Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли, а также проведение анализа розничного товарооборота на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы учета товаров в розничной торговле;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия розничной торговли ООО «Гамма»;
- изучить бухгалтерский учет и документальное оформление товарных операций и отчетность материально ответственных лиц;
- рассмотреть порядок проведения инвентаризации товаров и организацию учета товарных потерь;
- наметить пути совершенствования учета товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы процесса продажи товаров и его особенности в розничной торговле.……………………………………....................................5
1.1 Товар как объект бухгалтерского учета ………………………….….....…..5
1.2 Экономическая сущность процесса продажи товаров,....…….……………8
1.3 Особенности процесса продажи товаров в розничной торговле....………19
1.4 Задачи бухгалтерского учета продажи товаров в розничной торговле.…24
Глава 2 Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле……………….....28
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ООО «Гамма».........28
2.2 Документальное оформление и учет поступления товаров………………31
2.3 Учет товаров в местах хранения……………………………………………45
2.4 Документальное оформление и учет реализации товаров………………..48
2.5 Инвентаризация товаров и учет товарных потерь ……………….............55
Глава 3 Краткая экономическая характеристика деятельности ООО «Гамма», анализ продажи товаров и финансовых результатов.........................................67
3.1 Краткая экономическая характеристика деятельности ООО «Гамма»......67
3.2 Анализ платежеспособности и ликвидности ООО «Гамма»…..…............70
3.3 Анализ розничного товарооборота……..………………………………......76
Заключение………………………………………………………………………79
Список использованных источников.......................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 127.83 Кб (Скачать файл)

Рассмотренные коэффициенты платежеспособности – коэффициенты текущей, промежуточной и абсолютной ликвидности - по существу являются  ограничениями, выполнение которых необходимо и обязательно для обеспечения устойчивой и эффективной работы хозяйства. 

Рыночные условия хозяйствования обязывают предприятие в любой  период времени иметь возможность  срочно погасить внешние обязательства (то есть быть платежеспособными) или  краткосрочные обязательства (то есть быть ликвидными). Данные проведенного анализа, свидетельствуют, что предприятию  свойственно устойчивое финансовом состоянии. Однако рассчитанные коэффициенты ликвидности ниже допустимых величин, что требует от руководителя принятия мер по улучшению и стабилизации финансового состояния предприятия.

 

2.3 Анализ розничного  товарооборота

В соответствии с Инструкцией  Госкомстата РФ под розничным  товарооборотом понимается продажа  потребительских товаров населению  за наличный расчет независимо от каналов  их реализации:

- юридическими   лицами,    осуществляющими    розничную торговлю и организацию общественного питания;

- физическими лицами, осуществляющими  продажу товаров на вещевых,  смешанных и продовольственных  рынках.

В розничной торговле объектами  изучения являются объем товарооборота, состав товарооборота, структура товарооборота.

Состав товарооборота  в свою очередь изучается по видам  продаж, организационным формам, формам обслуживания, формам оплаты.

Состав товарооборота  можно анализировать и по другим, соответствующим специфике предприятия, признакам.

Структура товарооборота  и соотношение реализации товаров  по отдельным группам анализируются  в соответствии с формой № 3-торг. Действующая система учета и  отчетности позволяет изучить внутригрупповую  ассортиментную структуру, которая  является источником информации для  деятельности маркетинговых служб. Необходима дифференциация товарооборота  соответствующих групп товаров  по видам, артикулам, сортам.

Изучение внутригрупповой  ассортиментной структуры возможно только на основе инвентаризации и  первичной документации.

Выбор объекта анализа  зависит от цели и уровня анализа. Анализ товарооборота проводится не только на уровне предприятия, но и  на макроуровне статистическими  органами. Текущий анализ товарооборота  проводиться ежемесячно (приложение 16 ) по местонахождению каждого магазина. Расчитываются показатели:

- темп роста товарооборота;

- нагрузка на одного  продавца;

- обороты в днях.

Анализ товарооборота  по общему объему проводится с целью  установления конкурентных позиций  предприятия, оценки выбранной ценовой  и товарной политики.

Анализ товарооборота  по структуре позволяет «вычертить»  жизненный цикл товара и определить стадию, на которой находится товар, принять меры к снижению потерь связанных  со спадом реализации отдельных ассортиментных групп, и разработать предложения  по формированию ассортиментного портфеля.

Рассмотрим размер финансовых результатов, получаемых ООО «Гамма»  от продажи товаров в таблице 7.

Анализ данных позволяет  заключить, что за анализируемый  период наблюдается увеличение размера  прибыли, получаемой от продажи товаров. Однако, в 2003 году ее значение ниже уровня 2002 года.  

Продолжая анализ данных выше приведенной таблицы, можно отметить увеличение полной себестоимости продаваемой  продукции за анализируемый период в 1,3 раза. На это существенное влияние  в первую очередь оказывает ежегодное  увеличение затрат на оплату труда, а  также материальных затрат, которые  включают в себя расходы, связанные  с приобретением товаров.

 

Таблица 7 

Финансовые результаты от продажи товаров ООО «Гамма», тыс. руб.

Показатели

Годы

2004г. к 2002г. в %

2002

2003

2004

Выручка от реализации товаров

5708

6669

7262

127,22

Себестоимость проданных  товаров

4651

5455

5984

128,66

Коммерческие расходы

805

975

1002

124,47

Прибыль (+), убыток (-) от реализации

+252

+239

+276

109,52

Рентабельность (+), убыточность (-) продаж, %

+4,62

+3,72

+3,95

-0,67п.


 

При этом за три года рост прибыли отстает от роста себестоимости  товаров. Так в 2002 году было получено 252 тыс. руб., в 2003 году 239 тыс. руб., а в 2004 году – 276 тыс. руб. прибыли от продажи. То есть наблюдаются значительные колебания  в размерах получаемой прибыли от продажи товаров.

Уровень рентабельности продаж в динамике снижается на 0,67 пункта, на что существенное влияние опять  же оказало  увеличение размера полной себестоимости.

Размер полученной по годам  прибыли от продажи продукции, можно  представить в виде диаграммы 1.

Диаграмма наглядно отражает, что самый большой размер прибыли  от продажи продукции получен  в 2004 году.

Источниками информации для  анализа товарооборота являются статистическая отчетность, первичные  бухгалтерские документы.

Основным первичным документом, используемым в качестве источника  данных для анализа, является товарный отчет и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручки  и расходы, произведенные из выручки.

 

 

  Заключение

 

 

   Изучив методы ведения бухгалтерского  учета, рассмотрев методологию  учета товаров и их реализации, можем сделать выводы о позитивном  влиянии,  при правильном применении полученных навыков, на организацию складского хозяйства.

Учет не только способен обеспечивать сохранность товарно-материальных ценностей, но и дает предпосылки  для анализа запасов с целью  более плодотворного управления ими. На основании данных бухгалтерского учета, а учет товаров одна из составляющих его, делается анализ финансового состояния  предприятия, который отображает как  недостатки хозяйственной деятельности, так и ее положительные моменты.  

 В ООО «Гамма», бухгалтерский  учет ведется в соответствии  с законодательными актами, нормативно-методическими  документами и инструктивными  материалами. Данные бухгалтерского  учета дают разнообразную экономическую  информацию для проведения всестороннего  и глубокого анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, что  позволяет утверждать о тесной  связи между бухгалтерским счетом  и анализом хозяйственной деятельности  на данном предприятии. 

 Как показала практика, в ООО «Гамма» материально  ответственное лицо составляет  товарный отчет о наличии и  движении товаров один раз  в неделю. Применение еженедельной  отчетности целесообразно, так  как, во-первых, движение товаров  своевременно контролируется бухгалтерией, во-вторых, равномерно распределяется  работа бухгалтерии в течение  недели, в-третьих, значительный  объем работ по проверке и  обработке отчетности не переносится  на период составления бухгалтерской  отчетности. 

 Предложения по дальнейшему  улучшению работы ООО «Гамма».

1. Усовершенствовать товароснабжение  предприятия и повышать эффективность  пользования товарных ресурсов. 

 С этой целью ООО  «Гамма» необходимо производить  закупки товаров непосредственно  у производителей, значительно расширить  закупку и реализацию сопутствующих  промышленных товаров, имеющихся  в достаточном количестве у  производителей и других поставщиков,  больше внимания уделять заключению  договоров с поставщиками. 

2. Добиться роста эффективности  труда торговых работников. 

 С этой целью осуществлять  совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению  прогулов и сокращению потерь  рабочего времени по болезни  и другим причинам.

3. улучшить использование  материально-технической базы предприятия.  С этой целью установить оптимальный  режим работы предприятия, вести  внедрение прогрессивных форм  торговли, сократить до минимума  проведение инвентаризаций, проверок.

4. Совершенствовать систему  материального стимулирования труда  работников предприятия (увеличение  количества реализованных товаров,  обслуживание наибольшего количества  покупателей, получение доходов  от рёализации товаров и др.).

5. Более оперативнее представлять данные по розничной продаже для принятия управленческих решений.

6. Осуществить компьютеризацию  бухгалтерского учета на предприятии,  использовать справочную компьютерную  систему для консультаций, разъяснений.

Проанализировав  хозяйственно-хозяйственную деятельность в ООО ООО «Гамма» можно сделать вывод, что организация  в целом финансово устойчива, платежеспособна. В общем, опыт ведения в ООО «Гамма» внутреннего контроля товарных операций положительный. Расхождений в работе с порядком, предусмотренным в инструкции нет. 

 

Список использованных источников

 

1.   Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 20.02.1996 № 18-ФЗ, от 12.08.1996 № 111-ФЗ, от 08.07.1999 № 138-ФЗ, от 16.04.2001 № 45-ФЗ, от 15.05.2001 № 54-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 14.11.2002 № 161-ФЗ, от 26.11.2002 № 152-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 23.12.2003 № 182-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 29.07.2004 № 97-ФЗ, от 29.12.2004 № 192-ФЗ, от 30.12.2004 № 213-ФЗ и № 217-ФЗ, от 20.07.2005 № 83-ФЗ, от 21.07.2005 № 109-ФЗ).

2.   Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26.01.1996 г. № 14 –ФЗ (с изменениями от 26.01.1996 № 15-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 12.08.1996 № 110-ФЗ, от 24.10.1997 № 133-ФЗ, от 17.12.1999 № 213-ФЗ, от 26.11.2002 № 152-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ и № 15-ФЗ, от 26.03.2003 № 37-ФЗ, от 11.11.2003 №138-ФЗ, от 23.12.2003 № 182-ФЗ, от 29.12.2004 № 189-ФЗ, от 30.12.2004 № 219-ФЗ, от 21.03.2005 № 22-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 18.07.2005 № 89-ФЗ).

3.   Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31 июля 98г. № 146-ФЗ и часть 2 от 5.08.2002г. № 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000г, 24 марта, 30мая. 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002г., 6,22,28 мая, 6,23,30 июня, 7июля 2003г.).

4.   Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 г. (в редакции Федеральных законов от 23.07.1998 № 123-ФЗ, от 28.03.2002 № 32-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ и № 191-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ).

5.   Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (в редакции от 30.12.1999 г, 24.03.2000 г.).

6.   Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н (в редакции от 30.12.1999 г.).

7.   Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н (в редакции от 30.12.99 г., 30.03.2001 г.).

8.   Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н (в редакции от 30.12.99 г., 30.03.2001 г.).

9.   Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н.

10.  Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утверждено Приказом Минфина РФ от 03.03.2001 г. № 26н (в редакции от 18.05.2002 г.).

11.  Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утверждено Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н.

12.  Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Утверждены приказом Минфина РФ от 28. 06. 2000г. №60н.

13.  Комментарий к главе 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Современная экономика и право; Юрайт-М, 2002.

14.  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н (в редакции приказа Министерства финансов РФ от 07.05.2003 года №38н).

15.  Письмо Минфина России от 30 октября 1992 года №16-05/4 «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций, или операций, осуществляемых на бартерной основе».

16.  Абрютина М.С. Экономика предприятий: Учебник. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2004.

17.  Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле. – М.: Бератор, 2004.

18.  Агафонова М.Н. Налогообложение торговых операций. – М.: Бератор-Пресс, 2003.

19.  Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.

20.  Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Учебник.  –М.: Бухгалтерский учет, 2002. 

21.  Балдинова А.И., Дементай Т.Н., Завидова Е.И. и др. Бухгалтерский учет/ Под общей редакцией И.Е.Тишкова. 4е изд. перераб. и доп. -  Минск: Высшая школа, 2003.

22.  Бухгалтерский учет: Учебник/ Под.ред. А.Д.Ларионова. – М.: Проспект, 1999.

23.  Булатова З.Г. бухгалтерский учет товаров, расчетов и финансовых результатов в торговых организациях: учебно-методическое пособие/ З.Г. Булатова, М.А. Булатов. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

24.  Бухгалтерский учет в торговле: Учебник/ В.А. Березовский, В.Б. Гурко. – Минск: Новое знание, 2004.

25.  Бухгалтерский учет в торговле: Учебник/ Л.Ф. Жилинская, е.В. Ильющенко, В.В. Кожарский и др.; под общей редакцией В.В. Кожарского. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1999.

26.  Зиенко Г. Новый порядок учета доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей// Симбирский главбух.- 2002.- №19.- С.15-18.

27.  Зорина М. Продажа предпринимателям за наличный расчет// Симбирский главбух.- 2002.-  №21.- С.20-25.

28.  Иванова Л.И. Анализ финансовой отчетности. Учебное пособие. – Ульяновск УГСХА, 2003.

29.  Каштанов В.А, Каштанов Л.И. Бухгалтерский учет и аудит. – М.: Приор, 2002.

30.  Каморджанова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие/ Под редакцией Н.А. Каморджанова, И.В.Карташова. 3е изд. – СПб.: Питер, 2002.

Информация о работе Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле