Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:26, контрольная работа
Участие предприятия во внешнеэкономической деятельности предполагает не только проведение экспортно-импортных операций по приобретению и (или) реализации товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, но также и определённую технику установления взаимоотношений с зарубежными партнёрами, принципы поведения на международных рынках, мероприятия по продвижению товаров (работ, услуг) на внешние рынки путём организации встреч с зарубежными партнёрами, коллегами по бизнесу, участия в выставочно-ярмарочной деятельности как на территории нашего государства, так и за рубежом.
Нетарифные ограничения можно определить как любые распоряжения центральных (местных) органов государственного управления, включающие методы реализации соответствующих законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме мер таможенно-тарифного характера). Нетарифные ограничения воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для перемещения через таможенную границу товаров иностранного происхождения по сравнению с условиями для товаров национального производства или - различный режим для товаров разных стран.
Вопросы классификации, сопоставления, количественной оценки нетарифных мер занимали одно из центральных мест в деятельности ГАТТ в ходе многосторонних торговых переговоров в 1973-1995 годах, а теперь органически вошли в круг ведения вновь сформированной международной организации – приемника ГАТТ – Всемирной Торговой Организации (ВТО).
Наиболее распространенные в настоящее время нетарифные ограничения включают следующие меры:
Меры нетарифного регулирования экономического характера установлены исходя из необходимости:
Указанные меры реализуются, как правило, посредством принятия Правительством соответствующих постановлений, а в отдельных случаях - декретов и указов Президента Республики Беларусь.
Существующая в настоящее время нормативно-правовая база, которая определяет систему и порядок применения мер нетарифного регулирования экспорта-импорта товаров в Республике Беларусь, состоит из следующих актов законодательства:
- Таможенный Кодекс Республики Беларусь (принят 06.01.1998 г., вступил в силу с 01.07.1998 г.);
Законодательство Республики Беларусь о таможенном деле состоит из Таможенного кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе» и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Республики Беларусь, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.
Товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Таможенном тарифе». Ставки таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 1997 года № 72 «О Таможенном тарифе Республики Беларусь» с соответствующими изменениями и дополнениями.
Основу системы нетарифного регулирования экспорта и импорта товаров составляют Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8.04.2002 г. № 440 «О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров».
В соответствии с действующим в республике законодательством в настоящее время на практике применяются следующие меры нетарифного регулирования внешней торговли:
Необходимо отметить, что действующая в республике нормативно-правовая база соответствует основным принципам, заложенным в соответствующих рекомендациях ГАТТ/ВТО. Кроме того, при создании нормативно-правовой базы ставилась задача обеспечения в первую очередь защиты отечественных производителей и внутреннего рынка от негативных внешних факторов, а также - экономической безопасности Республики Беларусь.
Высшими органами управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Министров.
Парламент как высший законодательный орган издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, разрабатывает основы внешнеэкономической политики государства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами. К его компетенции относится определение общих принципов валютной политики, утверждение по представлению Совета Министров плана формирования и использования государственного валютного фонда республики, лимита внешнего государственного долга.
По решению Парламента республики могут применяться ответные меры в отношении стран, создающих дискриминационные условия для внешнеэкономической деятельности страны.
Совет Министров – высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике.
Совет Министров издает постановления и распоряжения во исполнение законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями.
Совет Министров может ввести ограничения, установить определенные требования по осуществлению операций международного обмена товарами и услугами в целях обеспечения экономических интересов, а также, для выполнения международных обязательств республики.
Основным министерством, регулирующим внешнеэкономическую деятельность в республике, является Министерство иностранных дел (МИД РБ). В своей деятельности оно подчиняется непосредственно Совету Министров.
Структура МИД РБ трехзвенная: министр – управления – отделы.
На Министерство иностранных дел возложены задачи разработки концепции и программы развития внешнеэкономических связей республики, совершенствование форм сотрудничества с зарубежными странами, координация деятельности предприятий и государственных органов в области торгово-экономических отношений с иностранными партнерами, принятие мер по развитию и улучшению структуры экспорта и импорта.
Министерство иностранных дел выполняет следующие функции:
• принимает участие в определении приоритетов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности;
• готовит предложения о заключении международных договоров по вопросам торгово-экономического сотрудничества;
• участвует в подготовке прогнозов внешнеторгового и платежного балансов республики;
• устанавливает связи и развивает сотрудничество с зарубежными и международными организациями;
• обеспечивает проведение в системе дипломатической службы единой кадровой политики;
• осуществляет нетарифное регулирование внешнеэкономических операций;
• принимает участие в работе по привлечению в экономику республики иностранных производственных и финансовых инвестиций и анализирует их эффективность;
• выдает иностранным организациям и фирмам разрешения на открытие в республике представительств;
• осуществляет в установленном порядке регистрацию на территории республики совместных и иностранных предприятий, международных объединений;
• обеспечивает соблюдение единого государственного протокола Республики Беларусь.
В центральном аппарате государственного управления работают различные комиссии – валютно-кредитаая, таможенно-тарифная и др. Комиссии создаются для решения фундаментальных проблем.
Валютно-кредитная комиссия была образована с целью координации деятельности министерств, предприятий и организаций республики по привлечению и использованию иностранных кредитов. На заседаниях валютно-кредитной комиссии рассматриваются инвестиционные проекты, финансируемые частично или полностью за счет иностранных кредитов, возможности выдачи платежных гарантий правительства иностранным кредиторам, вопросы предоставления льгот предприятиям Беларуси в области валютного регулирования и налогообложения, выделения валюты из Государственного валютного фонда министерствам, ведомствам и предприятиям республики.
Валютно-кредитная комиссия имеет статус совещательного органа при Совете Министров республики. Все решения, принимаемые на заседаниях комиссии, носят рекомендательный характер и в дальнейшем должны быть утверждены Советом Министров.
Основная задача таможенно-тарифной комиссии – разработка предложений по развитию таможенно-тарифной системы республики и выработке механизма по их реализации. По решению комиссии могут быть изменены ставки таможенных пошлин или приостановлено их действие, предоставлены таможенно-тарифные льготы и преференции. Таможенно-тарифная комиссия вправе выступать с инициативами по изменению существующего законодательства, готовить проекты постановлений и распоряжений по конкретным направлениям таможенно-тарифного регулирования.