Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

В основе современных требований к взаимодействию детского сада и семьи лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Времена, когда родители приходили в детский сад на праздники и утренники, родительские собрания, для оказания помощи, но не все и не всегда, когда беседа с родителями является монологом воспитателя, прошли. В настоящее время требуются новые подходы к работе с родителями, установление иных отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………….…….……4
ГЛАВА 1. Теоретический обзор проблем общественного и семейного воспитания и обучения детей…………………………………………....….…....9
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка…………………………………….9
Основы семейного воспитания…………………………………………………13
Особенности общественного воспитания……………………………...………32

ГЛАВА 2 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании и обучении детей.......................................................................................................42
2.1.Формы сотрудничества ДОУ и семьи.……………………………………42
2.2.Воспитание здорового ребенка………………………………..………….54

ГЛАВА 3. Из опыта работы по установлению взаимодействия с родителями………………………………………………………………………..65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..72
ЛИТЕРАТУРА……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплном..doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей.

 

Специальность:  организатор-методист дошкольного образования.

 

Специализация:   логопедия.

 
 
 

Допускается к защите:

 

Выполнил: Медведева

Галина Сергеевна

     

Ведущий менеджер организационно-

 

                   

 

тьюторного отдела ИНСТО

 

ПДО: г. Чернушка.

     
     
     

Рецензент: __________________

____________________________

____________________________

 

Руководитель ВКР:

_________________________

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               СОДЕРЖАНИЕ.

ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………….…….……4

ГЛАВА 1. Теоретический обзор проблем общественного и семейного воспитания и обучения детей…………………………………………....….…....9

    1. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка…………………………………….9
    2. Основы семейного воспитания…………………………………………………13
    3. Особенности общественного воспитания……………………………...………32

 

ГЛАВА 2 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании и обучении детей.......................................................................................................42

2.1.Формы сотрудничества  ДОУ и семьи.……………………………………42

2.2.Воспитание здорового ребенка………………………………..………….54

 

ГЛАВА 3. Из опыта работы по установлению взаимодействия с родителями………………………………………………………………………..65

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..72

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….78

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………81

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Актуальность темы.

   В основе современных  требований к взаимодействию  детского сада и семьи лежит  идея о том, что ответственность  за воспитание детей несут  родители, а все другие социальные  учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Времена, когда родители приходили в детский сад на праздники и утренники, родительские собрания, для оказания помощи, но не все и не всегда, когда беседа с родителями является монологом воспитателя, прошли. В настоящее время требуются новые подходы к работе с родителями, установление иных отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

  Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Все участники педагогического процесса – педагоги, дети и родители, сотрудники и руководители дошкольных образовательных учреждений имеют одинаковые права для участия в воспитательно-образовательном процессе.

 Взаимодействие - способ организации совместной деятельности с помощью общения.

Главный момент в системе «семья - дошкольное образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагогов и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений. Такие отношения возможны только в условиях «открытого» детского сада, причем должна существовать открытость и «внутрь» и «наружу». Что это значит?

Открытость детского сада внутрь – это вовлечение родителей или других членов семьи в образовательный процесс, а открытость наружу означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума и готов сотрудничать с расположенными поблизости социальными учреждениями: школой, библиотекой, учреждениями дополнительного образования.

  Основные направления  взаимодействия с родителями:

    1. Укрепление здоровья.
    2. Единое педагогическое пространство.
    3. Формирование развивающей среды дошкольного учреждения, создание условий для гармоничного развития детей.
    4. Организация защиты прав ребёнка.
    5. Организация семейного досуга.
    6. Обмен опытом между родителями.

    В ноябре 2002 года  в г. Кемерово проводилась межрегиональная  научно- практическая конференция  «Взаимодействие дошкольных образовательных  учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка в новых социально-экономических условиях». В работе конференции приняли участие ученые, преподаватели высших и средних специальных учебных учреждений образования, руководители и специалисты органов управления образования, здравоохранения, социальной защиты населения, практические работники детских садов.

  В ходе конференции  были обсуждены актуальные проблемы  защиты прав ребенка в семье  и дошкольном образовательном  учреждении, оказания правовой и  психолого-педагогической помощи родителям, взаимодействия структур управления, организаций и общественности в вопросах создания условий по улучшению качества жизни и образования дошкольников, инновационные подходы в подготовке и повышении квалификации специалистов детских садов по сотрудничеству с семьёй. Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники конференции отмечают, что современное дошкольное образование отражает идеологию педагогики развития, динамично развивается в русле модернизации российского образования. Но эти изменения происходят, как правило, в тех детских садах, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с родительской общественностью, способствуют культурно-духовному росту семьи, повышают педагогическую культуру родителей. Особо было отмечено, что благодаря инновационным процессам совершенствуются образовательные технологии, обеспечивающие реализацию прав детей на качественное дошкольное образование, развитие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. В то же время ученые и практики констатируют, что в Российской Федерации с начала 90-х годов на треть сократилась сеть дошкольных образовательных учреждений, более 40% детей дошкольного возраста остаются вне системы дошкольного образования. Является очевидным фактом то, что условия воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависят от материальных возможностей родителей: в городских – сборы на организацию развивающей среды и создание необходимых санитарно- гигиенических условий, на селе – посещение детьми дошкольных образовательных учреждений. Иногда родители не имеют возможности оплатить содержание ребенка в детском саду и не устраивают его туда, иногда очередь на устройство ребенка в детский сад подходит только тогда, когда ребёнку пора идти в школу. Эти проблемы являются нарушением конституционного права детей на дошкольное образование.

     Обсуждался  на конференции вопрос о сохранении  и укреплении здоровья детей, так как эта задача всегда, а в настоящее время особенно, актуальна. Особое внимание следует уделять проведению комплексных мероприятий по сохранению здоровья и созданию комфортных условий для воспитания детей.

   Так что же является  самым важным при установлении  атмосферы взаимодействия с семьёй  в современных условиях, какие  задачи, прежде всего, должны решать педагоги-практики в своей повседневной работе? Это:

    • Сохранение сети дошкольных образовательных учреждений в новых социальных и экономических условиях.
    • Добиваться качества воспитательно-образовательной работы с детьми, используя разнообразные формы взаимодействия с семьёй.
    • Повышать уровень правовой и психолого-педагогической культуры родителей с целью понимания ими самоценности дошкольного детства.

 

   Для выполнения  третьей задачи педагоги сами  должны научиться разговаривать  на языке Закона, то есть очень хорошо знать и понимать следующие документы:

  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон об образовании;
  • семейный кодекс и комментарии к нему;
  • Закон об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
  • региональные документы о защите прав ребенка.

Важнейшим фактором эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения является знание особенностей микро и макроструктуры его ближайшего окружения, установление единства, преемственности и взаимодействия с родителями и другими структурами: школа, больница, библиотека, музей, психологические службы и юридические консультации.

 

Цель исследования.

  Выявить эффективные  методы установления взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей.

 

Задачи исследования.

Изучить, проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу, педагогический опыт по данной проблеме; обобщить и систематизировать практический опыт по установлению взаимодействия с семьей в вопросах воспитания и обучения детей, внедрять его в практику работы; изучить его эффективность и выработать практические рекомендации.

 

Объект исследования.

Взаимодействие ДОУ и семьи.

 

Предмет исследования.

  Методы установления взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей.

 

Гипотеза исследования.

     Решение проблем поддержки семьи, материнства и детства на современном этапе развития нашего общества невозможно без помощи системы дошкольного образования. А для повышения качества дошкольного образования, его востребованности семьёй и обществом, обеспечения прав и равных возможностей детей на дошкольное образование необходимы:

  • координация усилий всех ветвей власти, ведомств и организаций, общественности, работников управления разного уровня на защиту конституционных прав детей и родителей;
  • исключение заорганизованности, диктата в работе с семьёй, закрытости дошкольных образовательных учреждений от общественного влияния, формирование открытой социальной среды, единого образовательного процесса «Детский сад-семья-социум»;
  • широкое внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений государственно-общественных форм управления: попечительских советов, фондов развития дошкольного учреждения и им подобных;
  • сближение общественного дошкольного и семейного воспитания в интересах становления полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности, внедрение с этой целью новых, личностно-ориентированных и здоровьесберегающих образовательных программ и педагогических технологий;
  • развитие новых форм дошкольного образования в работе с неорганизованными детьми: увеличение количества групп кратковременного пребывания, выходного дня, подготовки к школе;
  • широкое распространение инновационных подходов во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений с семьёй, социальным окружением: открытие семейных клубов общения, клубов по интересам для детей и родителей, передвижных семейных игротек и библиотек, школ молодых матерей и отцов, секций и кружков, издание  малотиражных газет дошкольных образовательных учреждений;
  • создание системы методической работы с кадрами, которая обеспечивает формирование новой позиции педагога в его работе, как с детьми, так и с родителями.

 

Методологическая основа.

  Исследование опирается на методологическое положение о взаимосвязи педагогической науки и практики, теоретические основы семейного и общественного воспитания и обучения, практический психолого-педагогический опыт.

 

База исследования: МДОУ «Бродовский детский сад», Чернушинского района, Пермского края.

 

Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что данными исследованиями могут пользоваться воспитатели для повышения эффективности работы с родителями, установлению системы взаимодействия с семьей в воспитании и обучении детей, а также для составления рекомендаций, консультаций, проведения педсоветов.

 

Апробация исследования: экспериментальные данные обсуждались на педагогических советах и применяются в практической работе в МДОУ «Бродовский детский сад»,

Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей