Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

В основе современных требований к взаимодействию детского сада и семьи лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Времена, когда родители приходили в детский сад на праздники и утренники, родительские собрания, для оказания помощи, но не все и не всегда, когда беседа с родителями является монологом воспитателя, прошли. В настоящее время требуются новые подходы к работе с родителями, установление иных отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………….…….……4
ГЛАВА 1. Теоретический обзор проблем общественного и семейного воспитания и обучения детей…………………………………………....….…....9
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка…………………………………….9
Основы семейного воспитания…………………………………………………13
Особенности общественного воспитания……………………………...………32

ГЛАВА 2 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании и обучении детей.......................................................................................................42
2.1.Формы сотрудничества ДОУ и семьи.……………………………………42
2.2.Воспитание здорового ребенка………………………………..………….54

ГЛАВА 3. Из опыта работы по установлению взаимодействия с родителями………………………………………………………………………..65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..72
ЛИТЕРАТУРА……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплном..doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

   Ответственность  за воспитание детей лежит  в равной мере на дошкольных учреждениях и на семье. Эффективность воспитания в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к детям семьи, школы, общественных и трудовых коллективов.

   В связи  с этим педагогическое просвещение  родителей является одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольными учреждениями.

   В настоящее  время существует целая система  форм, средств и методов организации  педагогической пропаганды, и следует  помнить, что работа с родителями  не должна сводиться только  к передаче содержания и методов воспитательных воздействий, в процессе ее необходимо обобщать, пропагандировать и распространять лучший опыт семейного воспитания; формировать самостоятельное педагогическое мышление, стремление к самообразованию.

   Организатором  и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

  Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагога.

   Положительные результаты  в воспитании детей достигаются  при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

   В настоящее время  актуальными задачами продолжают  оставаться индивидуальная работа  с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

    Таким  образом, формы связи детского  учреждения с семьей и пропаганды педагогических знаний очень разнообразны. По мере возможности их следует широко использовать, не допуская в то же время дублирования содержания. Необходимо помнить слова А.С. Макаренко о том, что никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний.

   Во взаимоотношениях  с родителями необходимо придерживаться  ряда принципов:

    1. Взаимоуважение.
    2. Открытость.
    3. Возможность выбора родителями необходимых консультаций, а у педагогов готовность их предложить.
    4. Пошаговое обсуждение результатов деятельности ребенка с обязательным формированием у родителей положительного отношения к его неуспехам.
    5. Обязательный контроль за выполнением заданий, данных родителям или детям, не указывая на недостатки, поощряя выполнивших.
    6. Стремиться к приоритету индивидуальных форм общения.

 

По своей должности педагог обязан тесно сотрудничать с семьей и давать профессиональные советы родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях.

Среди педагогических советов семьям, особенно молодым, авторитетный педагог обратит внимание на разумную организацию семьи и семейных отношений. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для развития внутренних взаимосвязей родителей и детей.

В жизни семьи нужные педагогические обстоятельства не всегда совпадают с жизненными. Их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам. К примеру, семья может освободить девочку-подростка от хозяйственных забот, их может выполнять бабушка. Тогда обязанности бабушки и внучки должны быть распределены, чтобы девочка чувствовала необходимость своей помощи и считала ее для себя совершенно обязательной.

Дети ожидают от родителей интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Родителям требуется постепенно менять воспитательные влияния на различных ступенях становления личности.

Вдумчивый воспитатель обратит внимание и на педагогический такт, требующий от родителей учета жизненного опыта, эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия.

Общие увлечения родителей и детей педагог назовет тем благодатным путем, который приведет их к взаимопониманию. Общесемейные увлечения, интересы, традиции, почти забытые ныне вечера семейного чтения, семейные турниры, семейные коллективы художественной самодеятельности, семейные культпоходы, путешествия, походы выходного дня. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.

Советы педагога будут тем обоснованнее, чем лучше он сумеет  продиагностировать конкретную семейную ситуацию. Методы педагогической диагностики уже подробно рассматривались выше.

   Как сказала одна  мудрая многодетная мама, воспитание — дело бесстрашных, трусам нельзя иметь детей. К этому еще следует добавить, что воспитание — дело оптимистов. Нельзя стать хорошим родителем, не поверив в самого  себя, что ты сможешь сделать счастливым свою семью, детей, сможешь вырастить хорошего человека, если не поверишь в своего ребенка. Оптимизм, жизнерадостное мировосприятие, чувство уверенности — это светлый огонек, который озаряет путь ребенку. Угаснет этот огонек, и ребенок окажется во мраке, одиночестве, им овладеет безысходная тоска и безнадежность.

   Быть отцом или  матерью — не профессия и  даже не обязанность в привычном понимании слова. Это естественная потребность, это счастье, и в то же время, великая ответственность. Не так уж трудно порой стать родителями, выполняя извечные биологический закон продолжения рода человеческого. Но как сложно быть настоящими отцом или матерью, чтобы в полной мере понять и оценить все своеобразие «тягчайшего бремени нашего»!

   Быть настоящими  родителями очень трудно, потому  что жизнь человека, взявшегося  за исполнение этих обязанностей, наполняется тысячами разных проблем, решения которых никто не подскажет. Опыт каждой семьи неповторим, семейные ситуации могут быть настолько уникальными, что не помогут никакие «ответы в конце задачника», никакие советы, рекомендации бывалых, мудрых людей, педагогов. Это всего лишь азбука, всего лишь азы семейной педагогики. Чувствовать свою ответственность, представлять круг своих родительских обязанностей могут многие, но не всем, однако, удается желаемое воплотить в действительность. И вовсе не потому, что они не хотят, а потому, что не знают, как творится это великое чудо-воспитание, какие сложные, невидимые простому глазу влияния, силы лепят, чеканят характер, волю, нравственность ребенка. Какой причудливый водоворот событий, какое стихийное переплетение обстоятельств могут определить его судьбу. Важно, чтобы каждый из родителей понял всю сложность, всю многогранность своих обязанностей, упорно овладевал родительской педагогикой и был оптимистом!

   В детстве закладывается  все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что мы, взрослые, вкладываем в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, Переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.

   Каковы же они, главные законы детства? Что необходимо ребенку для полноценного развития?

   Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие  условия жизни и воспитания, полноценное  общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

   Детство - самый важный период в жизни ребенка, оно может быть периодом быстрого, поступательного движения вперед, полным неожиданных открытий и радостных контактов с окружающим миром. Этим замечательным прогрессом ребенок, прежде всего, обязан своим родителям, своей семье.

   Для того чтобы  воспитание ребенка состоялось, семье нужно совсем мало — семейное благополучие и счастье. Но одновременно это и слишком много, чтобы в каждой семье их было поровну. В какой-то семье не хватает эмоционального тепла, где-то родители слишком заняты собственными проблемами, кто-то не умеет быть терпимым, кому-то трудно принять ребенка таким, какой он есть, и многое, многое другое.

   Есть семьи, которым  очень не повезло. В них как  бы сконцентрировались все недруги семейного благополучия. Особенно тяжело в таких семьях приходится детям. Они живут фактически не в родном гнезде, а в какой-то безрадостной, безразличной, а порой и жестокой стране Трудного детства. В этом их беда, а не вина, так как дети не выбирают своих родителей.

<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-siz


Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей