Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли, а также проведение анализа розничного товарооборота на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы учета товаров в розничной торговле;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия розничной торговли ООО «Гамма»;
- изучить бухгалтерский учет и документальное оформление товарных операций и отчетность материально ответственных лиц;
- рассмотреть порядок проведения инвентаризации товаров и организацию учета товарных потерь;
- наметить пути совершенствования учета товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы процесса продажи товаров и его особенности в розничной торговле.……………………………………....................................5
1.1 Товар как объект бухгалтерского учета ………………………….….....…..5
1.2 Экономическая сущность процесса продажи товаров,....…….……………8
1.3 Особенности процесса продажи товаров в розничной торговле....………19
1.4 Задачи бухгалтерского учета продажи товаров в розничной торговле.…24
Глава 2 Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле……………….....28
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ООО «Гамма».........28
2.2 Документальное оформление и учет поступления товаров………………31
2.3 Учет товаров в местах хранения……………………………………………45
2.4 Документальное оформление и учет реализации товаров………………..48
2.5 Инвентаризация товаров и учет товарных потерь ……………….............55
Глава 3 Краткая экономическая характеристика деятельности ООО «Гамма», анализ продажи товаров и финансовых результатов.........................................67
3.1 Краткая экономическая характеристика деятельности ООО «Гамма»......67
3.2 Анализ платежеспособности и ликвидности ООО «Гамма»…..…............70
3.3 Анализ розничного товарооборота……..………………………………......76
Заключение………………………………………………………………………79
Список использованных источников.......................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 127.83 Кб (Скачать файл)

По окончании месяца и  на дату инвентаризации в карточках  подсчитывают итоги оборотов за месяц, определяют остатки и составляют оборотную ведомость, при этом переносятся  месячные итоги по приходу, расходу  товара и остатки на конец месяца из карточек.

Итоговая строка оборотной  ведомости (по сумме) должна быть тождественна оборотам и сальдо синтетического счета 41 «Товары» (по каждому складу в отдельности).

С помощью оборотной ведомости  сверяют данные бухгалтерского и  складского учета, что подтверждается актом сверки или подписями бухгалтера и материально ответственного лица на оборотной ведомости.

При сальдовом (оперативно-бухгалтерском) способе учета материально ответственные лица заносят в базу данных записи или ведут карточки количественно - сортового учета. Бухгалтерия же аналитический учет товаров ведет только в суммовом выражении по материально ответственным лицам или по товарным группам.

Не реже одного раза в неделю бухгалтер на складе проводит сплошную проверку записей в карточках  складского учета (товарных книгах). При  этом сопоставляются записи, сделанные  материально ответственными лицами в карточках, с данными приходно-расходных  документов, представленных в бухгалтерию  в качестве приложения к реестру  или товарному отчету. Правильность определения остатка товара на день проверки бухгалтер подтверждает проставлением  даты проверки и своей подписью в  карточках.

На первое число месяца и на день инвентаризации на основании  проверенных карточек складского учета  составляют сальдовые ведомости  по складам и материально ответственным  лицам с подсчетом в них  промежуточных итогов по товарным группам (для удобства сверки с суммовыми  карточками бухгалтерии).

В сальдовой книге записывают остатки по каждому товару в количественном выражении по наименованиям на основе регистров складского учета с указанием цены. Затем определяют общую стоимость товаров. Общий итог по сальдовой ведомости сверяют с товарным отчетом склада и с сальдо счета 41 «Товары».

ООО «Гамма» является субъектом  малого предпринимательства с образованием юридического лица.

Система ведения бухгалтерского учета в ООО «Гамма»  частично автоматизирована. Для обработки учетной информации используется программа «1С: Бухгалтерия 7.7.».

Учет товаров на в ООО «Гамма» ведется сортовым способом. При сортовом способе хранения  вновь  приобретенный  товар определенного наименования присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования. Учет движения товаров ведется в натуральном и стоимостном измерениях.

При доставке товара на предприятие  ООО «Гамма» бухгалтер на основании  первичных документов: актов приемки, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных  и других документов на каждую номенклатуру товара заводит карточку, используя  в  «1С: Бухгалтерия 7.7» документ «Номенклатура».

В документе «Номенклатура» указывается: наименование товара; номенклатурный номер (код); единица измерения; страна происхождения товара; основная характеристика товара; покупная цена; продажная цена; ставка НДС (без налога НДС).

Для отражения в учете  операций по поступлению товаров  на предприятие  предназначен документ «Поступление товаров», в котором указывается: номер и дата выписки; номер и дата выписки входящего документа; тип цен; вид поступления; название склада; наименование поставщика; договор; наименование товара, его количество и цена.

Перемещение товара со склада в магазин оформляется накладной  на внутреннее перемещение. Для учета  операций по перемещению товаров  со склада в розничную продажу  предназначен документ «Перемещение товаров». В документе «Перемещение товаров» указывается его номер и дата выписки; наименование отправителя  и получателя; наименование товара и его количество.

 

2.3 Учет товаров  в местах хранения

Учет товаров на складе предприятия розничной торговли ООО «Гамма» ведет материально ответственное лицо (кладовщик), с которым заключен соответствующий договор.

В ООО «Гамма» применяется  сортовой способ учета на складах, товаров  организовано по наименованию и сортам без учета времени поступления  и цены их приобретения (вновь поступившие  товары складируются и учитываются  вместе со старыми). При этом материально ответственные лица на каждую номенклатуру товара заводят карточку складского учета.

При сортовом способе хранения экономично используется складская  площадь, возможно более оперативное  управление остатками товаров, однако трудно выделять товары одного сорта, поступившие по разным ценам.

Для учета товарно-материальных ценностей применяются карточки и журнал складского учета.

Карточка складского учета  заводится на каждую номенклатуру товара.

Записи в карточку и  книгу складского учета делаются на основании первичных документов (приходных или расходных), при  этом фиксируется дата записи, №  документа, порядковый номер записи, от кого получено или кому отпущено, приход, расход, остаток, подпись.

Книга складского учета нумеруется, прошивается, скрепляется печатью  и выдается материально ответственным  лицам под расписку в специальном  журнале.

Порядок приемки товаров  и ее документальное оформление зависят: от места и характера приемки, от степени соответствия договора поставки с сопроводительными документами.

При приемке товара материально-ответственное  лицо ставит свою подпись на товарной накладной в графе «Груз принял».

Первый экземпляр товарной накладной, счет-фактура и отрывная часть доверенности, заверенная печатью  предприятия - поставщика передается материально  ответственному лицу, получившему товар. Второй экземпляр товарной накладной  с доверенностью, выписанной на имя  экспедитора, передается в бухгалтерию  предприятия – поставщика.

Если оплата за товар производится наличным путем, то экспедитор привозит вместе с товарной накладной, счет - фактурой, отрывной частью доверенности  еще и чек об оплате за полученный товар и квитанцию к приходному кассовому ордеру.

Чек об оплате за полученный товар и квитанция к приходному кассовому ордеру являются приложением  оправдательных документов к авансовому отчету экспедитора и служат основанием для списания суммы денежных средств, полученных им по расходному кассовому  ордеру в подотчет.

Полученный товар, экспедитор сдает кладовщику предприятия ООО  «Гамма». Кладовщик, осуществляющий приемку  товара, ставит свою подпись на товарной накладной в графе «Груз получил».

Сопроводительные документы  на товар передаются в бухгалтерию  для учетной обработки.

Поступление товара на склад  оформляется приходным ордером  ООО «Гамма», который выписывается кладовщиком в двух экземплярах. Один экземпляр приходного ордера остается у кладовщика, а второй передает в бухгалтерию.

Перемещение товара со склада в магазин оформляется накладной  на внутреннее перемещение ООО «Гамма», выписанной бухгалтерией.

В накладной на внутреннее перемещение указывается: номер  документа; дата составления; получатель; наименование товара; единица измерения; количество отпущенного товара; цена; сумма.

Накладная должна быть подписана  кладовщиком и материально ответственным  лицом (старшим продавцом), получившим товар в магазин.

Первый экземпляр накладной  находится у старшего продавца, а  второй в бухгалтерии.

Кладовщик на основании приходных  и расходных документов составляет товарные отчеты.

В товарных отчетах указываются  поставщики, от которых получены товары за отчетный период, покупатели товаров, даты и номера документов, стоимость товаров по приходной и расходной частям отчета в отдельности  по каждому документу. Остаток товаров на начало отчетного периода берут из предыдущего отчета или из инвентаризационной описи. Остаток на конец периода определяется как остаток на начало периода плюс приход товара за вычетом расхода за отчетный период. В конце отчета прописью указывается число приложенных документов. Отчет подписывает материально ответственное лицо склада.

Товарный отчет предоставляется  кладовщиком в бухгалтерию еженедельно (приложение 10). Сроки представления  отчетности в бухгалтерию устанавливаются  руководителем предприятия розничной  торговли ООО «Гамма».

Товарные отчеты составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр  вместе с первичными документами  передается в бухгалтерию под  роспись на втором экземпляре, который  остается у материально ответственного лица.

Поступившие в бухгалтерию  товарные отчеты и первичные документы  должны быть в тот же день проверены  по форме, по существу и арифметически.

При этом бухгалтер должен обращать внимание на реальность начальных  остатков, аккуратность и правильность составления документов и самого отчета, наличие всех приложенных  документов, своевременность и полноту  оприходования товаров или списания их с учета и др.

Несвоевременное отражение  движения товаров искажает величину товарного остатка и позволяет  некоторое время скрывать недостачи  и излишки.

В тексте и цифровых данных товарных отчетов неоговоренные  исправления и подчистки не допускаются. Ошибочные записи зачеркиваются  одной чертой, затем надписывается  правильный текст или цифровые данные. Исправление ошибки в товарном отчете должно быть оговорено надписью «Исправлено» и подтверждено подписью ответственного лица и бухгалтера с указанием  даты исправления.

Проверенные и принятые к  учету товарные отчеты проходят бухгалтерскую  обработку. Сальдо, полученное по данным бухгалтерского учета сверяют с остатками товаров по товарному отчету.

 

2.4 Документальное  оформление и учет реализации  товаров

 

В соответствии с положениями  Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники  при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт» организации  и предприниматели, осуществляющие продажу товаров за наличный расчет, обязаны применять контрольно-кассовую технику. В этом случае объем реализованных  товаров измеряют обычно суммой выручки, сданной продавцами в кассу организации, инкассатору банка или на почту.

Сдача выручки в кассу  отражается в учете следующей  записью:

Дт 50 «Касса»

Кт 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

Торговая выручка сдается сдана в кассу ООО «Гамма».

Бухгалтерский учет товаров  по продажным ценам дает возможность  организациям розничной торговли не вести учет каждой реализованной  единицы товаров, а списывать  с кредита 41 «Товары» в дебет счета 90 «Продажи» стоимость всех реализованных  по продажной цене товаров одной  суммой, которая всегда равна сумме  полученной за эти товары выручки.

Списание стоимости реализованных  товаров по продажной цене фиксируется  в мемориальном ордере № 50 за март (приложение 11) записью:

Дт 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кт 41-2 «Товары в розничной  торговле».

Сторнирование суммы торговой наценки отражается проводкой:

Дт 90 «Продажи» - 56402, 84 руб.

Кт 42 «Торговая наценка» (сторно) - 56402, 84 руб.

Списание расходов на продажу  товаров:

Дт 90 «Продажи» - 38431,17 руб.

Кт 44 «Расходы на продажу» - 38431,17 руб.

Отражение финансового результата от продажи товаров (прибыль):

Дт 90 «Продажи» - 17971,67 руб.

Кт 99 «Прибыли и убытки» - 17971,67 руб.

Отражение начисленного налога на вмененный доход:

Дт 99 «Прибыли и убытки» - 9750,00 руб.

Кт 68 «Расчеты с бюджетом» 9750,00 руб.

К сожалению, иногда получается так, что торговое предприятие получает назад уже реализованный товар. Причины возврата товара покупателями могут быть различными – ненадлежащее качество товара; товар не подошел  по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации и многие другие.

Документальное оформление и учет операций по возврату товаров  регламентируются Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в  организациях торговли, утвержденными  Письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 N 1-794/32-8.

Покупатель может вернуть  товар, как в день покупки, так  и позже. В зависимости от этого  возврат товара оформляется по-разному.

Если товар возвращается в день покупки, то есть до снятия Z-отчета по кассе, то продавцу необходимо:

- взять у клиента кассовый  чек и подписать его у заведующего  или старшего продавца;

- составить акт о возврате  денег по форме КМ-3;

- вернуть деньги.

Полученный от покупателя чек прикладывается к акту (форма  КМ-3) и сдается в бухгалтерию. Суммы, выплаченные по возвращенным покупателями и неиспользованным кассовым чекам, отражаются в журнале кассира-операциониста в графе 15. На эти суммы уменьшается сумма выручки за данный день.

Так как возврат товара производится в день его продажи, то никаких проводок, отражающих возврат  товара, в бухгалтерском учете  делать не нужно (в учете уже изначально не отражается факт реализации возвращенного  товара).

Если товар возвращается позже дня покупки, то в этом случае порядок действий такой:

- покупатель составляет  заявление, к нему прикладывает  кассовый или товарный чек;

- продавец подписывает  кассовый или товарный чек  у заведующего (старшего продавца);

- составляется акт о  возврате денег;

- продавец выдает покупателю  деньги;

Заявление и кассовый чек  покупателя прикрепляется к акту о возврате денег и cдается в бухгалтерию.

Например, ООО «Гамма»  занимается реализацией как продовольственных, так и промышленных товаров и  является плательщиком единого налога на вмененный доход, следовательно, НДС с розничной торговли не уплачивается.

17 мая 2006 года в офис  обратился покупатель, приобретший  14 мая 2006 года в магазине предприятия  розничной торговли товар. Товар  оказался некачественным. Аналогичного  товара для замены в магазине  не имелось, и покупатель потребовал  возврата денег.

Информация о работе Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле