Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей работы «Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России». Данная тема весьма актуальна, поскольку вопросу развитию оборонной промышленности отводится большая роль в экономике страны.
При подготовке данной работы я изучила и проанализировала различные источники: научные статьи, учебной литературу, ресурсы Интернета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты оборонно-промышленного комплекса…………….4
1.1 Понятие и состав оборонно-промышленного комплекса…………………4
1.2 Конверсия, приватизация и финансирование оборонно-промышленного комплекса………………………………………………………………………………7
1.3 Цели и принципы государственной политики в оборонно-промышленном комплексе……………………………………………………………………………..11
2 Анализ государственного регулирования ОПК…………………………….14
2.1 Формирование и реализация государственной политики в области ОПК…………………………………………………………………………………...14
2.2 Реформирование ОПК……………………………………………………...16
2.3 Социально-экономические проблемы в оборонном комплексе России………………………………………………………………………………...21
3 Направления развития оборонно-промышленного комплекса в РФ……...23
3.1 Основные тенденции развития ОПК………………………………………23
3.2 Модернизация оборонно-промышленного комплекса России…………..26
Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы…………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Рег НЭк.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Разумеется, при этом Россия с союзниками намерена укреплять  возможности Организации Договора о коллективной безопасности – включая  Коллективные силы оперативного реагирования.

“Мы должны всегда помнить, чем обязана страна солдатам и  офицерам, которые в тяжелейшие 90-е  годы, несмотря ни на что, сохранили  Армию, обеспечили в критические  моменты боеготовность частей. Если надо было – воевали. Теряли своих  товарищей и побеждали. Так было на Северном Кавказе, в Таджикистане и других "горячих точках". Эти люди сберегли Дух и Честь Армии. Целостность и суверенитет России. Защитили безопасность наших граждан. Не позволили унизить и "списать" страну.

Однако за ошибки, допущенные при многочисленных, непоследовательных реформах, за которыми часто ничего не стояло, кроме механического сокращения, пришлось заплатить очень дорогую цену”, – отмечает глава кабинета министров.

По его мнению, когда  в 1999 году банды международных террористов развязали прямую агрессию против России, мы столкнулись с трагической ситуацией. 66-тысячную группировку нужно было буквально собирать "по частям" – из сводных батальонов и отдельных отрядов. Штатная численность Вооружённых Сил превышала 1 миллион 360 тысяч человек. А укомплектованных частей, способных без дополнительной подготовки приступить к выполнению задач, практически не было.

“Но Армия выполнила  свою задачу. Выполнили свой долг наши офицеры, сержанты, солдаты – граждане, для которых Присяга Родине значила больше, чем жизнь, собственное здоровье и благополучие. И, главное, в государстве, в обществе наконец вернулось понимание простой истины – Вооружёнными Силами надо дорожить. Их надо укреплять, иначе "придётся кормить чужую армию" или вовсе оказаться в рабстве у бандитов и международных террористов”, – пишет Путин и вспоминает 2002 год, когда начальник Генштаба предложил ликвидировать место базирования стратегических подводных лодок на Камчатке. 

“Я не принял это решение. В связи с отсутствием необходимых средств в бюджете пришлось обратиться тогда за помощью к частным компаниям. Хочу вспомнить их добрым словом. И "Сургутнефтегаз", и ТНК без колебаний предоставили необходимые ресурсы для начала восстановления базы. Затем включились и деньги бюджета. И теперь у нас есть современная база в Вилючинске, куда скоро придут на боевое дежурство подлодки нового поколения типа "Борей"”, – честно признается премьер.

“Опыт всех предыдущих лет  доказывал, что потенциал развития прежней военной структуры, доставшейся нам от СССР, полностью исчерпан. А что, по сути, представляла из себя эта структура? Тысячи баз хранения, арсеналы, склады, многочисленные штабы и "кадрированные" части. Словом, всё то, что было необходимо для развертывания "мобилизационной", многомиллионной армии прошлого века”, – рассказывает Путин, какое “хозяйство” ему досталось, и как выход – необходимо строить новую Армию: “Армию современного типа – мобильную, находящуюся в состоянии постоянной боевой готовности. Это очень трудный процесс, затрагивающий десятки тысяч людей”.

Разумеется, он не сомневается, что это довольно тяжелый путь, неизбежны ошибки. “Сбои, "эксцессы исполнителей", слабая информационная работа и отсутствие каналов "обратной связи", формальное исполнение директив – всё это реальные "проблемные точки" идущей реформы. Наша задача – видеть эти "проблемные точки" и корректировать те или иные решения. Выдерживая общую логику на системные преобразования Вооружённых Сил”, – отмечает Путин.

В следующей части  статьи глава правительства рассказывает о том, чего уже удалось добиться.

“В Сухопутных войсках  развернуто более 100 общевойсковых  и специальных бригад. Это полноценные  боевые соединения, укомплектованные кадрами и техникой. Норматив их подъёма по тревоге – один час. Переброска на потенциальный театр боевых действий – сутки.

