Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:23, курсовая работа
Тема моей работы «Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России». Данная тема весьма актуальна, поскольку вопросу развитию оборонной промышленности отводится большая роль в экономике страны.
При подготовке данной работы я изучила и проанализировала различные источники: научные статьи, учебной литературу, ресурсы Интернета.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты оборонно-промышленного комплекса…………….4
1.1 Понятие и состав оборонно-промышленного комплекса…………………4
1.2 Конверсия, приватизация и финансирование оборонно-промышленного комплекса………………………………………………………………………………7
1.3 Цели и принципы государственной политики в оборонно-промышленном комплексе……………………………………………………………………………..11
2 Анализ государственного регулирования ОПК…………………………….14
2.1 Формирование и реализация государственной политики в области ОПК…………………………………………………………………………………...14
2.2 Реформирование ОПК……………………………………………………...16
2.3 Социально-экономические проблемы в оборонном комплексе России………………………………………………………………………………...21
3 Направления развития оборонно-промышленного комплекса в РФ……...23
3.1 Основные тенденции развития ОПК………………………………………23
3.2 Модернизация оборонно-промышленного комплекса России…………..26
Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы…………………………………………….36
Сегодня Россия прочно встроена
в мировую экономику и открыта
Но изучение опыта и тенденций в зарубежных странах вовсе не означает, что Россия перейдёт на заимствованные модели и откажется от опоры на собственные силы. Напротив, для устойчивого социально-экономического развития и обеспечения безопасности государства нам необходимо, перенимая всё лучшее, наращивать и поддерживать военно-технологическую и научную независимость России.
В этой связи – о такой "чувствительной теме" как закупка военной техники за рубежом. Как показывает мировая практика, все ключевые поставщики глобального рынка вооружений, самые развитые в технологическом и индустриальном плане страны одновременно являются и покупателями отдельных систем, образцов, материалов и технологий. Это позволяет быстро решать неотложные задачи в сфере обороны и, прямо скажем, стимулировать национального производителя”, – пишет Путин.
При этом он отмечает, что закупки за рубежом никак не отменят закупок внутри страны. “Чтобы действительно повысить обороноспособность страны, нам нужна самая современная, лучшая в мире техника, а не "освоенные" миллиарды и триллионы. Недопустимо, чтобы Армия стала рынком сбыта для морально устаревших образцов вооружений, технологий и НИОКРов, причём оплаченных за государственный счёт”, – уверен Путин, и называет одной из серьезнейших проблем российского ОПК отсутствие единой информационной базы – из-за чего предприятия часто дублируют научно-исследовательские разработки.
“У оборонно-промышленного комплекса нет возможности спокойно догонять кого-то, мы должны совершить прорыв, стать ведущими изобретателями и производителями”, – смело заявляет Путин.
“На днях – в ходе встречи со специалистами в области телекоммуникаций и информационных технологий в Новосибирске – упоминались ведущие американские университеты, которые сделали себе "имя" на оборонных заказах и разработках. Считаю, что и нам нужно активнее привлекать потенциал гражданских университетов к реализации программ модернизации ОПК. Крупные "оборонные" заказы способны стать ещё одним источником развития наших ведущих университетов и исследовательских центров. Иногда утверждают, что возрождение оборонно-промышленного комплекса – это ярмо для экономики, непосильная ноша, которая в свое время разорила СССР. Убежден – это глубокое заблуждение”, – дает рецепт Путин, который уверен, что обновление ОПК станет локомотивом, который потянет за собой развитие самых разных отраслей: металлургии, машиностроения, химической, радиоэлектронной промышленности, всего спектра информационных технологий и телекоммуникаций. Даст предприятиям этих отраслей и ресурсы для обновления технологической базы, и новые технологические решения. Обеспечит устойчивость множества научных и конструкторских коллективов – а значит, их присутствие на рынке разработок для гражданского сектора.
При этом, правительство должно провести глубокую ревизию экономической деятельности предприятий ОПК, где много “зон неэффективности” – огромные, неоправданные расходы, накладные издержки, которые порой исчисляются тысячами процентов.
“Мы будем решительно пресекать коррупцию в военной промышленности и Вооруженных Силах, неуклонно следуя принципу неотвратимости наказания. Коррупция в сфере национальной безопасности – это, по сути, государственная измена.
Чрезмерная закрытость
уже привела к снижению конкуренции,
взвинчиванию цен на продукцию военного
назначения, получению сверхприбылей,
идущих не на модернизацию производств,
а в карманы отдельных
“Выстраивая оборонную политику, модернизируя Вооружённые Силы, мы должны ориентироваться на самые современные тенденции в военном искусстве. Отстать от этих тенденций – значит заранее поставить себя в уязвимое положение. Поставить под удар страну, жизни наших солдат и офицеров. Мы никогда больше не должны допустить повторения трагедии 1941 года, когда неготовность государства и Армии к войне была оплачена громадными людскими потерями.
Беспрецедентный масштаб программы вооружений и модернизации ОПК подтверждает всю серьёзность наших намерений. Мы понимаем, что России придётся привлечь на реализацию этих планов очень большие финансовые ресурсы.
Задача состоит в том, чтобы, не истощив, а умножив экономические силы страны, создать такую Армию, такой ОПК, которые способны обеспечить России суверенитет, уважение партнеров и прочный мир”, – заключает Владимир Путин. [20]
Можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день происходит ориентация военного заказа на технологически более высокую продукцию оборонных отраслей. Тем самым стимулируется выпуск оружия по сверхновейшим технологиям и ускорение НИОКР в соответствующих областях.
В.В. Путин считает, что Россия никого не должна вводить в искушение своей слабостью. Именно поэтому Россия ни при каких условиях не откажется от потенциала стратегического сдерживания и будет его укреплять. Именно он помог сохранить государственный суверенитет в сложнейший период 90-х годов, когда других весомых материальных аргументов у нас, будем откровенны, не существовало. И Россия намерена защищать себя – и первым к тому шагом является беспрецедентное перевооружение армии, модернизация оборонно-промышленного комплекса страны. На эти цели выделяется порядка 23 триллионов рублей.
Заключение
Таким образом можно сказать, оборонно-промышленный комплекс России (ОПК) представляет собой наиболее качественный, высокотехнологичный сектор экономики. Наибольшая часть российского потенциала инноваций сосредоточена в оборонном комплексе.
В состав ОПК входят следующие отрасли: авиационная промышленность (АП); производство боеприпасов и спецхимии (БП и СХ); производство вооружений и военной техники (ВВТ); производство ракетно-космической техники (РКТ); промышленность средств связи (ПСС); судостроительная промышленность (СП); электронная промышленность (ЭП); радиопромышленность (РП).
Наиболее масштабное и многоаспектное влияние на ОПК страны оказала конверсия военного производства. На макроэкономическом уровне она означает долгосрочную структурную перегруппировку финансовых, материальных и людских ресурсов из военного в гражданский сектор народного хозяйства и проявляется в уменьшении общего объема военных расходов государства.
Так как ОПК является одним из доминирующих секторов экономики и играет первостепенную роль в жизнедеятельности государства, поэтому мероприятия военной реформы требуется осуществлять в соответствии с экономическими возможностями государства, что и предопределяет необходимость реформирования военно-технической политики в сфере ВПК.
Оборонные предприятия должны выйти из кризиса более конкурентоспособными. Новая госпрограмма вооружений будет принята на период с 2011 по 2020 год. К 2020 году будут переоснащены стратегические ядерные силы. У правительства есть средства на предотвращение их банкротства. Такая практика действует уже несколько лет. Ведь ряд предприятий никогда не выйдут даже на самоокупаемость. В основном речь идет о так называемых казенных организациях.
На сегодняшний день происходит ориентация военного заказа на технологически более высокую продукцию оборонных отраслей. Тем самым стимулируется выпуск оружия по сверхновейшим технологиям и ускорение НИОКР в соответствующих областях.
При написании данной работы были изучены теоретические аспекты данной темы, а так же проведён анализ государственного регулирования и управления ОПК России и выработаны рекомендации по дальнейшему развитию оборонно-промышленного комплекса РФ.
Список использованных источников
1 Бажанов, В. А. Инновационная
значимость оборонно-
2 Государственное регулирование
национальной экономики [Текст]
3 Ерыгин, Ю. В. Формы
и способы налогового
2009. - N 1. - С. 125-137. - Библиогр.: с. 137 (2 назв. ).
4 Кузюшкин, В. И. О
проблемах модернизации
2009. - N 1. - С. 183-187.
5 Макаренко, Д. И.
Концептуальное моделирование
6 Манаев, С. В. Оборонно-промышленный
комплекс - фундамент военной
2007. - N 3. - С. 302-309. - Библиогр. в сносках.
7 Михайлов, Ю. О. Роль
университета в научно-
2012. - № 1. - С. 59-65.
8 Об утверждении статистического инструментария
для организации Минпроторгом России
федерального статистического наблюдения
за деятельностью организаций промышленного
и оборонно-промышленного комплексов
: приказ от 25 июня 2010 г., N 224 // Вопросы статистики,
2010. - N 9. - С. 83.
9 Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий. – М.: Машиностроение, 2007.
10 Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провел рабочую встречу с Министром промышленности и торговли России В. Б. Христенко и руководителем Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) М. А. Дмитриевым // Сайт председателя правительства России, 15 февраля 2010
11 Рябинин, В. В. Госкорпорации оборонно-промышленного
комплекса в системе стратегических предприятий
// Экономические науки,
2009. - N 8. - С. 19-22. - Библиогр. в сносках
12 Самофалова, Е. В. Государственное регулирование национальной экономики [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. В. Самофалова, Э. Н. Кузьбожев, Ю. В. Вертакова.- 4-е изд., стер. - М. : КноРус, 2008. - 272 с. - Библиогр.: с. 261.
13 Селиверстов, Д. А. Проблема использования производственных мощностей на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Вестник машиностроения, 2008.-N 11.-С. 86-89. - Библиогр.: с. 89 (10 назв. ).
14 Тарасов, И. М. Стратегические предприятия
в системе оборонно-промышленного комплекса
России // Право и экономика,
2006. - N 11. - С. 89-95.
15 Торговый залп // Коммерсантъ-Деньги, 10 ноября 2008
16 Хрусталев, Е. Ю. Семантические модели в управлении оборонно - промышленным комплексом России // Экономический анализ: теория и практика, 2010. - N 21. - С. 18-24. - Библиогр.: с. 24 (8 назв. ).
17 Хрусталев, Е. Ю. Экономические проблемы военной безопасности = Economical problems of military security [Текст] / Е. Ю. Хрусталев . - М. : Наука, 2005. - 427 с. - (Экономическая наука современной России)
18 Цуциев, Марк От советского ОПК к ОПК новой России [Текст] / Марк Цуциев // Журнал бюджет, - 2007 N 5. - С. 56-63.
19 http://www.council.gov.ru
20 http://vybor-naroda.org
Информация о работе Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России