Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей работы «Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России». Данная тема весьма актуальна, поскольку вопросу развитию оборонной промышленности отводится большая роль в экономике страны.
При подготовке данной работы я изучила и проанализировала различные источники: научные статьи, учебной литературу, ресурсы Интернета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты оборонно-промышленного комплекса…………….4
1.1 Понятие и состав оборонно-промышленного комплекса…………………4
1.2 Конверсия, приватизация и финансирование оборонно-промышленного комплекса………………………………………………………………………………7
1.3 Цели и принципы государственной политики в оборонно-промышленном комплексе……………………………………………………………………………..11
2 Анализ государственного регулирования ОПК…………………………….14
2.1 Формирование и реализация государственной политики в области ОПК…………………………………………………………………………………...14
2.2 Реформирование ОПК……………………………………………………...16
2.3 Социально-экономические проблемы в оборонном комплексе России………………………………………………………………………………...21
3 Направления развития оборонно-промышленного комплекса в РФ……...23
3.1 Основные тенденции развития ОПК………………………………………23
3.2 Модернизация оборонно-промышленного комплекса России…………..26
Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы…………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Рег НЭк.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня Россия прочно встроена в мировую экономику и открыта к диалогу со всеми партнёрами, в том числе по оборонным вопросам и в сфере военно-технического сотрудничества.

Но изучение опыта  и тенденций в зарубежных странах  вовсе не означает, что Россия перейдёт на заимствованные модели и откажется  от опоры на собственные силы. Напротив, для устойчивого социально-экономического развития и обеспечения безопасности государства нам необходимо, перенимая всё лучшее, наращивать и поддерживать военно-технологическую и научную независимость России.

В этой связи – о  такой "чувствительной теме" как закупка военной техники за рубежом. Как показывает мировая практика, все ключевые поставщики глобального рынка вооружений, самые развитые в технологическом и индустриальном плане страны одновременно являются и покупателями отдельных систем, образцов, материалов и технологий. Это позволяет быстро решать неотложные задачи в сфере обороны и, прямо скажем, стимулировать национального производителя”, – пишет Путин.

При этом он отмечает, что  закупки за рубежом никак не отменят  закупок внутри страны. “Чтобы действительно повысить обороноспособность страны, нам нужна самая современная, лучшая в мире техника, а не "освоенные" миллиарды и триллионы. Недопустимо, чтобы Армия стала рынком сбыта для морально устаревших образцов вооружений, технологий и НИОКРов, причём оплаченных за государственный счёт”, – уверен Путин, и называет одной из серьезнейших проблем российского ОПК отсутствие единой информационной базы – из-за чего предприятия часто дублируют научно-исследовательские разработки. 

“У оборонно-промышленного комплекса нет возможности спокойно догонять кого-то, мы должны совершить прорыв, стать ведущими изобретателями и производителями”, – смело заявляет Путин.

“На днях – в ходе встречи со специалистами в области  телекоммуникаций и информационных технологий в Новосибирске – упоминались ведущие американские университеты, которые сделали себе "имя" на оборонных заказах и разработках. Считаю, что и нам нужно активнее привлекать потенциал гражданских университетов к реализации программ модернизации ОПК. Крупные "оборонные" заказы способны стать ещё одним источником развития наших ведущих университетов и исследовательских центров. Иногда утверждают, что возрождение оборонно-промышленного комплекса – это ярмо для экономики, непосильная ноша, которая в свое время разорила СССР. Убежден – это глубокое заблуждение”, – дает рецепт Путин, который уверен, что обновление ОПК станет локомотивом, который потянет за собой развитие самых разных отраслей: металлургии, машиностроения, химической, радиоэлектронной промышленности, всего спектра информационных технологий и телекоммуникаций. Даст предприятиям этих отраслей и ресурсы для обновления технологической базы, и новые технологические решения. Обеспечит устойчивость множества научных и конструкторских коллективов – а значит, их присутствие на рынке разработок для гражданского сектора.

При этом, правительство  должно провести глубокую ревизию экономической  деятельности предприятий ОПК, где  много “зон неэффективности” –  огромные, неоправданные расходы, накладные  издержки, которые порой исчисляются тысячами процентов.

“Мы будем решительно пресекать коррупцию в военной  промышленности и Вооруженных Силах, неуклонно следуя принципу неотвратимости наказания. Коррупция в сфере  национальной безопасности – это, по сути, государственная измена.

Чрезмерная закрытость уже привела к снижению конкуренции, взвинчиванию цен на продукцию военного назначения, получению сверхприбылей, идущих не на модернизацию производств, а в карманы отдельных коммерсантов и чиновников. Всегда, когда это не противоречит национальным интересам в области сохранения гостайны, надо отказываться от практики проведения закрытых торгов. Закупки в сфере обороны должны находиться под пристальным общественным контролем, а наказания за нарушения в области гособоронзаказа должны быть ужесточены”, – добавляет премьер-министр.

“Выстраивая оборонную  политику, модернизируя Вооружённые  Силы, мы должны ориентироваться на самые современные тенденции  в военном искусстве. Отстать  от этих тенденций – значит заранее  поставить себя в уязвимое положение. Поставить под удар страну, жизни наших солдат и офицеров. Мы никогда больше не должны допустить повторения трагедии 1941 года, когда неготовность государства и Армии к войне была оплачена громадными людскими потерями.

Беспрецедентный масштаб программы вооружений и модернизации ОПК подтверждает всю серьёзность наших намерений. Мы понимаем, что России придётся привлечь на реализацию этих планов очень большие финансовые ресурсы.

Задача состоит в  том, чтобы, не истощив, а умножив  экономические силы страны, создать такую Армию, такой ОПК, которые способны обеспечить России суверенитет, уважение партнеров и прочный мир”, – заключает Владимир Путин. [20]

Можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день происходит ориентация военного заказа на технологически более высокую продукцию оборонных отраслей. Тем самым стимулируется выпуск оружия по сверхновейшим технологиям и ускорение НИОКР в соответствующих областях.

В.В. Путин считает, что Россия никого не должна вводить в искушение своей слабостью. Именно поэтому Россия ни при каких условиях не откажется от потенциала стратегического сдерживания и будет его укреплять. Именно он помог сохранить государственный суверенитет в сложнейший период 90-х годов, когда других весомых материальных аргументов у нас, будем откровенны, не существовало. И Россия намерена защищать себя – и первым к тому шагом является беспрецедентное перевооружение армии, модернизация оборонно-промышленного комплекса страны. На эти цели выделяется порядка 23 триллионов рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом можно  сказать, оборонно-промышленный комплекс России (ОПК) представляет собой наиболее качественный, высокотехнологичный сектор экономики. Наибольшая часть российского потенциала инноваций сосредоточена в оборонном комплексе.

В состав ОПК входят следующие отрасли: авиационная промышленность (АП); производство боеприпасов и спецхимии (БП и СХ); производство вооружений и военной техники (ВВТ); производство ракетно-космической техники (РКТ); промышленность средств связи (ПСС); судостроительная промышленность (СП); электронная промышленность (ЭП); радиопромышленность (РП).

Наиболее  масштабное и многоаспектное влияние  на ОПК страны оказала конверсия  военного производства. На макроэкономическом уровне она означает долгосрочную структурную перегруппировку финансовых, материальных и людских ресурсов из военного в гражданский сектор народного хозяйства и проявляется в уменьшении общего объема военных расходов государства.

Так как ОПК является одним из доминирующих секторов экономики и играет первостепенную роль в жизнедеятельности государства, поэтому мероприятия военной реформы требуется осуществлять в соответствии с экономическими возможностями государства, что и предопределяет необходимость реформирования военно-технической политики в сфере ВПК.

Оборонные предприятия  должны выйти из кризиса более  конкурентоспособными. Новая госпрограмма вооружений будет принята на период с 2011 по 2020 год. К 2020 году будут переоснащены стратегические ядерные силы. У правительства  есть средства на предотвращение их банкротства. Такая практика действует уже несколько лет. Ведь ряд предприятий никогда не выйдут даже на самоокупаемость. В основном речь идет о так называемых казенных организациях.

На сегодняшний день происходит ориентация военного заказа на технологически более высокую продукцию оборонных отраслей. Тем самым стимулируется выпуск оружия по сверхновейшим технологиям и ускорение НИОКР в соответствующих областях.

При написании данной работы были изучены теоретические  аспекты данной темы, а так же проведён анализ государственного регулирования и управления ОПК России и выработаны рекомендации по дальнейшему развитию оборонно-промышленного комплекса РФ. 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Бажанов, В. А. Инновационная  значимость оборонно-промышленного комплекса России // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, 2008. - N 3. - С. 3-20. - Библиогр. в сносках.

2 Государственное регулирование  национальной экономики [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н. А. Платоновой, В. А. Шумаева, И. В. Бушуевой . - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2008. - 653 с. : ил.. - Глоссарий: с. 637-648.

3 Ерыгин, Ю. В. Формы  и способы налогового стимулирования  инновационного развития предприятия  ОПК // Финансовый менеджмент, 
2009. - N 1. - С. 125-137. - Библиогр.: с. 137 (2 назв. ).

4 Кузюшкин, В. И. О  проблемах модернизации оборонно-промышленного  комплекса // Экономические науки, 
2009. - N 1. - С. 183-187.

5 Макаренко, Д. И.  Концептуальное моделирование военной  безопасности государства [Текст]  / Д. И. Макаренко, Е. Ю. Хрусталев; Рос. акад. наук, Центр. экон.-мат. ин-т; Ин-т проблем упр. им. В. А. Трапезникова. - М. : Наука, 2008. - Библиогр.: с. 268-281. - Прил.: с. 282-303.

6 Манаев, С. В. Оборонно-промышленный  комплекс - фундамент военной безопасности  России // Социально-гуманитарные знания, 
2007. - N 3. - С. 302-309. - Библиогр. в сносках.

7 Михайлов, Ю. О. Роль  университета в научно-инновационном  развитии оборонно-промышленного  комплекса // Высшее образование  в России, 
2012. - № 1. - С. 59-65.

8 Об утверждении статистического инструментария для организации Минпроторгом России федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций промышленного и оборонно-промышленного комплексов : приказ от 25 июня 2010 г., N 224 // Вопросы статистики, 
2010. - N 9. - С. 83.

9 Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий. – М.: Машиностроение, 2007.

10 Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провел рабочую встречу с Министром промышленности и торговли России В. Б. Христенко и руководителем Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) М. А. Дмитриевым // Сайт председателя правительства России, 15 февраля 2010

11 Рябинин, В. В. Госкорпорации оборонно-промышленного комплекса в системе стратегических предприятий // Экономические науки, 
2009. - N 8. - С. 19-22. - Библиогр. в сносках

12 Самофалова, Е. В. Государственное регулирование национальной экономики [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. В. Самофалова, Э. Н. Кузьбожев, Ю. В. Вертакова.- 4-е изд., стер. - М. : КноРус, 2008. - 272 с. - Библиогр.: с. 261.

13 Селиверстов, Д. А. Проблема использования производственных мощностей на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Вестник машиностроения, 2008.-N 11.-С. 86-89. - Библиогр.: с. 89 (10 назв. ).

14 Тарасов, И. М. Стратегические предприятия в системе оборонно-промышленного комплекса России // Право и экономика, 
2006. - N 11. - С. 89-95.

15 Торговый залп // Коммерсантъ-Деньги, 10 ноября 2008

16 Хрусталев, Е. Ю. Семантические модели в управлении оборонно - промышленным комплексом России // Экономический анализ: теория и практика, 2010. - N 21. - С. 18-24. - Библиогр.: с. 24 (8 назв. ).

17 Хрусталев, Е. Ю. Экономические проблемы военной безопасности = Economical problems of military security [Текст]  / Е. Ю. Хрусталев . - М. : Наука, 2005. - 427 с. - (Экономическая наука современной России)

18 Цуциев, Марк От советского ОПК к ОПК новой России [Текст] / Марк Цуциев // Журнал бюджет, - 2007 N 5. - С. 56-63.

19 http://www.council.gov.ru

20 http://vybor-naroda.org




Информация о работе Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России