Госрегулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Участие предприятия во внешнеэкономической деятельности предполагает не только проведение экспортно-импортных операций по приобретению и (или) реализации товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, но также и определённую технику установления взаимоотношений с зарубежными партнёрами, принципы поведения на международных рынках, мероприятия по продвижению товаров (работ, услуг) на внешние рынки путём организации встреч с зарубежными партнёрами, коллегами по бизнесу, участия в выставочно-ярмарочной деятельности как на территории нашего государства, так и за рубежом.

Вложенные файлы: 1 файл

Госрегулирование ВЭД.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Участие предприятия во внешнеэкономической деятельности предполагает не только проведение экспортно-импортных операций по приобретению и (или) реализации товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, но также и определённую технику установления взаимоотношений с зарубежными партнёрами, принципы поведения на международных рынках, мероприятия по продвижению товаров (работ, услуг) на внешние рынки путём организации встреч с зарубежными партнёрами, коллегами по бизнесу, участия в выставочно-ярмарочной деятельности как на территории нашего государства, так и за рубежом.

Возможность выхода на внешние рынки товаров, работ и услуг всегда привлекательна для национального бизнеса. Это обусловлено рядом факторов, в первую очередь экономического характера. Импортеры приобретают больше вариантов минимизации цен и иных расходов в торговой деятельности, а экспортеры – расширяют возможности наиболее выгодного сбыта товаров.

Зарубежные рынки являются весьма привлекательными для предприятия, так как обладают несколько большей покупательской способностью, чем белорусские потребители, более чётко выполняют условия договоров, своевременно осуществляют платежи (преимущественно в СКВ), позволяя фирме лучше организовывать свою хозяйственную деятельность, обновлять материально-техническую базу производства, полнее удовлетворять потребности трудового коллектива.

Однако, с другой стороны, участие фирмы в ВЭД требует от предприятия неукоснительного соблюдения общепринятых принципов работы на международных рынках, выполнения взятых на себя договорных обязательств, определённого уровня качества производимой и поставляемой за рубеж продукции в целях поддержания и закрепления благоприятного имиджа фирмы не только в зарубежных, но и в отечественных деловых кругах.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется и проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка со внешним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предпосылки и основные направления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Обобщение требований к государственному регулированию ВЭД предполагает разработку концепции, соответствующую проблемам, условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране. Обычно концепция зарождается и формулируется в научных кругах как реакция на осознанную потребность в изменении внешнеэкономической ситуации. Концепция государственного регулирования ВЭД основывается на анализе применимости инструментов государственного регулирования. Сюда относятся выяснение условий применимости отдельных регулирующих средств, их соответствия целям, степени совместимости отдельных средств, побочных эффектов их применения, эффективности средств регулирования и достаточности обоснования необходимости их применения.

Концепция государственного регулирования ВЭД не может носить бесконфликтный характер, так как каждая регулирующая акция неизбежно задевает чьи-либо интересы, изменяет мотивацию внешнеэкономического поведения субъектов. Поэтому разрабатываемая концепция должна учитывать, какие группы участников ВЭД выиграют, а какие проиграют от осуществления этой концепции, какие новые проблемы могут возникнуть и как они отразятся на социально-экономическом положении страны.

Разработка концепции государственного регулирования ВЭД может обгонять реальную практику государственного регулирования, то есть формироваться как осознанная необходимость изменения положения в мирохозяйственных связях еще до начала постановки конкретных целей и их осуществления. Возможно и отставание концепции от практики, когда концепция складывается в процессе экономико-политических экспериментов государственного регулирующего аппарата.

Концепция со временем становится правительственной доктриной, которая трансформируется во внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими ВТП являются экспортная и импортная политика, валютная политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом. Кроме того, ВТП решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны. Существующий у государства обширный арсенал инструментов ВТП позволяет ему оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития отечественной экономики.

Центральное место во ВТП уделяется экономико-правовому регулированию поведения участников ВЭД, с тем, чтобы оно отвечало общенациональным интересам. Государство при осуществлении регулирования ВЭД не может исходить из индивидуальной или групповой позиции отдельных хозяйствующих субъектов. Задача государственного регулирования - это компромисс между многочисленными и разнообразными интересами участников ВЭД.

Участники ВЭД выражают свои индивидуальные интересы в средствах массовой информации, обращаются с протестами, требованиями в центральные и местные органы государственного управления, ответственные за регулирование ВЭД. Чем могущественнее участник ВЭД, стремящийся оказать воздействие на государственные регулирующие органы, тем вероятнее осуществление его стремлений.

В условиях перехода к рынку и разнообразию форм собственности, предоставления всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься ВЭД, экономические интересы в области ВЭД зачастую не только различные, но и диаметрально противоположные.

Понимая, что в одиночку участники ВЭД не смогут добиться успехов в борьбе с конкурентами и отстаивать свои интересы перед государственным аппаратом, они образовывают группы, отличающиеся друг от друга индивидуальными экономическими интересами. У каждой из этих групп есть свои типовые внешнеэкономические интересы, обусловленные их экономическим положением, а также отношением к тому или иному виду деятельности.

Главная задача государства в современных условиях – выработка ВТП, адекватной рыночным принципам функционирования белорусской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.

Организационную основу для исполнения индивидуальных, групповых и общегосударственных внешнеэкономических интересов составляют, прежде всего, органы трех ветвей власти. В обязанности государства при регулировании ВЭД входит выполнение внутренних и внешних функций. Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом:

  1. Хозяйственно-организаторская функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, могущих быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок.
  2. Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности.
  3. Защита прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

В состав внешних функций входят следующие позиции:

  1. Установление торгово-экономических отношений с зарубежными странами.
  2. Защита государственной границы, включая организацию таможенной системы.
  3. Создание и применение мер для защиты внутреннего рынка при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
  4. Участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД.

Государство, при осуществлении своей регулирующей роли, должно соблюдать установленные международные правила поведения в этой области. Эти правила носят наднациональный характер и являются право устанавливающими для всех государств, при условии их присоединения к выполнению данных правил, согласно их внутренним законодательствам

По мере укрепления рыночных отношений основными субъектами ВЭД должны стать самостоятельные предприятия любых форм собственности, действующие в рамках закона под свою ответственность. Главная же задача государства - всемерное содействие и облегчение ВЭД этих субъектов. Без мощной поддержки государства - торгово-политической, кредитно-финансовой, налоговых и иных льгот белорусским предприятиям не вписаться без огромных потерь для себя и для страны в международные экономические отношения. Именно это направление - содействие и поддержка - должно стать главным в деятельности государственных органов при усовершенствовании регулирования ВЭД.

Чем более стабильна национальная экономика, чем более гармоничны пропорции между различными ее отраслями, взаимоотношения ее с мировым хозяйством, тем меньше нуждается она в экстренных мерах государственного регулирования внешней торговли.

Белорусская экономика все еще переживает сложный переходный период, она крайне диспропорциональна. Поэтому ей нужен весь арсенал возможных средств внешнеторгового регулирования, включая защитные (протекционистские) меры внутреннего рынка.

Следует иметь в виду, что в современном мировом хозяйстве внешняя торговля посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования относится к одной из самых регулируемых областей хозяйственной жизни.

Западные страны, постоянно декларируя свою приверженность нормам свободной торговли и действительно стремясь к либерализации международных хозяйственных отношений, на практике придерживаются весьма взвешенного и прагматичного подхода к регулированию этих отношений, неизменно отдавая приоритет совершенно конкретным национальным хозяйственным задачам и интересам в тех случаях, когда они вступают в конфликт с идеалами экономического либерализма. Их политика, конечно, не сводится только к устранению торгово-экономических барьеров, а формируется с учетом состояния национальной экономики, уровня и приоритетов ее развития, степени ее конкурентоспособности, специфики социальных проблем и внешнеполитических целей, поведения партнеров и т. д.

Даже на концептуальном уровне этот прагматизм выражается в том, что, например, в США, являющихся признанным лидером мирового движения за свободную торговлю, официально исповедуется доктрина не просто «свободной», но и «справедливой» или «добросовестной» торговли, т.е. торговли, ведущейся с соблюдением принципа взаимности и в определенных нормативных рамках, трактуемых в США довольно жестко и не всегда в соответствии с международными правилами. Поэтому, в частности, США применяют антидемпинговые и компенсационные пошлины гораздо шире, чем другие страны мира.

В других же западных государствах вообще предпочитают говорить не о «свободной», а «регулируемой» или «управляемой» торговле, иногда об «организованной свободной торговле», что более соответствует реальным формам международных экономических связей высокоразвитых государств, не говоря уже о странах менее развитых, протекционистские элементы в политике которых очень сильны.

Фактически же все «цивилизованные» страны, декларируют они это открыто или нет, не довольствуются своим местом в системе международного разделения труда, диктуемым законами свободной конкуренции, но пытаются - порою со значительным успехом (Япония, ФРГ, страны Юго-Восточной Азии и др.) - активно и целеустремленно воздействовать на формирование своего сравнительного преимущества, используя широкий арсенал средств структурной (промышленной) политики и другие методы, далекие от идеалов свободной торговли.

В настоящее время климат международных торговых отношений определяется не только нормами Всемирной торговой организации (ВТО), через которую развитые страны под флагом «свободной и справедливой торговли» стремятся ослабить тарифные и нетарифные ограничения, препятствующие экспорту их продукции, представленной, как правило, готовыми изделиями высоких технологий (которые, кстати, не так уж строго соблюдаются) и эффектными фритредерскими декларациями богатых стран, но и огромным числом рестриктивных нетарифных барьеров, охватывающих, по некоторым оценкам, до половины мировой торговли, широким использованием методов искусственной поддержки конкурентоспособности национального капитала и национальных отраслей (особенно сельского хозяйства), сохраняющимся еще во многих странах высоким уровнем тарифов (даже в развитых странах пошлины на ввоз некоторых товаров довольно высоки, наличием многочисленных товарных и картельных соглашений, региональных блоков и преференций и т.п.

  1. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего, это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.

При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.

Информация о работе Госрегулирование ВЭД