Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:52, курсовая работа
Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли, а также проведение анализа розничного товарооборота на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы учета товаров в розничной торговле;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия розничной торговли ООО «Гамма»;
- изучить бухгалтерский учет и документальное оформление товарных операций и отчетность материально ответственных лиц;
- рассмотреть порядок проведения инвентаризации товаров и организацию учета товарных потерь;
- наметить пути совершенствования учета товаров.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы процесса продажи товаров и его особенности в розничной торговле.……………………………………....................................5
1.1 Товар как объект бухгалтерского учета ………………………….….....…..5
1.2 Экономическая сущность процесса продажи товаров,....…….……………8
1.3 Особенности процесса продажи товаров в розничной торговле....………19
1.4 Задачи бухгалтерского учета продажи товаров в розничной торговле.…24
Глава 2 Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле……………….....28
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ООО «Гамма».........28
2.2 Документальное оформление и учет поступления товаров………………31
2.3 Учет товаров в местах хранения……………………………………………45
2.4 Документальное оформление и учет реализации товаров………………..48
2.5 Инвентаризация товаров и учет товарных потерь ……………….............55
Глава 3 Краткая экономическая характеристика деятельности ООО «Гамма», анализ продажи товаров и финансовых результатов.........................................67
3.1 Краткая экономическая характеристика деятельности ООО «Гамма»......67
3.2 Анализ платежеспособности и ликвидности ООО «Гамма»…..…............70
3.3 Анализ розничного товарооборота……..………………………………......76
Заключение………………………………………………………………………79
Список использованных источников.......................
Покупная стоимость товара 1100 руб., продажная стоимость 1520 руб.
Возвращенный товар был поставлен на учет на основании заявления покупателя и акта о возврате товара.
Возврат товара отражается в учете следующим образом:
14 мая 2006 года при реализации товара:
Внесена в кассу выручка за реализованный товар (1520 руб.):
Дт 50 «Касса» - 1520 руб.
Кт 90 субсчет «Выручка» - 1520 руб.
Списана продажная стоимость реализованного товара:
Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» - 1520 руб.
Кт 41 «Товары» - 1520 руб.
Сторнирована реализованная торговая наценка (1520 – 1100 = 420 руб.)–
Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» - 420 руб.
Кт 42 «Торговая наценка» - 420 руб.
Отражен финансовый результат от реализации (1520 – 1100 = 420 руб.) –
Дт 90 субсчет «Прибыль от продаж» - 420 руб.
Кт 99 «Прибыли и убытки» - 420 руб.
17 мая 2006 года при возврате товара:
Выплачена покупателю стоимость возвращенного товара –
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 1520 - руб.
Кт «Касса» - 1520 руб.
Сторнирована выручка по возвращенному товару –
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - 1520 руб.
Кт 90 субсчет «Выручка» - 1520 руб.
Восстановлена покупная стоимость
возвращенного покупателем
Кт 41 «Товары» - 1520 руб.
Восстановлена торговая наценка –
Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» - 420 руб.
Кт 42 «Торговая наценка» - 420 руб.
Скорректирован финансовый результат на сумму неполученной прибыли, относящейся к возвращенному товару –
Дт 90 «Продажи» - 420 руб.
Кт 99 «Прибыли и убытки» - 420 руб.
Предприятие розничной торговли ООО «Гамма» реализует товары за наличный расчет по расчетным чекам через контрольно-кассовую технику.
Объем реализации за наличный
расчет определяется суммой денежных
средств, полученных от покупателей
за проданные им товары. Денежные расчеты
с населением производятся с обязательным
применением контрольно-
Выручка от реализации сдается кассиром-операционистом (продавцом) бухгалтеру - кассиру, что отражается в приходном кассовом ордере. Квитанции к приходному кассовому ордеру (приложение 12) на сумму сданной в кассу выручки прилагаются к товарному отчету и служат основанием для списания стоимости реализованных товаров с подотчета материально ответственных лиц. Приходные кассовые ордера бухгалтер - кассир прилагает к своим кассовым отчетам (приложение 13), а выручку сдает в банк для зачисления на расчетный счет предприятия.
