Госрегулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Участие предприятия во внешнеэкономической деятельности предполагает не только проведение экспортно-импортных операций по приобретению и (или) реализации товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, но также и определённую технику установления взаимоотношений с зарубежными партнёрами, принципы поведения на международных рынках, мероприятия по продвижению товаров (работ, услуг) на внешние рынки путём организации встреч с зарубежными партнёрами, коллегами по бизнесу, участия в выставочно-ярмарочной деятельности как на территории нашего государства, так и за рубежом.

Вложенные файлы: 1 файл

Госрегулирование ВЭД.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Существуют также внешние проблемы, связанные с обязательствами республики, в частности, наличие Таможенного союза между Республикой Беларусь, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. В соответствии с принципами и правилами ВТО любое государство должно гарантировать обеспечение всех взятых обязательств перед этой организацией. При отсутствии таможенного контроля на границе со странами-членами Таможенного союза вопрос по обеспечению торгового режима Беларуси по отношению к ВТО является проблематичным. Страны-члены ВТО могут создавать таможенные союзы или зоны свободной торговли, но при вступлении каждая страна должна определить свой торговый режим относительно других стран. В рамках Таможенного союза это достаточно сложно, так как все страны союза обязаны применять одинаковые таможенные пошлины в отношении третьих стран. Кроме того, Кыргызстан уже стал членом ВТО в 1998 г., не известив и не посоветовавшись по этому вопросу со странами-партнерами по Таможенному союзу. Россия и Казахстан также подали официальные заявления о намерении присоединиться к ГАТТ/ВТО в качестве полномочных участников. Следовательно, развитие Таможенного союза будет возможно только после вступления всех названных стран в ВТО.

Россия в настоящий момент намного опережает Республику Беларусь на пути вступления в ВТО. Таким образом, вопрос о совместном с Россией вступлении в ВТО можно снять с повестки дня, а проблему нормального функционирования Таможенного союза целесообразно в настоящее время не форсировать, а сделать шаг назад, т.е. нормативно оформить создание зоны свободной торговли между Беларусью, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном.

Работа по присоединению к ВТО, начатая Правительством Республики Беларусь в 1995 г., представляет собой комплекс мероприятий по адаптации внешнеторгового режима страны к правилам данной Организации, которыми на сегодняшний день регулируется около 95 процентов всей мировой торговли.

Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается как важнейший шаг в направлении интеграции в мировую экономику, который даст Республике Беларусь необходимый инструментарий для защиты и продвижения своих интересов в рамках системы международной торговли. В то же время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие ее внешнеэкономического законодательства правилам ВТО, а также сделать уступки торговым партнерам в целях обеспечения более открытого доступа иностранных товаров и услуг на внутренний рынок.  
В соответствии с утвержденной Правительством Директивой для ведения переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО, в процессе переговоров белорусская сторона исходит из необходимости поддержания адекватного потенциала защиты национальных экономических интересов после вступления Беларуси в ВТО.

На проходившей с 9 по 14 ноября 2001 г. в г. Доха (Катар) 4-й Министерской конференции ВТО принято решение о проведении в рамках ВТО в период с 2002 по 2005 гг. нового раунда многосторонних торговых переговоров, в котором Беларусь сможет принять участие без права вето. Пользуясь возможностями, предоставляемыми статусом страны-наблюдателя, белорусская сторона в рамках органов ВТО продвигает своё видение дальнейшего развития ВТО как международной организации и правовой системы международной торговли. Так, на 4-й Министерской конференции распространено заявление Республики Беларусь с призывом к странам-членам ВТО принять меры, которые позволили бы этой организации стать действительно универсальной с точки зрения участия в ней максимального числа стран, в том числе за счёт предоставления присоединяющимся странам справедливых условий членства в ВТО, учитывающих национальную специфику.

Беларусь, как и Россия, заявила о готовности принять участие в открывающемся раунде многосторонних торговых переговоров. В 2001 г. белорусская сторона добилась решения ВТО о начале полномасштабных переговоров по приему Беларуси. С 28 февраля по 7 марта 2001 г. в Женеве белорусской делегацией был проведен очередной официальный раунд переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО.

Переговоры проводились в трех форматах:

  • многостороннем (3-е заседание Рабочей группы ВТО по присоединению Республики Беларусь, руководитель делегации РБ - Министр экономики В.Н. Шимов), в ходе которого белорусской стороной были даны развернутые ответы на вопросы стран-членов ВТО по внешнеторговому режиму Беларуси;
  • двустороннем (2-й раунд двусторонних переговоров с делегациями стран-членов ВТО по условиям доступа иностранных поставщиков товаров и услуг на белорусский рынок, руководитель делегации РБ - заместитель Министра иностранных дел А.Ю. Михневич), который был посвящен уточнению позиций сторон по условиям открытия белорусского рынка для зарубежных товаров и услуг;
  • в формате специального заседания по рассмотрению вопросов внутренней поддержки сельского хозяйства в Республике Беларусь. В двусторонних переговорах с Беларусью принимают участие делегации 15 стран-членов ВТО. По результатам указанных переговоров будут определены параметры обязательств Республики Беларусь по доступу зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок, а также по уровню внутренней поддержки производства и субсидирования экспорта в области сельского хозяйства и продовольствия. В ходе переговоров странами-членами ВТО выдвигаются следующие основные требования:
  • устранение несоответствий правилам ВТО в законодательстве Республики Беларусь;
  • предоставление поставщикам услуг стран-членов ВТО доступа на белорусский рынок по конкретным секторам услуг, а также установление максимальных уровней ввозных пошлин по конкретным группам товаров;
  • предоставление развернутой информации о механизмах функционирования конкретных программ внутренней поддержки сельского хозяйства, осуществляемых в республике, в том числе по уточнению мер поддержки на предмет соответствия критериям Соглашения ВТО по сельскому хозяйству.

8 мая 2001 г. вопрос о присоединении  Республики Беларусь к ВТО  рассмотрен на заседании Президиума  Совета Министров Республики  Беларусь. Правительством дана положительная  оценка работы МИД и других  министерств на данном направлении, даны конкретные поручения республиканским органам государственного управления по интенсификации переговорного процесса с целью скорейшего вхождения Беларуси в ВТО. От реализации министерствами указанных поручений зависят сроки проведения очередного раунда переговоров с ВТО.

В качестве главной задачи определен комплекс мер по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с требованиями ВТО в следующих областях: нетарифное регулирование, в т.ч. по алкогольной и табачной продукции, защитные меры, валютное регулирование, ценовая политика, государственная поддержка сельского хозяйства, налогообложение, льготы и субсидии, лицензирование, страхование, электросвязь, банковские и финансовые услуги, стандартизация и техническое нормирование, санитарные и фитосанитарные меры, таможенное оформление и таможенная оценка, защита интеллектуальной собственности.

Советом Министров также поставлены задачи министерствам и ведомствам по созданию экономически обоснованных условий для конкуренции на белорусском рынке товаров и услуг, что позволит сблизить позиции белорусской стороны и государств-членов ВТО в ходе дальнейших двусторонних переговоров.

В целях всесторонней и своевременной разработки предложений по совершенствованию белорусского законодательства при Межведомственной комиссии по вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО создана и действует рабочая группа из представителей Национального собрания Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, научных и деловых кругов республики. Руководитель рабочей группы - Председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Т.П.Быкова.

В рамках Белорусского и Минского союзов предпринимателей и работодателей в декабре 2001 г. создана Ассоциация содействия присоединению Республики Беларусь к ВТО. Цель Ассоциации - информирование деловых людей и их вовлечение в процесс формирования консенсуса по основным вопросам, решаемым в ходе вступления Беларуси в ВТО.  В результате работы, проведенной с Международным торговым центров (МТЦ) ЮНКТАД/ВТО, достигнута договоренность о подключении Беларуси к программе «World Trade Net» («Всемирная торговая сеть»), позволяющей широкому кругу заинтересованных организаций и лиц получать консультационную помощь по экономическим вопросам, значимым для развития деловой среды и инвестиционного климата в республике. Координатором этой программы в Беларуси является Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. профессора Кунявского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Республика Беларусь осуществляет независимую внешнеторговую политику. Государство принимает меры по защите внутреннего рынка и интересов белорусских товаропроизводителей с учетом международных обязательств Республики Беларусь, а также содействует продвижению белорусских товаров на внешние рынки.

Отношения Республики Беларусь с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РБ.

В целях интеграции экономики Республики Беларусь в мировую экономику Республика Беларусь участвует в международных договорах о таможенных союзах, зонах свободной торговли и о других межгосударственных образованиях.

Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все резиденты Республики Беларусь, если иное не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь, с момента их Государственной регистрации в качестве юридического лица или предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Нерезиденты Республики Беларусь осуществляют внешнеторговую деятельность в Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственные органы Республики Беларусь, выступающие в качестве стороны сделки, осуществляют внешнеторговую деятельность в порядке и на условиях, предусмотренных для юридических лиц Республики Беларусь.

Регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом и Правительством Республики Беларусь.

Координация работы государственных органов по разработке предложений по формированию государственной внешнеторговой политики Республики Беларусь, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Республики Беларусь в области внешнеторговых связей осуществляется Правительством Республики Беларусь и уполномоченным республиканским органом государственного управления.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется путем ее тарифного и нетарифного регулирования, установления исключительного права государства на осуществление отдельных видов внешнеторговой деятельности в соответствии с настоящим Законом и иным законодательством Республики Беларусь.

Не допускается иное вмешательство в деятельность участников внешнеторговой деятельности и ограничение этой деятельности, кроме случаев, определяемых законодательством Республики Беларусь.

В целях регулирования импорта и (или) экспорта товаров, в том числе для защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, в соответствии с законодательством Республики Беларусь устанавливаются импортные и (или) экспортные таможенные пошлины.

Экспорт и (или) импорт товаров, работ, услуг осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, когда такие ограничения вводятся Президентом или Правительством Республики Беларусь в целях:

1) обеспечения экономической безопасности  Республики Беларусь;

2) защиты внутреннего рынка Республики  Беларусь;

3) выполнения международных обязательств  Республики Беларусь.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурсов или аукционов республиканским органом государственного управления, определяемым Правительством Республики Беларусь.

 

Правовые основы деятельности государственных органов, юридических и физических лиц Республики Беларусь в области экспортного контроля регулируются законодательством Республики Беларусь об экспортном контроле.

Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, работ, услуг устанавливается в форме исключительного права государства на осуществление деятельности по экспорту и (или) импорту этих видов товаров, работ, услуг.

Перечни отдельных видов товаров, работ, услуг, на экспорт и (или) импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь.

Деятельность по экспорту и (или) импорту товаров, работ, услуг, на которую установлена государственная монополия, осуществляется государственными органами, государственными предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

Совершение сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, работ, услуг в нарушение порядка государственной монополии влечет признание такой сделки недействительной и соответствующие последствия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Деятельность по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Республики Беларусь может осуществляться только на основании специальных разрешений (лицензий).

Перечни этих видов товаров, работ, услуг, порядок лицензирования, республиканский орган государственного управления, уполномоченный выдавать соответствующие специальные разрешения (лицензии), определяются Правительством Республики Беларусь.

Информация о работе Госрегулирование ВЭД