Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей работы «Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России». Данная тема весьма актуальна, поскольку вопросу развитию оборонной промышленности отводится большая роль в экономике страны.
При подготовке данной работы я изучила и проанализировала различные источники: научные статьи, учебной литературу, ресурсы Интернета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты оборонно-промышленного комплекса…………….4
1.1 Понятие и состав оборонно-промышленного комплекса…………………4
1.2 Конверсия, приватизация и финансирование оборонно-промышленного комплекса………………………………………………………………………………7
1.3 Цели и принципы государственной политики в оборонно-промышленном комплексе……………………………………………………………………………..11
2 Анализ государственного регулирования ОПК…………………………….14
2.1 Формирование и реализация государственной политики в области ОПК…………………………………………………………………………………...14
2.2 Реформирование ОПК……………………………………………………...16
2.3 Социально-экономические проблемы в оборонном комплексе России………………………………………………………………………………...21
3 Направления развития оборонно-промышленного комплекса в РФ……...23
3.1 Основные тенденции развития ОПК………………………………………23
3.2 Модернизация оборонно-промышленного комплекса России…………..26
Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы…………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Рег НЭк.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Итак, оборонно-промышленный комплекс России (ОПК) представляет собой наиболее качественный, высокотехнологичный сектор экономики. Наибольшая часть российского потенциала инноваций сосредоточена в оборонном комплексе.

В состав ОПК входят следующие отрасли: авиационная промышленность (АП); производство боеприпасов и спецхимии (БП и СХ); производство вооружений и военной техники (ВВТ); производство ракетно-космической техники (РКТ); промышленность средств связи (ПСС); судостроительная промышленность (СП); электронная промышленность (ЭП); радиопромышленность (РП).

Наиболее  масштабное и многоаспектное влияние  на ОПК страны оказала конверсия  военного производства. На макроэкономическом уровне она означает долгосрочную структурную перегруппировку финансовых, материальных и людских ресурсов из военного в гражданский сектор народного хозяйства и проявляется в уменьшении общего объема военных расходов государства.

Ограниченность  возможностей финансирования государственного оборонного заказа на поставку в Вооруженные Силы конкретных образцов ВВТ привели к идее сконцентрировать большую часть выделенных на эти цели ресурсов на НИОКР в области создания новых типов вооружений.

Стратегической  целью государственной политики в области развития ОПК является превращение научно-технического и  производственно - технологического потенциала ОПК в поддерживаемый государством действенный инновационный ресурс, обеспечивающий обороноспособность страны и безопасность государства путем реализации конкурентных преимуществ ОПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ государственного  регулирования ОПК

 

2.1 Формирование и реализация государственной политики в области ОПК

 

«В ведении Российской Федерации находятся: оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования» — Статья 71, Конституция России.

В апреле 2000 года был подписан указ президента России В. В. Путина, согласно которому государственный посредник в сфере ВТС компания «Российские технологии» была включена в состав другого посредника — компании «Промэкспорт». Это был первый шаг к объединению государственных посредников в сфере ВТС.

23 октября 2000 года Путин подписал  указ, который снял ограничения, запрещавшие передачу более 10 % акций государственных предприятий ОПК в управление головным фирмам холдингов. Снятие данных ограничений позволило правительству начать образование концернов в сфере ОПК.

4 ноября 2000 года Путин подписал  указ об объединении двух посредников в сфере ВТС — компаний «Промэкспорт» и «Росвооружения». В результате был образован единый посредник — компания «Рособоронэкспорт». Руководитель «Росвооружений» А. Огарев был снят со своей должности. Бывший заместитель директора «Промэкспорта» А. Бельянинов был назначен главой «Рособоронэкспорта», бывший руководитель «Промэкспорта» С. Чемезов — заместителем генерального директора «Рособоронэкспорта». Чемезов и Бельянинов являлись бывшими сослуживцами Путина по ПГУ КГБ СССР.

1 декабря 2000 года Путин подписал указ, согласно которому был образован Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС) — федеральный орган исполнительной власти по регулированию и контролю за экспортом вооружений. Руководителем КВТС был назначен М. А. Дмитриев. Кураторство со стороны государства за военно-техническим сотрудничеством было передано от подчинённого председателю правительства М. Касьянову Минпромнауки России к Минобороны, напрямую подчиняющемуся президенту России Путину.

17 октября 2001 года Путин отправил  в отставку главу Минпромнауки России А. Дондукова. Вместо него на должность министра был назначен вице-премьер И. Клебанов.

29 октября 2001 года Путин подписал  указ № 1252, согласно которому была образована авиационная холдинговая компания «Сухой», полностью находящаяся в госсобственности. Позже в АХК «Сухой» были переданы крупные пакеты акций ОКБ Сухого, НПК «Иркут» и ТАНТК имени Бериева. Также согласно указу были акционированы Комсомольское-на-Амуре авиапроизводственное объединение и Новосибирское авиапроизводственное объединение с передачей большей части их акций в АХК «Сухой».

В ноябре 2001 года в ходе заседания  комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Путин потребовал привести в порядок сферу послепродажного  обслуживания российской военной техники  и поставок запасных частей.

23 апреля 2002 года Путин подписал  указ, согласно которому был образован  холдинг на основе концерна  «Антей» и НПО «Алмаз». В  холдинг были включены несколько  десятков российских предприятий,  разрабатывающих и производящих  системы ПВО и ПРО. Холдингу были переданы основные предприятия, относящиеся до этого к группе «Оборонительные системы».

В апреле 2003 году президент России В. В. Путин заявил, что в последнее время были предприняты ряд мер по оптимизации системы ВТС. В частности, была усовершенствована нормативно-правовая база. Кроме того, стала более эффективной координация действий властей в сфере ВТС, благодаря чему удалось снять избыточные ведомственные барьеры и повысить результативность. В том же месяце Путин назначил А. Бурутина своим советником по вопросам военно-технической политики. В ведение Бурутина попали сферы государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества и реформы ВПК.

В 2004 году КВТС был реорганизован  в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству при министерстве обороны  РФ, а Госкомоборонзаказ — в Федеральную службу по оборонному заказу при министерстве обороны РФ.

В 2006 году была утверждена российская государственная программа развития вооружений на 2007-2015 годы, предусматривающая закупку и разработку боевой техники (военно-транспортной авиации, космических средств, автотранспорта, бронетехники, ПРО и ПВО, судов и подводных лодок) для армии России. На финансирование этой программы в общей сложности за время её действия будет выделено 4,9 трлн рублей.

В 2006 году была образована Военно-промышленная комиссия при правительстве России. На комиссию были возложены задачи по реализации государственной военно-промышленной политики и вопросы военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

1 марта 2007 года указом  президента России В. В. Путина единым государственным посредником в военно-техническом сотрудничестве стал «Рособоронэкспорт», а производители вооружений лишились права экспорта конечной продукции.

11 сентября 2007 года первый вице-премьер  С. Б. Иванов сообщил, что ОПК России переходит на заключение долгосрочных (сроком более 3 лет) контрактов. Ранее контракты заключались на один год. Это нововведение было связано с переходом России на трёхлетний госбюджет.

В 2009 году государство около 6 млрд рублей выделило в виде субсидий на текущее кредитование предприятий ОПК, 60 млрд рублей — в виде взносов в уставные капиталы предприятий. За тот же год было выдано 76 млрд государственных гарантий для этих предприятий. В 2009 году был усилен темп реализации программы по повышению качества продукции предприятий ОПК. Общий объём государственной поддержки предприятий ОПК за 2009—2010 годы составил около 220 млрд рублей.

В начале 2011 года была в основном завершена  структурная реформа ОПК. В новую  структуру вошли 50 интегрированных  структур, на которые приходится 60 % продукции ОПК. [10,15]

 

2.2 Реформирование ОПК

 

При распаде СССР к России отошло около 75% предприятий и организаций военно-промышленного комплекса (ВПК). В настоящее время ВПК России включает более полутора тысяч предприятий и организаций с количеством работающих в них более 3,5 млн. чел., то есть с учетом членов их семей проблемы ВПК затрагивают интересы почти 10% населения России. Предприятия ВПК расположены на территории большинства субъектов Российской Федерации, а некоторые районы РФ и более 70 городов-заводов, включая закрытые административно-территориальные образования, полностью зависят от работы ВПК, так как в них практически отсутствуют другие сферы приложения труда.

За годы существования СССР ВПК  развивался приоритетно по сравнению  с гражданским сектором экономики, что позволило оснастить оборонные  заводы, НИИ и КБ новейшим высокопроизводительным научным и промышленным оборудованием, внедрить и освоить новейшие технологии военного и гражданского назначения. По уровню оплаты и престижности труда работники оборонных предприятий и организаций имели приоритет по сравнению с другими отраслями промышленности. Поэтому в ВПК удалось сконцентрировать наиболее квалифицированных и дисциплинированных работников.

Роль и значение ВПК определяются не только его основным целевым предназначением  — создание вооружения и военной  техники (ВВТ) и оснащения ими Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. За последние годы объем производства ВВТ в общем объеме выпуска продукции ВПК составляет лишь 20%. Оборонная промышленность в общем народнохозяйственном комплексе страны играет определяющую роль в развитии телевидения, радиовещания, средств связи, оптического приборостроения, электронной техники и ряда других важнейших областей, оказывающих значительное влияние на социально-экономическое развитие страны в целом и во многом определяющих общий промышленно-технологический уровень России, ее статус среди промышленно развитых государств мира.

Ныне положение на предприятиях и в организациях ВПК иное и  достигло критического состояния. Общий  объем товарной продукции ВПК  снизился за последние годы более чем на 50% и продолжает падать. Среди этой продукции находятся телевизоры, фотоаппараты, холодильники и морозильники, электропылесосы, электроутюги, трамвайные вагоны, универсальные погрузчики, медицинская техника, оборудование для агропромышленного комплекса, торговли, общественного питания, легкой промышленности и др. Объем производства ВВТ снизился до уровня 6% от объемов выпуска 1991 г., финансирование государственного оборонного заказа осуществляется прерывисто (помесячно) и на уровне существенно меньшем от запланированного Правительством и законодателями. В результате этого утрачиваются мобилизационные мощности, не финансируются в заданных объемах утвержденные конверсионные программы, происходит массовая остановка производств и отток из ВПК квалифицированных ученых, инженеров, рабочих и служащих, идет распад оборонной промышленности, утрата уникальных высоких технологий, составлявших некогда передовые рубежи российской науки и техники.

Недостаточность оборотных средств (хронические неплатежи заказчика — Минобороны РФ, непомерные налоги, доходящие до 90% изымаемой прибыли) привели к огромной задолженности предприятий ВПК перед госбюджетом и внебюджетными фондами. Упала инвестиционная активность предприятий как за счет собственных, так и за счет привлекаемых средств. Вследствие этого почти полностью затормозились процессы обновления основных производственных фондов.

Технологическая структура основного  производственного парка оборудования уже не соответствует перспективным  потребностям. Моральное устаревание технологической структуры при ускоряющемся общем физическом износе производственно-технологического оборудования создает реальную опасность того, что если в ближайшие годы не произойдет заметного повышения уровня инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение, оборонная промышленность России не сможет обеспечить после 2000 г. необходимый объем выпуска продукции даже на техническом уровне существующего поколения вооружения и военной техники.

Общая задолженность предприятий  ВПК по заработной плате рабочим и служащим по со стоянию на начало года уже несколько лет подряд находится на уровне более одного триллиона рублей. Задержки в выплате зарплаты достигают от нескольких месяцев до полугода и более. И это при том, что средний уровень зарплаты на предприятиях ВПК в 1,6 раза ниже, чем в целом по промышленности России.

Реальные расходы на закупки  ВВТ и на НИОКР соответственно в 5 и в 3 раза меньше, чем ежегодно тратят США. За последние годы расходы  на закупки ВВТ сократились в 14 раз, а на военные НИОКР — в 13 раз.

По ряду видов ВВТ государственный  оборонный заказ стал таким ничтожным, что обеспечивает загрузку производственных мощностей лишь на 10—15% и находится  ниже минимально допустимого уровня рентабельности. При этом утрачиваются высокотехнологичные производства, распадаются кооперационные связи в создании наиболее важных видов ВВТ: самолетов, кораблей, подводных лодок, радиолокационных станций, систем управления войсками и оружием.

Из непомерной неурегулированности  оборонного заказа неизбежно вытекают, помимо негативных экономических результатов, пагубные производственно-технические последствия: свертывание НИОКР, ликвидация научно-технического и технологического задела на будущее, старение парка оборудования, падение мобилизационной способности, потеря высококвалифицированных кадров. Катастрофическое сокращение бюджетных ассигнований привело к свертыванию работ по большинству начатых перспективных разработок, остановке работ по более чем 50 перспективным технологиям, в том числе в таких критически важных областях, как радио- и оптическая локация, новая вычислительная техника, двигательные установки и др.

Недостаточный уровень финансирования НИОКР оборонной направленности неизбежно приведет к сильному затягиванию  сроков разработок ВВТ с соответствующим моральным устареванием разрабатываемых образцов, а также к дальнейшему снижению доли государственного оборонного заказа в общей производственной мощности НИИ и КБ.

Информация о работе Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России