Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:23, курсовая работа
Тема моей работы «Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России». Данная тема весьма актуальна, поскольку вопросу развитию оборонной промышленности отводится большая роль в экономике страны.
При подготовке данной работы я изучила и проанализировала различные источники: научные статьи, учебной литературу, ресурсы Интернета.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты оборонно-промышленного комплекса…………….4
1.1 Понятие и состав оборонно-промышленного комплекса…………………4
1.2 Конверсия, приватизация и финансирование оборонно-промышленного комплекса………………………………………………………………………………7
1.3 Цели и принципы государственной политики в оборонно-промышленном комплексе……………………………………………………………………………..11
2 Анализ государственного регулирования ОПК…………………………….14
2.1 Формирование и реализация государственной политики в области ОПК…………………………………………………………………………………...14
2.2 Реформирование ОПК……………………………………………………...16
2.3 Социально-экономические проблемы в оборонном комплексе России………………………………………………………………………………...21
3 Направления развития оборонно-промышленного комплекса в РФ……...23
3.1 Основные тенденции развития ОПК………………………………………23
3.2 Модернизация оборонно-промышленного комплекса России…………..26
Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы…………………………………………….36
Итак, оборонно-промышленный комплекс России (ОПК) представляет собой наиболее качественный, высокотехнологичный сектор экономики. Наибольшая часть российского потенциала инноваций сосредоточена в оборонном комплексе.
В состав ОПК входят следующие отрасли: авиационная промышленность (АП); производство боеприпасов и спецхимии (БП и СХ); производство вооружений и военной техники (ВВТ); производство ракетно-космической техники (РКТ); промышленность средств связи (ПСС); судостроительная промышленность (СП); электронная промышленность (ЭП); радиопромышленность (РП).
Наиболее масштабное и многоаспектное влияние на ОПК страны оказала конверсия военного производства. На макроэкономическом уровне она означает долгосрочную структурную перегруппировку финансовых, материальных и людских ресурсов из военного в гражданский сектор народного хозяйства и проявляется в уменьшении общего объема военных расходов государства.
Ограниченность возможностей финансирования государственного оборонного заказа на поставку в Вооруженные Силы конкретных образцов ВВТ привели к идее сконцентрировать большую часть выделенных на эти цели ресурсов на НИОКР в области создания новых типов вооружений.
Стратегической целью государственной политики
в области развития ОПК является превращение научно-
2 Анализ государственного регулирования ОПК
2.1 Формирование и реализация государственной политики в области ОПК
«В ведении Российской Федерации находятся: оборона и безопасность;
В апреле 2000 года был подписан указ президента России В. В. Путина, согласно которому государственный посредник в сфере ВТС компания «Российские технологии» была включена в состав другого посредника — компании «Промэкспорт». Это был первый шаг к объединению государственных посредников в сфере ВТС.
23 октября 2000 года Путин подписал указ, который снял ограничения, запрещавшие передачу более 10 % акций государственных предприятий ОПК в управление головным фирмам холдингов. Снятие данных ограничений позволило правительству начать образование концернов в сфере ОПК.
4 ноября 2000 года Путин подписал указ об объединении двух посредников в сфере ВТС — компаний «Промэкспорт» и «Росвооружения». В результате был образован единый посредник — компания «Рособоронэкспорт». Руководитель «Росвооружений» А. Огарев был снят со своей должности. Бывший заместитель директора «Промэкспорта» А. Бельянинов был назначен главой «Рособоронэкспорта», бывший руководитель «Промэкспорта» С. Чемезов — заместителем генерального директора «Рособоронэкспорта». Чемезов и Бельянинов являлись бывшими сослуживцами Путина по ПГУ КГБ СССР.
1 декабря 2000 года Путин подписал указ, согласно которому был образован Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС) — федеральный орган исполнительной власти по регулированию и контролю за экспортом вооружений. Руководителем КВТС был назначен М. А. Дмитриев. Кураторство со стороны государства за военно-техническим сотрудничеством было передано от подчинённого председателю правительства М. Касьянову Минпромнауки России к Минобороны, напрямую подчиняющемуся президенту России Путину.
17 октября 2001 года Путин отправил в отставку главу Минпромнауки России А. Дондукова. Вместо него на должность министра был назначен вице-премьер И. Клебанов.
29 октября 2001 года Путин подписал
указ № 1252, согласно которому была образована
авиационная холдинговая компания «Сухой», полностью находящаяся в госсобственности.
Позже в АХК «Сухой» были переданы крупные
пакеты акций ОКБ Сухого, НПК «Иркут» и ТАНТК имени Бериева. Также согласно указу были акционированы Комсомольское-
В ноябре 2001 года в ходе заседания
комиссии по вопросам военно-технического
сотрудничества Путин потребовал привести
в порядок сферу
23 апреля 2002 года Путин подписал
указ, согласно которому был
В апреле 2003 году президент России В. В. Путин заявил, что в последнее время были предприняты ряд мер по оптимизации системы ВТС. В частности, была усовершенствована нормативно-правовая база. Кроме того, стала более эффективной координация действий властей в сфере ВТС, благодаря чему удалось снять избыточные ведомственные барьеры и повысить результативность. В том же месяце Путин назначил А. Бурутина своим советником по вопросам военно-технической политики. В ведение Бурутина попали сферы государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества и реформы ВПК.
В 2004 году КВТС был реорганизован в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству при министерстве обороны РФ, а Госкомоборонзаказ — в Федеральную службу по оборонному заказу при министерстве обороны РФ.
В 2006 году была утверждена российская государственная программа развития вооружений на 2007-2015 годы, предусматривающая закупку и разработку боевой техники (военно-транспортной авиации, космических средств, автотранспорта, бронетехники, ПРО и ПВО, судов и подводных лодок) для армии России. На финансирование этой программы в общей сложности за время её действия будет выделено 4,9 трлн рублей.
В 2006 году была образована Военно-промышленная комиссия при правительстве России. На комиссию были возложены задачи по реализации государственной военно-промышленной политики и вопросы военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.
1 марта 2007 года указом
президента России В. В.
11 сентября 2007 года первый вице-премьер С. Б. Иванов сообщил, что ОПК России переходит на заключение долгосрочных (сроком более 3 лет) контрактов. Ранее контракты заключались на один год. Это нововведение было связано с переходом России на трёхлетний госбюджет.
В 2009 году государство около 6 млрд рублей выделило в виде субсидий на текущее кредитование предприятий ОПК, 60 млрд рублей — в виде взносов в уставные капиталы предприятий. За тот же год было выдано 76 млрд государственных гарантий для этих предприятий. В 2009 году был усилен темп реализации программы по повышению качества продукции предприятий ОПК. Общий объём государственной поддержки предприятий ОПК за 2009—2010 годы составил около 220 млрд рублей.
В начале 2011 года была в основном завершена структурная реформа ОПК. В новую структуру вошли 50 интегрированных структур, на которые приходится 60 % продукции ОПК. [10,15]
2.2 Реформирование ОПК
При распаде СССР к России отошло около
75% предприятий и организаций военно-промышленного
комплекса (ВПК). В настоящее время ВПК
России включает более полутора тысяч
предприятий и организаций с количеством
работающих в них более 3,5 млн. чел., то
есть с учетом членов их семей проблемы
ВПК затрагивают интересы почти 10% населения
России. Предприятия ВПК расположены на
территории большинства субъектов Российской
Федерации, а некоторые районы РФ и более
70 городов-заводов, включая закрытые административно-
За годы существования СССР ВПК
развивался приоритетно по сравнению
с гражданским сектором экономики,
что позволило оснастить
Роль и значение ВПК определяются не только его основным целевым предназначением — создание вооружения и военной техники (ВВТ) и оснащения ими Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. За последние годы объем производства ВВТ в общем объеме выпуска продукции ВПК составляет лишь 20%. Оборонная промышленность в общем народнохозяйственном комплексе страны играет определяющую роль в развитии телевидения, радиовещания, средств связи, оптического приборостроения, электронной техники и ряда других важнейших областей, оказывающих значительное влияние на социально-экономическое развитие страны в целом и во многом определяющих общий промышленно-технологический уровень России, ее статус среди промышленно развитых государств мира.
Ныне положение на предприятиях и в организациях ВПК иное и достигло критического состояния. Общий объем товарной продукции ВПК снизился за последние годы более чем на 50% и продолжает падать. Среди этой продукции находятся телевизоры, фотоаппараты, холодильники и морозильники, электропылесосы, электроутюги, трамвайные вагоны, универсальные погрузчики, медицинская техника, оборудование для агропромышленного комплекса, торговли, общественного питания, легкой промышленности и др. Объем производства ВВТ снизился до уровня 6% от объемов выпуска 1991 г., финансирование государственного оборонного заказа осуществляется прерывисто (помесячно) и на уровне существенно меньшем от запланированного Правительством и законодателями. В результате этого утрачиваются мобилизационные мощности, не финансируются в заданных объемах утвержденные конверсионные программы, происходит массовая остановка производств и отток из ВПК квалифицированных ученых, инженеров, рабочих и служащих, идет распад оборонной промышленности, утрата уникальных высоких технологий, составлявших некогда передовые рубежи российской науки и техники.
Недостаточность оборотных средств (хронические неплатежи заказчика — Минобороны РФ, непомерные налоги, доходящие до 90% изымаемой прибыли) привели к огромной задолженности предприятий ВПК перед госбюджетом и внебюджетными фондами. Упала инвестиционная активность предприятий как за счет собственных, так и за счет привлекаемых средств. Вследствие этого почти полностью затормозились процессы обновления основных производственных фондов.
Технологическая структура основного
производственного парка
Общая задолженность предприятий ВПК по заработной плате рабочим и служащим по со стоянию на начало года уже несколько лет подряд находится на уровне более одного триллиона рублей. Задержки в выплате зарплаты достигают от нескольких месяцев до полугода и более. И это при том, что средний уровень зарплаты на предприятиях ВПК в 1,6 раза ниже, чем в целом по промышленности России.
Реальные расходы на закупки ВВТ и на НИОКР соответственно в 5 и в 3 раза меньше, чем ежегодно тратят США. За последние годы расходы на закупки ВВТ сократились в 14 раз, а на военные НИОКР — в 13 раз.
По ряду видов ВВТ государственный оборонный заказ стал таким ничтожным, что обеспечивает загрузку производственных мощностей лишь на 10—15% и находится ниже минимально допустимого уровня рентабельности. При этом утрачиваются высокотехнологичные производства, распадаются кооперационные связи в создании наиболее важных видов ВВТ: самолетов, кораблей, подводных лодок, радиолокационных станций, систем управления войсками и оружием.
Из непомерной неурегулированности оборонного заказа неизбежно вытекают, помимо негативных экономических результатов, пагубные производственно-технические последствия: свертывание НИОКР, ликвидация научно-технического и технологического задела на будущее, старение парка оборудования, падение мобилизационной способности, потеря высококвалифицированных кадров. Катастрофическое сокращение бюджетных ассигнований привело к свертыванию работ по большинству начатых перспективных разработок, остановке работ по более чем 50 перспективным технологиям, в том числе в таких критически важных областях, как радио- и оптическая локация, новая вычислительная техника, двигательные установки и др.
Недостаточный уровень финансирования НИОКР оборонной направленности неизбежно приведет к сильному затягиванию сроков разработок ВВТ с соответствующим моральным устареванием разрабатываемых образцов, а также к дальнейшему снижению доли государственного оборонного заказа в общей производственной мощности НИИ и КБ.
Информация о работе Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России