Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 23:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экономического роста, его типов, моделей и факторов, государственного регулирования экономического роста, а также экономического прогресса.
Задачи курсовой работы:
• определение категории экономического роста, его типов, моделей и факторов;
• количественная оценка различных факторов экономического роста;
• объяснение типов экономического роста;
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ЕГО ТИПЫ И ФАКТОРЫ 5
1.1 Экстенсивный тип экономического роста 5
1.2 Интенсивный тип экономического роста 8
1.3 Факторы экономического роста 11
2.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС: КРИТЕРИИ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ 14
2.1 Сущность и критерии экономического прогресса 14
2.2 Движущие силы и факторы экономического прогресса 20
2.3 НТР и её роль в экономическом прогрессе 30
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Весьма показательно, что западная статистическая наука из всей совокупности, средств производства, которые применяются в процессе производства, в годовой валовый продукт включает лишь перенесенную конкретным трудом часть изношенных средств труда, т.е. амортизированную часть. Это свидетельствует о том, что средства производства никакой стоимости не создают.
Возможно ли сближение по данной проблеме взглядов западных ученых и марксистской политической экономии, на позициях которой стоит часть украинских экономистов? Частичное сближение, как представляется, возможно, с одной стороны, на пути радикального пересмотра отечественными учеными структуры производительных сил и категории «производительность труда», а с другой — определенного переосмысления западными учеными их устоявшихся догм.
К современной системе производительных сил, как уже отмечалось, следует относить формы и методы организации производства, науку, используемые людьми новые силы природы и информацию. Эти элементы являются факторами, которые обеспечивают преобразование вещества природы в соответствии с потребностями человека, создание духовных и материальных благ, рост производительности труда. Если объединить такой подход к рассмотрению структуры производительных сил с расширенным пониманием производительности труда, напрашивается вывод, что не сами названные факторы являются источником определенной части национального дохода и, в частности, прибавочной стоимости, а труд, соответствующего количества людей в сфере науки, информационного обеспечения, по совершенствованию форм и методов организации труда, новому использованию новых сил природы [9].
В этом случае взгляды отечественных ученых в значительной мере совпадают с мнением западных экономистов о том, что источником национального дохода, в частности прибыли, являются деятельность по организации производства, улучшению качества земли, сбор, сохранение и распространение информации, научная деятельность, особенно развитие знаний о наиболее эффективном использовании факторов производства и ресурсов. Не вызывает возражения и тезис Й. Шумпетера о том, что таким фактором является деятельность предпринимателя по созданию новых товаров, замене техники, технологии и т.д. Производительным является также труд в сфере образования, управления народным хозяйством и в других сферах.
В то же время вряд ли возможно сближение взглядов западных и отечественных ученых на такие факторы, как средства производства, риск, время. Споры по поводу первого из них между марксистской и буржуазной политэкономией продолжаются почти два века. Как одно, так и другое направление экономической науки, по общему мнению, не учитывает важный фактор, который может внести определенную ясность в решение этой проблемы. Речь идет о комплексном действии всех факторов роста производительности труда, которое продолжает так называемый синергический эффект, новое качество в процессе системного взаимодействия в пределах сложной органической системы, о возникновении, иначе говоря, в процессе взаимодействия всех элементов системы производительных сил новой производительной силы. Эту новую производительную силу на поверхности явлений отдельные субъекты экономических отношений, как и большинство ученых, могут рассматривать как физическую производительность самих средств производства или как плату за риск. Более того, в процессе усложнения системы производительных сил, появления в ней новых элементов синергический эффект от их комплексного взаимодействия растет. Эта объективная закономерность может приобретать призрачные формы в сознании участников производства, у субъектов разных форм собственности и порождать концепции о действии новых факторов производства, о новых источниках вновь созданной стоимости. На самом деле единственным источником такой стоимости, в частности прибыли, является только труд во всех его разновидностях [12].
2.3 НТР и её роль в экономическом прогрессе
В истории развития техники выделяют три основных этапа.
Первый этап начался с возникновением первобытного строя, появлением самых элементарных орудий труда и продолжался до XVIII — начала XIX в., т.е. до возникновения машинного производства. Этот этап охватывает более 3 млн. лет существования человеческого общества, а присущий ему способ производства основывается на ручном труде. Второй этап начался с периода окончания промышленной революции и продолжался до середины 50-х годов XX в. — начала развертывания НТР и основывался на машинном труде. Третий этап начался с момента развертывания НТР и продолжается до настоящего времени [2].
На первом этапе техника развивалась на основе эмпирических орудий и практического опыта людей. Главными вехами ее развития в этот период было изготовление орудий труда из камня, бронзы, а позднее из железа, что и дало название векам: каменный, бронзовый, железный. В условиях этого технологического способа производства существовали первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный и большая часть низшей стадии развития капиталистического строя (с начала XVI до конца XVIII в.). Развитие науки и техники в докапиталистических формациях происходило отдельно. И только в XVI - XVIII вв. начался процесс постепенного сближения научного и технического прогресса. На этом этапе появляется паровая машина.
На втором этапе технологический способ производства впервые основывается не на ручном труде, а на труде машин. Последующее развитие системы машин, переход к комплексной механизации производства потребовал значительного количества квалифицированных работников, станочников, наладчиков, специалистов по изготовлению новой техники и т.п. Вследствие этого растет общеобразовательный уровень работников, если в конце XIX - начале XX в. типичным было начальное образование, то в конце 40-х - начале 50-х годов XX в. - среднее. Благодаря этому, а также уменьшению чрезмерного дробления процесса производства, переходу к новым формам организации производства, действию других факторов несколько ослабляется технологическое подчинение труда капиталом, технологическое отчуждение наемных работников, растет интерес к содержанию работы, частично преодолевается одностороннее развитие непосредственных производителей, наблюдается определенный прогресс развития личности.
На третьем этапе более тесной становится взаимосвязь научного и технического прогресса. Научно-технический прогресс означает качественные (эволюционные) и существенные (революционные) изменения средств и предметов труда, технологий, форм и методов организации производства, используемых людьми сил природы, т.е. существующей системы производительных сил на основе достижений науки. Аналогичные изменения вещественной формы развития производительных сил - отношений специализации, кооперирования, комбинирования производства, его концентрация и др. В конце XIX в. появляется первая научная лаборатория в американской корпорации «Дженерал электрик». Со временем такие лаборатории на гигантских монополистических предприятиях становятся типичными. Все это постепенно создает материальные (объективные) и духовные (субъективные) предпосылки для такой революционной формы научно-технического прогресса, как НТР, которая развертывается в середине 50-х годов. В условиях НТР развитие промышленности и одновременно раскрытие сущностных сил человека достигают наивысшего за всю историю человеческого общества уровня. Термин «научно-техническая революция» впервые ввел в научный оборот Дж. Бернал в книге «Мир без войны», которая вышла в СССР в 1960 г. С этого времени в работах отечественных ученых появилось около 150 определений сущности НТР [2].
Сущность НТР они чаще всего рассматривают как передачу функций человека машине, как революцию в технологическом способе производства, как изменение в главной производительной силе общества, качественное изменение человека в производстве. В работах западных ученых НТР рассматривается как явление производительных сил. Наиболее логичным определением сущности НТР представляется ее характеристика как революции в технологическом способе производства, если последний рассматривать как диалектическое единство производительных сил и технико-экономических отношений. Определяющим противоречием в пределах технологического способа производства является противоречие между человеком и природой, отношение человека к природе. Их взаимодействие, как уже отмечалось, составляет содержание системы производительных сил. Поэтому противоречие между человеком и природой является определяющей движущей силой развития этой системы. Технология, как известно, раскрывает активное отношение человека к природе и непосредственный процесс производства его жизни. В этом отношении весь исторический процесс развития техники можно рассматривать как замену человеческой силы силами природы.
Существенным противоречием технологического способа производства является также противоречие между производительными силами и их вещественной формой, т.е. отношение специализации, кооперирования, комбинирования, концентрации производства. Исходя из этого, глубинную сущность НТР кратко можно определить как революционные изменения во взаимодействии человека и природы, а также в системе производительных сил и их вещественной форме. Поскольку система производительных сил включает средства и предметы труда, науку, рабочую силу, используемые людьми силы природы, а в современных условиях — все в большей степени информацию, то НТР обуславливает существенные изменения в каждом из данных элементов. При этом элементы системы производительных сил пребывают в количественно-качественных взаимосвязях друг с другом и системой в целом, их взаимодействие также носит характер противоречивого единства [11].
Противоречие между человеком и природой составляет глубинную сущность технико-экономической категории «научно-техническая революция» и вследствие этого относится к неантагонистическим противоречиям, однако, при несоблюдении человеком законов природы, оно может приобретать конфликтные, антагонистические формы развития. В этом случае, учитывая биосоциальную природу человека, происходит деформация человеческой личности, ее деградация, углубляются противоречия всего общественного способа производства, в том числе противоречия в системе отношений собственности [2].
Глубинная сущность НТР проявляется в ее основных чертах (рис.4), в них она развертывается в целостную систему, охватывает главные структурные элементы технологического способа производства.
