Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 23:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экономического роста, его типов, моделей и факторов, государственного регулирования экономического роста, а также экономического прогресса.
Задачи курсовой работы:
• определение категории экономического роста, его типов, моделей и факторов;
• количественная оценка различных факторов экономического роста;
• объяснение типов экономического роста;
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ЕГО ТИПЫ И ФАКТОРЫ 5
1.1 Экстенсивный тип экономического роста 5
1.2 Интенсивный тип экономического роста 8
1.3 Факторы экономического роста 11
2.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС: КРИТЕРИИ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ 14
2.1 Сущность и критерии экономического прогресса 14
2.2 Движущие силы и факторы экономического прогресса 20
2.3 НТР и её роль в экономическом прогрессе 30
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Важным критерием развития производительных сил является соотношение между массой применяемых средств производства и численностью занятых в производстве работников, или техническое строение производства. Другими словами речь идёт о количестве средств производства, приводимых в движение одним работником. Рост этого показателя проявляется в увеличении фондо- и энерговооружённости труда, в условиях НТР - в его автоматизации и компьютеризации, а в конечном счёте - в переходе от одного общественного строя к другому. С развитием производительных сил растут производительность труда, национальное богатство, появляются новые производства, источники энергии, продукты и т.п. [2].
В зависимости от структуры всей системы производительных сил происходит конкретизация наивысшего, обобщающего критерия. Поэтому следует различать такие критерии экономического прогресса, как уровень развития рабочей силы, средств труда, науки, форм и методов организации производства, используемых людьми сил природы, информации. Например, уровень развития рабочей силы определяется её общеобразовательной и профессиональной подготовкой, степенью развития умственных способностей и др. Уровень развития средств труда характеризуется произво-дительностью, способностью заменять труд человека, другими показателями.
Развитие производительных сил как наиболее общий критерий экономического прогресса характеризует лишь одну, хотя и ведущую, сторону общественного способа производства. Поэтому следует определить основной, или высший, критерий прогресса общественного способа производства. Поскольку главной производительной силой является рабочая сила, работник, трудящийся, а человек одновременно выступает и производительной силой, и носителем производственных отношений, субъектом отношений собственности, то главным критерием общественного способа производства является развитие человека, его потребностей, интересов, целей. С этой точки зрения отличие между различными способами производства состоит в том, что в одних из них экономический прогресс подчинён преимущественно развитию лишь определённого класса (даже отдельного слоя, прослойки общества), а в других - развитию большинства населения, трудящихся. Критерий развития человека отражается в действии основного экономического закона. Поскольку сущностью человека является вся совокупность общественных отношений, то он должен развивать себя не только в экономической сфере, но и в сфере социальных, политических, национальных, культурных и других отношений. Вследствие этого раскрытие всех сущностных сил человека, его всестороннее развитие выступает главным критерием всего общественного прогресса.
Факторы развития производительных сил группируются в зависимости от уровня технической оснащённости труда, развития научно-технического прогресса, глубины специализации и кооперации труда, его интенсивности, степени развития сущностных сил человека, его способностей и пр. Поэтому рост производительности труда является только иным проявлением закона экономии времени, который К.Маркс назвал первым экономическим законом, отражающим наиболее общую основу и внутреннюю логику экономического прогресса, источники и способ повышения эффективности производства [10]. Закон экономии времени выражает устойчивые, сущностные связи между уменьшением общественно необходимого времени на производство единицы товара или услуги в процессе развития производительных сил и увеличением свободного времени работников. Таким образом, тремя составляющими данного закона являются: 1) экономия рабочего времени; 2) экономия внерабочего времени; 3) экономия свободного времени. Действие закона экономии времени непосредственно связано с использованием совокупного фонда времени, т. е. рабочего и нерабочего, в том числе свободного.
Конкретной формой проявления закона экономии времени является экономия живого и овеществленного труда на производство единицы продукции. В различных социально-экономических условиях в зависимости от характера, состояния и цели, которой подчинено общественное производство, закон экономии действует неодинаково. При наличном общественном фонде рабочего времени его экономия положительно влияет на увеличение общего количества продуктов труда и соответствующих услуг. Анализ закономерностей развития общественного способа производства подтверждает, что общество, которому постоянно удаётся обеспечивать экономию времени, создает широкие возможности для неуклонного роста общественного фонда свободного времени работников.
Важными условиями реализации закона экономии времени являются научно-технический прогресс, эффективное использование средств производства и рабочей силы, внедрение новых технологий, стабильное повышение производственной квалификации, культурно-технологического уровня работников, развитие их творческой инициативы в совершенствовании техники, организации производства и труда, постоянный поиск новых методов управления хозяйством, прежде всего экономических. Наибольшая экономическая эффективность, а, следовательно, и наибольшая экономия рабочего времени достигнута в развитых капиталистических странах [4].
Вместе с тем в условиях капиталистического способа производства наблюдается значительная растрата общественного богатства. Так, за 1948-1983 гг. недопроизводство промышленной продукции в результате экономических кризисов в США, Англии и Франции составило около 978 млрд. долл. Вследствие бездеятельности производственных мощностей во время кризисов потери США за эти годы достигли 2,6 трлн. долл. Потери рабочего времени от безработицы составили 166 млн. чел.-лет, что эквивалентно недопроизводству материальных ценностей примерно на 6,7 трлн. долл. [9].
В Украине в условиях глубочайшего экономического кризиса, увеличения армии безработных, физического и морального износа техники, падения жизненного уровня населения и других факторов, которые могут ослабить и даже парализовать функционирование закона экономии времени, он практически не действует. Народное хозяйство Украины за время экономического кризиса понесло большие убытки, вдвое превышающие убытки, понесённые в годы Второй мировой войны. Сельское хозяйство страны отброшено в своём развитии на 35-40 лет назад [11].
В зависимости от степени развития технологического способа производства, и, в первую очередь, системы производительных сил, экономию времени обуславливают прогрессивные изменения в каждом из элементов этой системы (средствах труда, предметах труда, рабочей силе, науке, формах и методах организации труда, информации, используемых людьми сил природы), а также изменения в её вещественной форме -специализации, кооперации, комбинировании производства, его концентрации и др., в свою очередь, в пределах каждого элемента системы производительных сил и технико-экономических отношений можно выделить факторы, которые обуславливают экономию рабочего времени. Что касается основной производительной силы, то такими факторами являются уровень образования, квалификации, развития творческих способностей человека, его психологического, эмоционального состояния и др.
Непосредственное влияние на экономию живого и овеществленного труда оказывают меры, направленные на переход от отсталых, отживших форм собственности к новым прогрессивным формам. При этом прогрессивной формой собственности является та, которая способствует сокращению живого и овеществленного труда на единицу создаваемого блага (товары или услуги). Так, переход в США многих предприятий в собственность трудовых коллективов обусловил автоматический рост производительности труда на 15-20%.
В результате действия закона экономии времени, повышения производительности труд растет прибавочный продукт. Это создает условия для расширенного воспроизводства, всей системы производительных сил, для увеличения свободного времени, развития культуры, искусства, следовательно, для осуществления не только экономического, но и социального прогресса, для совершенствования всей системы общественных отношений. Вследствие этого рост прибавочного продукта является важным критерием экономического прогресса, увеличения богатства общества. Еще более точным критерием экономического прогресса является отношение прибавочного продукта к необходимому продукту. Критерии технико-экономического прогресса всегда пребывают в противоречии с критериями социально экономического и общественного прогресса.
К критериям социально-экономического прогресса, которые отражают развитие производственных отношений, относятся расширенное воспроизводство отношений собственности, степень экономической свободы непосредственных производителей, их собственность на рабочую силу, самостоятельность предприятий, участие в управлении тех, кто создает материальные и нематериальные блага, доля непосредственных производителей в национальном доходе, национальном богатстве страны, развитие умственных и творческих способностей человека, его потребностей, интересов и др. Так, согласно критерию экономической свободы, разработанному ООН, Украина занимала в 1998 году 135-е место в мире [12]. К критериям общественного прогресса, которые отражают развитие всей системы общественных отношений, относятся степень социальной, политической, юридической свободы непосредственных производителей, наличие у них возможности влиять на идеологию, национальные отношения, пользоваться богатствами культуры, искусства и т.д.
На протяжении развития человеческого общества противоречия между критериями технико-экономического и социально-экономического прогресса неоднократно пре-обретало антагонистические формы. Так, отсутствие у рабов собственности на свою рабочую силу, экономической свободы, жестокая эксплуатация рабского труда не помешали, тем не менее, Древней Греции и Риму достичь высочайшего уровня развития культуры и искусства. Однако именно принудительное соединение непосредственных производителей со средствами производства, отсутствие у них материальной заинтересованности в результатах своего труда вследствие отсутствия собственности па рабочую силу, средства производства в конечном итоге привели к гибели рабовладельческого строя в Римской империи, упадку ее культуры и искусства [15].
Технико-экономический прогресс, рост производительности труда, достигнутые на стадии домонополистического капитализма (мануфактурный период и машинное производство) за счет узкой, односторонней специализации наемных работников, вступили в антагонизм с такими критериями социально-экономического прогресса, как необходимость обеспечения соответствующей доли наемного труда в национальном доходе, всестороннего развития человека, его творческих способностей. На современном этапе НТР особенно актуальной является проблема гуманизации технико-экономического прогресса, органического сочетания экономической и социальной эффективности, возрождения, сохранения и приумножения общечеловеческих ценностей. Для достижения органического единства технико-экономического, социально-экономического и общественного прогресса необходимо, чтобы их главной целью стал человек, раскрытие всех его сущностных сил, его потребности, интересы, благополучие. Поэтому не случайно ООН для оценки уровня развития различных стран ввела такой обобщающий показатель социального прогресса, как индекс человеческого развития, включающий долю ВВП на душу населения в стране, грамотность и продолжительность жизни населения.
2.2 Движущие силы и факторы экономического прогресса
Развитие противоречий — это источник экономического и социального прогресса. Противоречие является источником самодвижения, его движущей силой. Гегель называл противоречие принципом всякого развития, самодвижения. Возникновение противоречий вызвано наличием общих связей и зависимостей внутри определенной материальной системы, взаимодействием различных ее сторон, свойств, тенденций, качеств. Взаимодействие противоположных сторон характеризуется их взаимообусловленностью, взаимопроникновением и взаимоотрицанием. От сущности каждой из сторон противоречия, ее структуры, характера взаимосвязи отдельных элементов зависят отношения между противоположными сторонами, их взаимная борьба и взаимодействие [2].
Каждое противоречие проходит в своем развитии такие последовательные этапы: тождество, различие, противоположность, конфликт и разрешение противоречия, переход его в высшую форму своего развития. Наиболее быстрыми темпами экономический прогресс происходит на первых трех этапах эволюции противоречия. Движение противоречия обеспечивается, прежде всего, большей активностью отрицающей, революционной стороны. Такой стороной в пределах общественного способа производства являются производительные силы, в первую очередь главная производительная сила - человек. Поэтому прогресс общества, в том числе экономический, обусловлен целенаправленной деятельностью людей по удовлетворению своих потребностей, реализации своих интересов.
На заре человеческого общества отдельный человек не мог выжить в борьбе с природой. Поэтому люди объединялись в ранние первобытные общины для общего собирания даров природы, охоты. Стимулом к труду было простое удовлетворение элементарных потребностей в самом существовании, выживании. Так на ранних этапах человеческого общества возникает противоречие между производством и потреблением, являющееся движущей силой развития производства независимо от его общественной формы в пределах того или иного способа производства. В процессе производства возникают новые потребности, порождая идеальный образ еще не существующих продуктов и тем самым, стимулируя их производство в будущем.
С развитием производительных сил, особенно с появлением прибавочного продукта, возникновением классов, между производством и потреблением возникают такие промежуточные формы, как обмен и распределение. Поэтому вслед за противоречием между производством и потреблением возникают противоречия между производством и распределением, распределением и потреблением, обменом и потреблением, распределением и обменом и т.д. их развитие безотносительно к конкретной общественной форме становится источником экономического прогресса. В пределах общественного способа производства они приобретают специфические формы развития.
Информация о работе Государственное регулирование экономического роста