Прежде для подготовки к выполнению боевой задачи соединениям  требовалось до пяти суток. А развертывание  и оснащение всех Вооружённых  Сил "по штатам военного времени" должно было занимать практически год. И это в условиях, когда время большинства вооруженных конфликтов сегодня длится от нескольких часов до нескольких дней”, – пишет Путин и далее задается вопросом почему в качестве основной тактической единицы выбрана именно бригада, и сам же дает ответ: “Прежде всего с учётом нашего собственного опыта Афганской и других кампаний, когда вместо полков и дивизий эффективно показали себя мобильные боевые и штурмовые группы, усиленные авиацией, другими средствами поддержки”.

По мнению Путина, более  компактная по численности чем дивизия – новая бригада при этом обладает большей ударной мощью. Значительно возросшими силами огневого поражения и обеспечения – артиллерии, ПВО, разведки, связи и т.д. Причём бригада способна действовать как автономно, так и в составе других соединений.

Еще одно немаловажное введение – армия избавляется от всех несвойственных, вспомогательных функций – хозяйственных, бытовых и прочих, а потому отрыв  от боевой учебы сведён к минимуму.

“Идет серьёзная реформа  военного образования. Формируется 10 крупных научно-учебных центров. Все эти учреждения встроены в жёсткую вертикаль и в зависимости от прохождения службы дают офицерам возможность постоянно повышать свой профессиональный уровень. Здесь мы опираемся как на свои традиции, так и на мировую практику.

Без серьезного развития военных исследований не может быть ни эффективной военной, ни военно-технической  доктрины, не могут эффективно работать структуры Генерального штаба. Мы должны восстановить потерянные компетенции  военных институтов, интегрировать их с развивающейся системой военного образования – так же, как в гражданском секторе экономики. Военная наука должна оказывать решающее влияние на формирование задач ОПК. А квалифицированные структуры закупок, подразделения Минобороны, отвечающие за военный заказ, – обеспечить эффективное формирование технических заданий на разработку, производство, планирование характеристик вооружения и военной техники”, – уверен Путин.

Конечно, не может быть разрыва между военной и гражданской  наукой, без использования потенциала наших ведущих университетов и ГНЦ.

“Отмечу также, что органы управления в Вооружённых Силах  сокращены в два раза. Сформированы четыре укрупнённых военных округа: Западный, Южный, Центральный и Восточный. Им под управление переданы силы ВВС, ПВО и Флота. По сути, речь идёт об оперативно-стратегических командованиях. С 1 декабря 2011 года на боевое дежурство в России заступил новый род войск – Войска воздушно-космической обороны.

В Военно-воздушных силах  созданы 7 крупных авиационных баз с мощной инфраструктурой. Модернизируется аэродромная сеть. За последние 4 года – впервые за 20 лет – капитально отремонтировано 28 аэродромов. В текущем году планируются работы еще на 12 военных аэродромах.

Мы серьезно нарастили  возможности системы предупреждения о ракетном нападении. Уже введены в строй станции слежения в Ленинградской и Калининградской областях, в Армавире, начаты испытания аналогичного объекта в Иркутске. Все бригады воздушно-космической обороны оснащены современным комплексом средств автоматизации "Универсал-1С". Развернута полная космическая группировка системы "ГЛОНАСС"”, – продолжает глава правительства.

По словам Путина, в  армии обеспечена надёжная устойчивость и достаточность наземной, морской  и воздушной составляющей Стратегических ядерных сил России; доля современных ракетных комплексов наземного базирования за последние четыре года уже возросла с 13 до 25%. 

“Будет продолжено переоснащение  ещё 10 ракетных полков стратегическими  комплексами "Тополь-М" и "Ярс". В Дальней авиации полностью сохранен парк стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95мс, идут работы по их модернизации. Для наших "стратегов" на вооружение принята новая крылатая ракета воздушного базирования большой дальности. С 2007 года на постоянной основе возобновлены полеты стратегической авиации в районах боевого патрулирования. Начинается разработка перспективного авиационного комплекса для Дальней авиации.

На дежурство заступают  подводные стратегические ракетоносцы  нового проекта "Борей". Лодки  такого класса – "Юрий Долгорукий" и "Александр Невский" – уже проходят государственные испытания. Наш Флот возобновил свое присутствие в стратегических районах Мирового океана, в том числе в Средиземном море. Такая демонстрация "российского флага" теперь будет постоянной”, – добавляет Путин.

Также премьер указывает, что специалистам предстоит определить перспективную идеологию развития видов и родов войск, ясно обозначить их цели и задачи в соответствующих  концептуальных документах. Но по его  словам, уже сейчас очевидно, что  в структуре Вооружённых Сил сохранится роль и значение сил ядерного сдерживания – до тех пор, пока у нас не появятся другие виды оружия, ударные комплексы нового поколения, в том числе – высокоточное оружие, которое, как уже отмечал выше, способно решать задачи, сопоставимые с теми, что стоят сегодня перед силами ядерного сдерживания. Кроме того, в ближайшие годы значительно вырастет значение ВМФ, ВВС и воздушно-космической обороны.

“Время требует решительных  шагов по укреплению единой системы  воздушно-космической обороны страны. К этим действиям нас подталкивает политика США и НАТО в вопросе развертывания ПРО”, – откровенно пишет Путин.

Глава правительства  России уверен, что гарантией от нарушения глобального баланса  сил может служить либо создание собственной, весьма затратной и пока ещё неэффективной системы ПРО, либо, что гораздо результативнее, способность преодолевать любую систему противоракетной обороны и защитить российский ответный потенциал. 

“Военно-технический  ответ России на глобальную американскую ПРО и её сегмент в Европе будет эффективным и ассиметричным. И будет полностью соответствовать шагам США в сфере ПРО”, – предупреждает Владимир Путин, и добавляет, что перед ним стоит задача возрождения в полном смысле "океанского" военно-морского флота, прежде всего на Севере и на Дальнем Востоке.

Но и без того, в  предстоящее десятилетие в войска поступит более 400 современных межконтинентальных баллистических ракет наземного  и морского базирования, 8 ракетных подводных крейсеров стратегического  назначения, около 20 многоцелевых подводных лодок, более 50 боевых надводных кораблей, около 100 космических аппаратов военного назначения, более 600 современных самолетов, включая истребители пятого поколения, свыше тысячи вертолетов, 28 полковых комплектов зенитных ракетных систем С-400, 38 дивизионных комплектов зенитно-ракетных комплексов "Витязь", 10 бригадных комплектов ракетного комплекса "Искандер-М", свыше 2 тысяч 300 современных танков, около 2 тысяч самоходных артиллерийских комплексов и орудий, а также более 17 тысяч единиц военной автомобильной техники.

На современную военную  технику уже переведено более 250 частей и соединений, в том числе  – 30 авиационных эскадрилий. А к 2020 году доля новых образцов вооружений в войсках должна составлять не менее 70 процентов. Что касается систем, остающихся на вооружении, то они будут подвергнуты глубокой модернизации.

“Серьёзные изменения  предстоят в системе комплектования Вооружённых Сил. Сейчас в армии  по контракту служит 220 тысяч офицеров и 186 тысяч солдат и сержантов. Планируется, что в течение ближайших 5 лет ежегодно будет набираться ещё по 50 тысяч контрактников, которые станут назначаться на должности сержантов, старшин, а также специалистов, работающих с боевой техникой.

Отбор будет очень  строгий, многоуровневый. Маршал Г.К. Жуков говорил: "Армией командую я и сержанты". Младшие командиры – это становой хребет Армии, это – порядок, дисциплина, нормальная боевая учёба. На таких должностях нужны достойные люди, обладающие соответствующими моральными, физическими качествами, образовательным уровнем. Не только младшие командиры, но и все солдаты-контрактники будут проходить подготовку в специальных учебных центрах и сержантских школах.

Планируется, что уже  к 2017 году – при общей штатной  численности Вооружённых Сил в один миллион человек – 700 тысяч будут составлять "профессионалы": офицеры, курсанты военных вузов, сержанты и солдаты-контрактники. А к 2020 году – число служащих по призыву сократится до 145 тысяч”, – пишет о дальнейших планах Путин.

“Армия должна вернуть себе традиционную роль важнейшего социального лифта. В перспективе следует подумать и о таком понятии, как служба в "обученном резерве". Такие резервисты – как это принято во многих других странах – должны будут проходить регулярную, а не от случая к случаю, как сейчас, переподготовку, сборы, быть готовы пополнить ряды боевых частей.

Сегодня у нас –  нет внятной концепции национального  резерва Вооруженных Сил. Его  создание – и открытое обсуждение такой концепции – наша ближайшая задача”, – отмечает Путин.

Не забыл премьер  и о казаках: “Надо на качественно  новом уровне организовать работу по военно-патриотическому воспитанию школьников, развитию военно-прикладных видов спорта и физической культуры в целом. Срочная служба длится один год, и солдат должен целиком сосредоточиться на боевой учебе. Это значит – он должен прийти в Армию физически развитым, закалённым, а еще лучше – владеющим основными навыками работы с транспортной техникой, компьютерами и информационными технологиями. Хотел бы в этой связи отметить государственную важность работы, которую выполняет ДОСААФ России”.

В следующей части  статьи Путин рассказывает о том, как должен изменить военно-промышленный комплекс страны, какие задачи перед  ним стоят, и почему Россия вынуждена закупать технику за рубежом.

”Фактически отечественные  оборонные центры и предприятия  за последние 30 лет пропустили несколько циклов модернизации.

За предстоящее десятилетие  мы в полной мере должны наверстать это отставание. Вернуть себе технологическое  лидерство по всему спектру основных военных технологий. Хочу ещё раз подчеркнуть – ставку в перевооружении Армии мы будем делать именно на российский ОПК и нашу научную базу.

Нам предстоит решить сразу несколько взаимосвязанных  задач. Это кратное увеличение поставок современного и нового поколения техники. Это формирование опережающего научно-технологического задела, разработка и освоение критических технологий для развития производства конкурентоспособной продукции военного назначения. И, наконец, это создание на новой технологической основе производств по выпуску перспективных образцов вооружения и военной техники. Строительство, реконструкция и техническое перевооружение научно-экспериментальной и стендовой базы.

Информация о работе Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России