400

Уставный 

капитал

500

500

Товары

300

200

Кредиторская 

задолженность

240

130

НДС

40.0

30

     

Баланс

740

630

Баланс

740

630


10) Оцениваем изменения  в балансе.

Тип изменений в балансе активно-пассивный с увеличением хозяйственных средств и валюты баланса. Читаем баланс: увеличился объем (стоимость) товаров, включая НДС, за счет кредиторской задолженности перед поставщиком.

3.2. Учет операций  снабжения

Процесс снабжения (первый этап цикла оборота капитала) состоит из операций приобретения (оприходования) организацией хозяйственных средств (чаще всего, товаров, материалов) и расчетов с поставщиками. Эти операции ведут к увеличению стоимости имущества, возникновению, а затем погашению кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность возникает потому, что отпуск товаров аптеке их оплата не совпадают во времени.

Основные операций и  корреспонденции счетов следующие:

№ пп

Наименование операции

Корр. счета

дебет

кредит

1.

Поступил товар от поставщика (без НДС) по факту

41

60

2.

Выделен НДС

19

60

3.

Начислена торговая наценка 

41

42

4.

Выявлена недостача  товара (с НДС)

76

60

5.

Получены материалы  от поставщика (без НДС)

10

60

6.

Выделен НДС

19

60

7.

Оприходована стоимость воды в изготовленных лекарствах

41

42

8.

Оприходована стоимость  работы по изготовлению лекарств

41

42

9.

Отражена дооценка по лабораторным работам 

41

42

10.

Перечислены деньги с  расчетного счета поставщикам

60

51

11.

Выданы деньги поставщикам  из кассы

60

50


3.3. Учет операций  производства

Производственный процесс (второй этап цикла) для торговых организаций состоит из операций, формирующих  текущие затраты на реализации товаров и услуг: по закупке ценностей, изготовлению лекарств, обслуживанию товарного запаса, содержанию персонала, на рекламу и др. (издержки обращения).

Информация о работе Бухгалтерский учет: теоретические и правовые основы