Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей работы «Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России». Данная тема весьма актуальна, поскольку вопросу развитию оборонной промышленности отводится большая роль в экономике страны.
При подготовке данной работы я изучила и проанализировала различные источники: научные статьи, учебной литературу, ресурсы Интернета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты оборонно-промышленного комплекса…………….4
1.1 Понятие и состав оборонно-промышленного комплекса…………………4
1.2 Конверсия, приватизация и финансирование оборонно-промышленного комплекса………………………………………………………………………………7
1.3 Цели и принципы государственной политики в оборонно-промышленном комплексе……………………………………………………………………………..11
2 Анализ государственного регулирования ОПК…………………………….14
2.1 Формирование и реализация государственной политики в области ОПК…………………………………………………………………………………...14
2.2 Реформирование ОПК……………………………………………………...16
2.3 Социально-экономические проблемы в оборонном комплексе России………………………………………………………………………………...21
3 Направления развития оборонно-промышленного комплекса в РФ……...23
3.1 Основные тенденции развития ОПК………………………………………23
3.2 Модернизация оборонно-промышленного комплекса России…………..26
Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы…………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Рег НЭк.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Сам процесс конверсии был исторически  и экономически неизбежен. Избыточный удельный вес военного сектора был специфической чертой советской экономики, как следствие, ее отраслевая структура нуждалась в совершенствовании. Перенапряженность военными программами стала серьезным препятствием экономическому и социальному прогрессу страны.

Сокращение  военных расходов, прежде всего, сказалось на закупках ВВТ и заказах на НИОКР, уменьшение которых в 1991-1997 гг. ежегодно составляло в среднем около 30%. В результате расходы на закупки ВВТ снизились в 14 раз, на военные НИОКР – в 13. Это, естественно, автоматически повлекло уменьшение государственных закупок у военной промышленности. Годовой оборонный заказ в этот период ни разу не превышал 10% уровня 1991 г. Продажа оружия на внешнем рынке не изменила ситуации. Экспорт военной продукции длительное время сокращался одновременно с внутренним спросом.

Сегодня осознано, что проводить конверсию  нужно было менее скоропалительно  и с гораздо меньшими издержками. Мировой опыт и состояние конверсируемых предприятий РФ подтверждают, что высокие темпы данного процесса вызывают тяжелые последствия и превращают демилитаризацию экономики в один из факторов падения промышленного производства в целом. Масштабы и темпы конверсии в начале 90-х годов почти на порядок превысили имевшие место в большинстве развитых стран и составляли в 1993 г. (по отношению к 1991 г.) по различным отраслям ОПК от 30 до 60% и более.

Общие цели и задачи государственных программ приватизации не учитывали особенностей предприятий отраслей оборонной промышленности. Переход к рыночной экономике предприятий отраслей оборонной промышленности проходил в условиях общего экономического кризиса, осложнившегося проводимой конверсией. Уже на начальном этапе приватизации предприятий ОПК наряду с отдельными положительными моментами выявились и отрицательные, в том числе отказ от профильной продукции.

Приватизация  на предприятиях ОПК сопровождалась прекращением государственного финансирования, что вполне естественно. Однако новые собственники, прежде всего трудовые коллективы, оказались неспособны инвестировать производство, в особенности его оборонную часть. Приватизация сопровождалась масштабным и трудно контролируемым государством процессом ухода бывших оборонных предприятий от выпуска ВВТ, неоправданным сужением номенклатуры военной продукции, что практически не было подкреплено прогрессивной унификацией образцов ВВТ. В последующие годы данная ситуация еще более ухудшилась. Цели приватизации не были достигнуты.

Приватизация  предприятий ОПК преследовала цель не только сохранения, но и дальнейшего совершенствования их научно-технического и кадрового потенциала. Основные задачи приватизации в этой сфере включали:

  • минимизацию затрат на производство и разработку вооружения и военной техники с учетом требований военной доктрины и обеспечения на этой основе обороноспособности России;
  • создание оптимальной структуры производства в ОПК, соответствующей рыночным условиям;
  • максимально эффективное использование кадрового, научно-технического и производственного потенциала ОПК для достижения быстрейшей стабилизации социально-экономической ситуации в стране.
  • Приватизацию  предприятий ОПК предполагалось осуществлять исходя из следующих принципов:
  • согласования интересов РФ, национально-государственных и административно-территориальных образований в рамках РФ;
  • разграничения полномочий и функций при проведении приватизации между органами государственной власти и управления;
  • приоритета трудовых коллективов при приватизации предприятий ОПК для смягчения социальной напряженности и сохранения высокого научно-технического и производственного потенциала предприятий оборонного комплекса;
  • оказания финансовой поддержки предприятиям, подвергшимся разгосударствлению и приватизации - создание специальных фондов поддержки предприятий, предоставление дополнительных льгот трудовым коллективам и т.д.

Самым распространенным способом приватизации в ОПК является продажа акций  акционерных обществ открытого  типа. Среди других способов приватизации использовались выкуп арендованного имущества, продажа предприятий на коммерческом конкурсе и продажа имущества (активов) действующих и ликвидированных предприятий и объектов. Результаты деятельности приватизированных предприятий ухудшились.

Таким образом, большинство приватизированных  предприятий ОПК, как и государственных, оказалось в сложном экономическом и финансовом положении из-за существенного сокращения оборонного заказа и отсутствия инвестиций. Разгосударствление собственности в ОПК при отсутствии надлежащего управления не привело к повышению эффективности производства. Сейчас потребности обороны наполовину обеспечиваются частными предприятиями, в том числе акционерными обществами с участием государства. Важно при этом использовать конкурсную систему государственных закупок.

И все же главная проблема комплекса заключается, на мой взгляд, в мизерном финансировании. В этой сфере общепринятыми в мировой статистике являются показатели годовых военных расходов в расчете на одного военнослужащего и одного жителя страны. В 1997 г. в России военные расходы на одного военнослужащего равнялись приблизительно 14 тыс. долл., а в США – 176 тыс., Великобритании – 200 тыс., Германии – 98 тыс. долл. В том же году военные расходы на душу населения составляли: в России – 233 долл., США – 978, Великобритании – 578, Франции – 756, Греции – 517 долл.

Фактические затраты государственного бюджета  на оборонные нужды в 1993 г. составили 4,4% ВВП; 1994 г. – 5,6; 1995 г. – менее 4; 1996 г. – 3,5; 1997 г. – 2,7%. При этом сам объем ВВП непрерывно снижался.

Ограниченность  возможностей финансирования государственного оборонного заказа на поставку в Вооруженные Силы конкретных образцов ВВТ привели к идее сконцентрировать большую часть выделенных на эти цели ресурсов на НИОКР в области создания новых типов вооружений. Реализация идеи позволила бы создавать научно-технические и технологические заделы для последующего перевооружения российских Вооруженных Сил на качественно новые системы ВВТ.

Сегодня для России отставание в этой сфере от ведущих в экономическом и военном отношении стран недопустимо. Мир находится на пороге очередной военно-технической революции, которая должна привести к значительному качественному рывку в модернизации действующих ныне образцов ВВТ, появлению принципиально новых видов оружия, которые будут базироваться на новых физических принципах и наукоемких технологиях. Причем двойное назначение будет иметь гораздо больше технологий, чем те, которые применяются при производстве нынешнего вооружения.

Конечно, бюджетное финансирование не способно решить все экономические проблемы ОПК.

Например, ракетно-космическая деятельность финансируется из разных источников:

  1. из государственного бюджета - государственными космическими программами;
  2. такими государственными или внебюджетными структурами, например, как РАО «Газпром»;
  3. региональными органами власти;
  4. предприятиями-разработчиками;
  5. зарубежными заказчиками по контрактам.

Один  из негативных итогов ухудшения финансового  положения оборонных предприятий - резкое устаревание оборудования. Недостаточный уровень капиталовложений в техническое перевооружение функционирующих и мобилизационных мощностей ведет к их быстрому физическому и моральному старению, что в ближайшее время неизбежно отразится на возможности производить современное вооружение и военную технику. Анализ технического состояния активной части основных производственных фондов оборонной промышленности показывает, что в отраслях наметилась негативная тенденция устаревания парка оборудования и может возникнуть ситуация, когда количество оборудования с возрастом более 20 лет составит почти 50%.

В результате сокращения текущего производства вооружения и  военной техники и сложного финансового  положения предприятий комплекса  ухудшается материальное положение  трудовых коллективов. В оборонной промышленности резко снизилась средняя заработная плата: сегодня она на 30-40% ниже, чем в общепромышленном производстве. Эта тенденция связана с тем, что в ОПК уменьшение численности работающих происходит более медленно по сравнению с падением объемов производства, а также с большим количеством градообразующих предприятий.

В настоящее время на многих предприятиях ОПК существует значительная скрытая  безработица. В комплексе значительно  снизился кадровый потенциал рабочей  силы. Так, средний возраст работника достиг 43 лет (в научно-исследовательских организациях и конструкторских бюро - 45). Молодежь до 30 лет на предприятиях оборонной промышленности составляет только 16% персонала (в НИИ и КБ - 12%). Высок удельный вес женщин -52% и работающих пенсионеров - 11,5% (в НИИ и КБ - 15,5%). Общая численность докторов и кандидатов наук уменьшилась. 

 

1.3 Цели и  принципы государственной политики  в оборонно-промышленном комплексе

 

Стратегической  целью государственной политики в области развития ОПК является превращение научно-технического и  производственно - технологического потенциала ОПК в поддерживаемый государством действенный инновационный ресурс, обеспечивающий обороноспособность страны и безопасность государства путем реализации конкурентных преимуществ ОПК.

Целями  государственной политики в области  развития ОПК в среднесрочной  перспективе являются, реализация мер государственной поддержки стратегических предприятий и организаций, прежде всего системообразующих организаций ОПК, сохранение факторов инновационного развития организаций ОПК и их позиций на отечественном и мировом рынках.

Государственная   политика   в   области   развития   ОПК основывается на следующих основных принципах:

  • строгое соблюдение законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации;
  • обеспечение соответствия уровня научно-технической и производственно-технологической базы ОПК растущим потребностям Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в оснащении современными видами ВВСТ;
  • государственное регулирование деятельности организаций ОПК, поддержка инновационного развития ОПК, улучшение его кадрового и интеллектуального потенциала, а также мониторинг состояния и развития ОПК;
  • рациональное сочетание масштабов и форм государственного участия в развитии ОПК, использование в этих целях механизмов государственно-частного партнерства;
  • многофункциональность ОПК, обеспечивающая решение оборонных и социально-экономических задач, углубление военно-гражданской интеграции.

Основными задачами в области совершенствования  системы программно-целевого планирования развития ОПК в интересах повышения эффективности оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными видами ВВСТ, обеспечения мобилизационной готовности ОПК являются:

1)   обеспечение   сбалансированности  и  скоординированности целей,   задач   и   этапов   развития   ОПК;

2)  осуществление стратегического  планирования развития ОПК на   основе   заданий   государственной   программы   вооружения, комплексного  плана военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, мобилизационного плана экономики Российской Федерации, а также долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года;

3) усиление координации  деятельности федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере ОПК, связанной с планированием и разработкой базовых и критических военных , специальных и промышленных технологий;

4) обеспечение высокой  мобилизационной готовности ОПК,  предусматривающей:

- снабжение войск необходимой  номенклатурой ВВСТ в особый  период;

- оптимизацию мобилизационных мощностей исходя из реальных потребностей, необходимых для обеспечения обороноспособности страныи безопасности государства;

- усиление государственного  контроля в области организации  и осуществления мобилизационной  подготовки в ОПК;

- совершенствование системы  государственного управления мобилизационной  подготовкой экономики Российской  Федерации.

5) развитие системы  среднесрочных и долгосрочных  контрактов на реализацию заданий  государственной программы вооружения  и федеральных целевых программ, реализуемых в ОПК, заключение долгосрочных контрактов в рамках государственного оборонного заказа на закупку ВВСТ с длительным циклом производства.

Основными задачами в  области обеспечения безопасного  функционирования ОПК, защищенности его  объектов, сохранения государственной тайны являются:

  • обеспечение химической, ядерной и радиационной безопасности в организации ОПК, прежде всего на объектах ядерного оружейного комплекса, внедрение экологически чистых технологий создания, испытаний и утилизации ядерно опасных, взрывоопасных и химически опасных изделий и веществ, реабилитация загрязненных территорий, объектов и оборудования с привлечением средств бюджетов субъектов РФ и организаций;
  • разработка методов и средств повышения устойчивости и безопасного ддя населения и территорий функционирования организаций ОПК, а также защиты объектов ОПК, в том числе от террористических актов; техническое переоснащение систем и средств физической защиты, систем жизнеобеспечения, предупреждения и ликвидации последствий аварий, чрезвычайных ситуаций техногенного характера, катастроф и иных нештатных ситуаций.

Информация о работе Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России