Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:23, курсовая работа
Тема моей работы «Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России». Данная тема весьма актуальна, поскольку вопросу развитию оборонной промышленности отводится большая роль в экономике страны.
При подготовке данной работы я изучила и проанализировала различные источники: научные статьи, учебной литературу, ресурсы Интернета.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты оборонно-промышленного комплекса…………….4
1.1 Понятие и состав оборонно-промышленного комплекса…………………4
1.2 Конверсия, приватизация и финансирование оборонно-промышленного комплекса………………………………………………………………………………7
1.3 Цели и принципы государственной политики в оборонно-промышленном комплексе……………………………………………………………………………..11
2 Анализ государственного регулирования ОПК…………………………….14
2.1 Формирование и реализация государственной политики в области ОПК…………………………………………………………………………………...14
2.2 Реформирование ОПК……………………………………………………...16
2.3 Социально-экономические проблемы в оборонном комплексе России………………………………………………………………………………...21
3 Направления развития оборонно-промышленного комплекса в РФ……...23
3.1 Основные тенденции развития ОПК………………………………………23
3.2 Модернизация оборонно-промышленного комплекса России…………..26
Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы…………………………………………….36
Сам процесс конверсии был
Сокращение военных расходов, прежде всего, сказалось на закупках ВВТ и заказах на НИОКР, уменьшение которых в 1991-1997 гг. ежегодно составляло в среднем около 30%. В результате расходы на закупки ВВТ снизились в 14 раз, на военные НИОКР – в 13. Это, естественно, автоматически повлекло уменьшение государственных закупок у военной промышленности. Годовой оборонный заказ в этот период ни разу не превышал 10% уровня 1991 г. Продажа оружия на внешнем рынке не изменила ситуации. Экспорт военной продукции длительное время сокращался одновременно с внутренним спросом.
Сегодня осознано, что проводить конверсию нужно было менее скоропалительно и с гораздо меньшими издержками. Мировой опыт и состояние конверсируемых предприятий РФ подтверждают, что высокие темпы данного процесса вызывают тяжелые последствия и превращают демилитаризацию экономики в один из факторов падения промышленного производства в целом. Масштабы и темпы конверсии в начале 90-х годов почти на порядок превысили имевшие место в большинстве развитых стран и составляли в 1993 г. (по отношению к 1991 г.) по различным отраслям ОПК от 30 до 60% и более.
Общие цели и задачи государственных программ приватизации не учитывали особенностей предприятий отраслей оборонной промышленности. Переход к рыночной экономике предприятий отраслей оборонной промышленности проходил в условиях общего экономического кризиса, осложнившегося проводимой конверсией. Уже на начальном этапе приватизации предприятий ОПК наряду с отдельными положительными моментами выявились и отрицательные, в том числе отказ от профильной продукции.
Приватизация на предприятиях ОПК сопровождалась прекращением государственного финансирования, что вполне естественно. Однако новые собственники, прежде всего трудовые коллективы, оказались неспособны инвестировать производство, в особенности его оборонную часть. Приватизация сопровождалась масштабным и трудно контролируемым государством процессом ухода бывших оборонных предприятий от выпуска ВВТ, неоправданным сужением номенклатуры военной продукции, что практически не было подкреплено прогрессивной унификацией образцов ВВТ. В последующие годы данная ситуация еще более ухудшилась. Цели приватизации не были достигнуты.
Приватизация предприятий ОПК преследовала цель не только сохранения, но и дальнейшего совершенствования их научно-технического и кадрового потенциала. Основные задачи приватизации в этой сфере включали:
Самым распространенным способом приватизации в ОПК является продажа акций акционерных обществ открытого типа. Среди других способов приватизации использовались выкуп арендованного имущества, продажа предприятий на коммерческом конкурсе и продажа имущества (активов) действующих и ликвидированных предприятий и объектов. Результаты деятельности приватизированных предприятий ухудшились.
Таким образом, большинство приватизированных предприятий ОПК, как и государственных, оказалось в сложном экономическом и финансовом положении из-за существенного сокращения оборонного заказа и отсутствия инвестиций. Разгосударствление собственности в ОПК при отсутствии надлежащего управления не привело к повышению эффективности производства. Сейчас потребности обороны наполовину обеспечиваются частными предприятиями, в том числе акционерными обществами с участием государства. Важно при этом использовать конкурсную систему государственных закупок.
И все же главная проблема комплекса заключается, на мой взгляд, в мизерном финансировании. В этой сфере общепринятыми в мировой статистике являются показатели годовых военных расходов в расчете на одного военнослужащего и одного жителя страны. В 1997 г. в России военные расходы на одного военнослужащего равнялись приблизительно 14 тыс. долл., а в США – 176 тыс., Великобритании – 200 тыс., Германии – 98 тыс. долл. В том же году военные расходы на душу населения составляли: в России – 233 долл., США – 978, Великобритании – 578, Франции – 756, Греции – 517 долл.
Фактические затраты государственного бюджета на оборонные нужды в 1993 г. составили 4,4% ВВП; 1994 г. – 5,6; 1995 г. – менее 4; 1996 г. – 3,5; 1997 г. – 2,7%. При этом сам объем ВВП непрерывно снижался.
Ограниченность возможностей финансирования государственного оборонного заказа на поставку в Вооруженные Силы конкретных образцов ВВТ привели к идее сконцентрировать большую часть выделенных на эти цели ресурсов на НИОКР в области создания новых типов вооружений. Реализация идеи позволила бы создавать научно-технические и технологические заделы для последующего перевооружения российских Вооруженных Сил на качественно новые системы ВВТ.
Сегодня для России отставание в этой сфере от ведущих в экономическом и военном отношении стран недопустимо. Мир находится на пороге очередной военно-технической революции, которая должна привести к значительному качественному рывку в модернизации действующих ныне образцов ВВТ, появлению принципиально новых видов оружия, которые будут базироваться на новых физических принципах и наукоемких технологиях. Причем двойное назначение будет иметь гораздо больше технологий, чем те, которые применяются при производстве нынешнего вооружения.
Конечно, бюджетное финансирование не способно решить все экономические проблемы ОПК.
Например, ракетно-космическая
Один из негативных итогов ухудшения финансового положения оборонных предприятий - резкое устаревание оборудования. Недостаточный уровень капиталовложений в техническое перевооружение функционирующих и мобилизационных мощностей ведет к их быстрому физическому и моральному старению, что в ближайшее время неизбежно отразится на возможности производить современное вооружение и военную технику. Анализ технического состояния активной части основных производственных фондов оборонной промышленности показывает, что в отраслях наметилась негативная тенденция устаревания парка оборудования и может возникнуть ситуация, когда количество оборудования с возрастом более 20 лет составит почти 50%.
В результате сокращения
текущего производства вооружения и
военной техники и сложного финансового
положения предприятий
В настоящее время на многих предприятиях ОПК существует значительная скрытая безработица. В комплексе значительно снизился кадровый потенциал рабочей силы. Так, средний возраст работника достиг 43 лет (в научно-исследовательских организациях и конструкторских бюро - 45). Молодежь до 30 лет на предприятиях оборонной промышленности составляет только 16% персонала (в НИИ и КБ - 12%). Высок удельный вес женщин -52% и работающих пенсионеров - 11,5% (в НИИ и КБ - 15,5%). Общая численность докторов и кандидатов наук уменьшилась.
1.3 Цели и
принципы государственной
Стратегической целью государственной политики
в области развития ОПК является превращение научно-
Целями государственной политики в области развития ОПК в среднесрочной перспективе являются, реализация мер государственной поддержки стратегических предприятий и организаций, прежде всего системообразующих организаций ОПК, сохранение факторов инновационного развития организаций ОПК и их позиций на отечественном и мировом рынках.
Государственная политика в области развития ОПК основывается на следующих основных принципах:
Основными задачами в области совершенствования системы программно-целевого планирования развития ОПК в интересах повышения эффективности оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными видами ВВСТ, обеспечения мобилизационной готовности ОПК являются:
1) обеспечение сбалансированности и скоординированности целей, задач и этапов развития ОПК;
2) осуществление стратегического
планирования развития ОПК на основе заданий государственной программы
вооружения, комплексного плана военно-технического
3) усиление координации
деятельности федеральных
4) обеспечение высокой
мобилизационной готовности
- снабжение войск необходимой номенклатурой ВВСТ в особый период;
- оптимизацию мобилизационных мощностей исходя из реальных потребностей, необходимых для обеспечения обороноспособности страныи безопасности государства;
- усиление государственного
контроля в области
- совершенствование системы
государственного управления
5) развитие системы
среднесрочных и долгосрочных
контрактов на реализацию
Основными задачами в
области обеспечения
Информация о работе Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России