Правильность отражения полученной выручки от реализации товаров проверяется сверкой сумм выручки, показанной в кассовом и товарном отчетах.
Стоимость списанных реализованных товаров по товарному отчету должна быть равна сумме полученной выручки, которая отражена в кассовой книге.
Заведующие магазинами ООО «Гамма» на основании приходных и расходных документов составляют денежно-товарные отчеты и в установленные главным бухгалтером сроки (еженедельно) сдают их в бухгалтерию для проверки и бухгалтерской обработки.
Товарный отчет составляют на бланках товарно-денежного отчета. В адресной части товарного отчета указываются наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения, фамилия и инициалы материально ответственного лица, номер отчета, период, за который составляется товарный отчет.
В приходной части товарного отчета фиксируются в стоимостном выражении остаток товаров (на дату составления предыдущего товарного отчета) и поступление товаров и тары по сопроводительным документам. Каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записывается отдельно. Здесь же, в приходной части, рассчитывают общую сумму оприходованных товаров за отчетный период и итог прихода с остатком на начало периода.
В расходной части товарного отчета подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период.
Каждому расходному документу отводится отдельная строка.
Материально ответственные лица составляют товарные отчеты в двух экземплярах.
Первый экземпляр отчета
вместе с документами, подтверждающими
поступление или выбытие
Все приходные и расходные документы, на основании которых составляются товарные отчеты, следует располагать в хронологическом порядке.
Нумеруются товарные отчеты последовательно с начала и до конца года с первого номера.
Например, согласно товарно-денежному отчету № 2 Дмитриевой Н.В. за период с 14.04.2006г. по 18.04.2006г. товарооборот составил:
- остаток товаров на сумму -18514,00 руб.
- остаток тары на сумму – 1250,00 руб.
За отчетный период поступили:
- товары на сумму – 10475,13 руб.
-на поступивший товар была сделана торговая наценка в сумме – 2632,54 руб.
За отчетный месяц товар был продан на сумму – 5500,00 руб.
Остаток на конец отчетного периода составил:
- варов на сумму – 26121,67 руб.
- тары на сумму – 1250,00 руб.
На обратно стороне товарно-денежного отчета оформляется ведомость движения тары. В соответствии с данным отчетом тара состоит из мешков из-под сахара в количестве 104 штуки на сумму 644,80 руб. и мешков из-под муки в количестве 71 штуки на сумму 605,20 руб. Всего на сумму 1250,00 руб.
Если имеется возврат денег по неиспользованным чекам, то сумма выручки отражается в отчете за исключением денег, возвращенных покупателям. В графе «Расход» записывают суммы по каждому документу в отдельности на сдачу денег в банк, выдачу заработной платы и другие выплаты, произведенные из выручки.
На предприятии ООО «Гамма» для учета количества и номенклатуры реализованных товаров продавцом ведется специальная тетрадь (книга), в которой записывается каждая продажа по наименованиям.
На основании книги регистрации продаж бухгалтер ведет учет операций по реализации товаров, для этого в программе «1С: Бухгалтерия 7.7» предназначен документ «Продажа в розницу», который позволяет проводить операции продажи, облагаемые единым налогом на вмененный доход. В документе «Продажа в розницу» указывается его номер и дата выписки; наименование склада; движение денежных средств; вид налога; тип цен; порядковый номер и наименование товара; количество и цена товара.
Отчет о движении товаров за конкретный отчетный период с указанием остатка товаров на начало, и конец отчетного периода формируется в ведомости К-3. Затем из ведомости обороты по дебету записываются в мемориальный ордер № 7 (приложение 14) и по кредиту 41 счета записываются в мемориальный ордер № 8 (приложение 15).
При реализации товаров делается запись на счетах бухгалтерского учета:
Дт 90-2 «Себестоимость продаж» - 260689,82 руб.
Кт 41-2 «Товары в розничной торговле» - 260689,82 руб.
2.5 Инвентаризация товаров и учет товарных потерь
В процессе деятельности предприятий
розничной торговли происходит ежедневное
движение товаров. Для проверки наличия
и состояния товарно-
Основными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации, являются:
1) Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
2) Методические указания
по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств, утвержденные
приказом Минфина России от 13.06.1995
г. № 49 «Об утверждении методических
указаний по инвентаризации
Согласно ст. 12 Федерального
закона «О бухгалтерском учете» для
обеспечения достоверности
Таким образом, целями проведения инвентаризации являются:
1) выявления фактического наличия товаров;
2) сопоставления фактического наличия товаров с данными бухгалтерского учета;
3) проверки правильности установленных цен на товары.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:
1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
3) при смене материально ответственных лиц;
4) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
5) в случае стихийного
бедствия, пожара или других
6) при реорганизации или ликвидации организации;
7) в других случаях,
предусмотренных
Для проведения инвентаризации
руководитель торгового предприятия
издает приказ по форме № ИНВ-22 «Приказ
(постановление, распоряжение) о проведении
инвентаризации». Приказ (постановление,
распоряжение) (форма № ИНВ-22) является
письменным заданием, конкретизирующим
содержание, объем, порядок и сроки
проведения инвентаризации проверяемого
объекта, а также персональный состав
инвентаризационной комиссии. Приказ
подписывается руководителем
В состав комиссии входят должностные
лица (в том числе представитель
бухгалтерии или главный
Участие материально ответственных лиц при проведении инвентаризации обязательно. Приказ регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации по форме № ИНВ-23.
Перед началом инвентаризации бухгалтер должен установить, какое количество товарных запасов числится по данным бухгалтерского учета на дату ее проведения.
Поэтому до начала проведения
инвентаризации бухгалтерия должна
получить последние на момент инвентаризации
приходные и расходные
Результаты инвентаризации
оформляются инвентаризационной описью
по форме № ИНВ-3 «Инвентаризационная
опись товарно-материальных ценностей».
Инвентаризационная опись составляется
в двух экземплярах и подписывается
всеми членами комиссии. Один экземпляр
описи передается в бухгалтерию.
На основании этой описи бухгалтерия
производит сверку фактически полученных
результатов с данными
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. В последнем случае описи должны заполняться чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма № ИНВ-3 выдается комиссии на бумажных или машинных носителях информации с заполненными с I -и по 9-ю графами.
До начала инвентаризации
от каждого материально
Товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). При этом наименования инвентаризуемых ценностей и объектов и их количество необходимо указывать по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
При хранении товаров в нескольких помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. Важным условием достоверности полученных данных является опломбирование помещений после полной проверки хранящихся в них ценностей. По каждому отдельному местонахождению товары заносятся в опись в порядке их расположения.
Ответственные лица комиссии
вносят в графу 10 описи данные о
фактическом наличии товарно-
По товарам, хранящимся в
неповрежденной упаковке поставщика,
количество может определяться на основании
документов (накладных и счетов-фактур),
а также по спецификации или маркировке,
имеющейся на упаковке. При этом
обязательным условием является выборочная,
натуральная проверка части таких
товарно-материальных ценностей. Определение
веса (или объема) навалочных материалов
допускается производить на основании
обмеров и технических
Особенности возникают также
при инвентаризации большого количества
весовых товаров. В этом случае ведомости
отвесов должны вестись раздельно
одним из членов инвентаризационной
комиссии и материально ответственным
лицом. В конце рабочего дня (или
по окончании перевески) данные этих
ведомостей сличаются, и выверенный
итог вносится в опись. Акты обмеров,
технические расчеты и
Информация о работе Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле