Госрегулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Участие предприятия во внешнеэкономической деятельности предполагает не только проведение экспортно-импортных операций по приобретению и (или) реализации товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, но также и определённую технику установления взаимоотношений с зарубежными партнёрами, принципы поведения на международных рынках, мероприятия по продвижению товаров (работ, услуг) на внешние рынки путём организации встреч с зарубежными партнёрами, коллегами по бизнесу, участия в выставочно-ярмарочной деятельности как на территории нашего государства, так и за рубежом.

Вложенные файлы: 1 файл

Госрегулирование ВЭД.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее, высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры.

Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.

С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Административные методы государственного регулирования ВЭД.

Международные торговые договоры – определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения – на 5-10 лет и более – о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД субъектов хозяйствования государства.

Контингентирование и лицензирование – это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Лицензирование – это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год.

Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объём экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Антидемпинговые процедуры – представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции – устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей.

Технические процедуры – устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям. Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.

Импортные процедуры – представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование ВЭД – правительство, МИД, Государственный таможенный комитет могут приостановить операции участников ВЭД в случае постановки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации.

Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.

 

Экономические методы стимулирования экспортного производства.

Прямое финансирование экспортеров – осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Чаше всего государство выделяет до 30% средств, необходимых для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и внедрения новых товаров в экспортном производстве. Государственное финансирование направлено на поддержку не только крупных компаний в странах с рыночной экономикой, но так же средних и малых фирм, способных в короткие сроки модернизировать и перестраивать экспортное производство в соответствии с требованиями мирового рынка.

Косвенное финансирование экспортеров – производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а так же передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.

Снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Часто применяется разрешение фирмам экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.

Кредитование экспортера. Кредитование может быть внутренним и внешним. Внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов среднесрочных (до5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.

Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми, и, следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

Страхование экспорта имеет два направления внутреннее и внешнее. Внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счёт бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство. Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные переговоры, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков.

Дополнительно к административным и экономическим методам регулирования и управления ВЭД в странах с рыночной экономикой проводится организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Осуществляется сбор статистических материалов, анализ состояния и оценка перспектив ВЭД, издаются справочники. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов. Установлению взаимодействия между контрагентами способствуют международные симпозиумы, конференции, выставки и другие формы ознакомления представителей деловых кругов разных стран с достижениями в экономике, науке, технике.

  1. Основные направления государственного регулирования ВЭД в Республике Беларусь на современном этапе

 

Основным законом Республики Беларусь, определяющим правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности с целью обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики Республики Беларусь в мировую экономику, является Закон РБ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Внешнеторговая деятельность в Республике Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иным законодательством Республики Беларусь.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь являются:

1) реализация внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

2) единство системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности  и контроля за ее осуществлением;

3) единство политики экспортного  контроля, осуществляемой в Республике Беларусь;

4) единство и целостность таможенной  территории Республики Беларусь;

5) приоритет экономических мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

6) неукоснительное соблюдение законодательства  Республики Беларусь при осуществлении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) равноправие всех участников  внешнеторговой деятельности и  их недискриминация;

8) защита государством прав и  законных интересов участников  внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государственных органов во внешнеторговую деятельность субъектов хозяйствования, нанесения ущерба ее участникам и экономике Республики Беларусь в целом;

10) равноправие, уважение суверенитета, невмешательство во внутренние  дела стран - торговых партнеров Республики Беларусь;

11) неукоснительное выполнение  обязательств, принятых Республикой  Беларусь по международным договорам.

Регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь осуществляется посредством контроля за правильностью осуществления субъектами хозяйствования валютных, а также экспортно-импортных операций.

Валютный контроль – это деятельность органов и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства.

Полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, а также агентов валютного контроля определены Указом Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2000 г. № 87 «О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь»:

- органами валютного регулирования  и валютного контроля – Совет  Министров Республики Беларусь и Национальный банк;

- органами валютного контроля  – Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет;

- агентами валютного контроля  – таможни, банки, министерства, другие  республиканские органы государственного  управления, а также объединения, подчиненные Совету Министров, облисполкомы  и Минский горисполком.

Особая роль в контроле за соблюдением валютного законодательства принадлежит таможенным органам.

Таможенный кодекс Республики Беларусь определяет, что Государственный таможенный комитет является органом валютного контроля в Республике Беларусь, а таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными ГГК Республики Беларусь.

Информация о работе Госрегулирование ВЭД