Первой чертой НТР является преобразование науки в непосредственную производительную силу. Наука - это общий духовный продукт общественного развития, общий интеллект, общественное знание. Процесс преобразования ее в непосредственную производительную силу начался еще в период первой промышленной революции, а закончился только в эпоху НТР. Его особенностью является опережающий рост науки в системе «наука - техника - производство». При этом если раньше прогресс науки зависел преимущественно от массы знаний, унаследованных от предыдущих поколений, то в наше время - и от усвоения, активной переработки научных знаний, полученных в других странах, от интернационализации науки.
Рис.4. Особенности современного этапа НТР
Функцию непосредственной производительной силы наука выполняет, прежде всего, традиционным путем, т.е. через механизм реализации научных изобретений в машинах, рабочей силе, предметах труда и других элементах производительных сил, а также путем превращения науки в самостоятельный фактор производства, в относительно самостоятельную движущую силу экономического прогресса. Превращение науки в непосредственную производительную силу сопровождается появлением в ней функции управления производством, расширением границ производительного труда, совокупного производителя. При этом углубляется общественное разделение труда, расширяются масштабы товарного производства.
Второй чертой НТР являются фундаментальные изменения в технике — искусственно созданных средствах труда, которые занимают промежуточное место во взаимодействии человека и природы. В истории развития техники различают три основных этапа: инстументализация (орудия ручного труда), механизация (машинный труд) и автоматизация (автоматизированный труд). Автоматизация является материальной основой возникновения и развития нового современного технологического способа производства. Центральным звеном революционных преобразований в этот период является качественное изменение рабочих машин и появление их четвертого элемента -автоматически управляющего устройства, которое преодолевает ограниченность психофизических возможностей человека как субъекта управления и существенно меняет роль человека в процессе производства. Последнее становится все более независимым от восприятия человека и ускоряется, получая импульс от науки, в частности от открытия новых свойств материи, разработки новой техники, конструкционных материалов, источников энергии и т.д. В свою очередь, прогресс техники дает новые стимулы для развития науки. Так, появления автомата как наиболее мощного промежуточного звена между человеком и предметами труда существенно революционизирует отношение человека к природе.
Третьей характерной чертой НТР являются коренные изменения главной производительной силы - трудящихся. Они составляют в радикальном изменении содержания труда, а опосредованно - и характера труда, гармоничном развитии интеллектуальных, физических, психических способностей и возможностей человека, в его духовном обогащении. Коренное преобразование рабочей силы означает преимущество умственных усилий, духовных способностей человека в организации и управлении производством, высокий уровень образования и квалификации, что позволяет человеку быстро осуществлять переход к другим видам труда, обеспечивает его мобильность. Также начинается развитие человека как самоцели, как абсолютное раскрытие его творческих дарований, всех его сущностных сил. Человек, который владеет «безграничностью своих потребностей и способностью к их расширению», станет могущественным фактором экономического и общественного прогресса, фактором, который, постоянно обогащаясь, ускоряясь, своим эффектом превысит совокупное действие, всех других элементов системы производительных сил.
Четвертой характерной чертой НТР является коренное изменение предметов труда, появление принципиально новых видов материалов с заранее заданными свойствами. Они создаются на основе синтеза используемых ранее материалов и веществ, имеющих необходимые физико-химические свойства. Так появились композитные материалы (сочетание металлов и керамики, стекла и керамики и др.), сплавы различных металлов, полимеры, сверхчистые металлы, химическое волокно и т.п.
Пятой важной чертой НТР, которая возникает на основе предыдущих, является внедрение принципиально новых технологий, созданных на базе фундаментальных открытий — лазерных, плазменных, мембранных и др. данные технологии обеспечивают рост производительности труда в десятки раз, высокое качество продукции. Им свойственны малоотходность, экологическая чистота.
Шестая характерная черта НТР - революция в используемых людьми силах природы. Впервые их широкое применение началось во время промышленной революции конца XVIII-начала XIX в., когда в непосредственном производстве начали задействоваться такие силы природы, как ветер, пар, электроэнергия. В условиях НТР взаимодействие человека и природы в идеальном виде отражается в развитии естественных наук: осуществляется переход на молекулярный, субмолекулярный и атомный уровни исследования.
Седьмой чертой НТР является внедрение принципиально новых форм и методов организации производства и труда. Таким образом, преимущество имеют системы, базирующиеся на принципах теории человеческих отношений (система Э. Мэйо), концепции обогащения труда Герцберга. Суть их состоит в стимулировании труда путем гармонизации межличностных отношений среди работников, использования потребности человека в самовыражении, признании и др. Широкое распространение получили так называемые социальные проекты организации труда - «менеджмент участия» (США), «социотехнические системы» (Швеция), «кружки качества» (Япония), практика создания автомобильных бригад и т.п.
Информация о работе Государственное регулирование экономического роста