Государственное регулирование экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение экономического роста, его типов, моделей и факторов, государственного регулирования экономического роста, а также экономического прогресса.
Задачи курсовой работы:
• определение категории экономического роста, его типов, моделей и факторов;
• количественная оценка различных факторов экономического роста;
• объяснение типов экономического роста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ЕГО ТИПЫ И ФАКТОРЫ 5
1.1 Экстенсивный тип экономического роста 5
1.2 Интенсивный тип экономического роста 8
1.3 Факторы экономического роста 11
2.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС: КРИТЕРИИ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ 14
2.1 Сущность и критерии экономического прогресса 14
2.2 Движущие силы и факторы экономического прогресса 20
2.3 НТР и её роль в экономическом прогрессе 30
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

РЫНРегЭКроста.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Восьмой основной чертой НТР является начало информационной революции, материальной основой которой является появление принципиально новых средств передачи информации, а, следовательно, революция в средствах связи. Вследствие этого растет информатизация труда, информационная емкость отраслей и производств, созданных благ. Так, с помощью оптического волокна толщиной в человеческий волос на протяжении одной секунды на расстояние в сотни километров может быть передан текст объемом в несколько тысяч Библий. Информационная революция знаменует собой появление новой черты в экономической независимости государств - информационной независимости, нового средства в борьбе за передел мира, в вывозе капитала и др. [2].

В целом категория НТР принадлежит к технико-экономическим категориям, т.е. к таким, которые отражают развитие технологического способа производства, но не отражают эволюцию производительных отношений и хозяйственного механизма. При этом НТР вследствие действия закона соответствия производительных отношений уровню и характеру производительных сил обусловливают изменения в других элементах экономической системы, т.е. изменения социально-экономического характера. Однако эти изменения являются последствием действия НТР, а потому не могут быть отнесены к ее социально-экономической сущности [13].

 

3 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РОСТА

 

Государство играет значительную роль  в  регулировании  экономического роста,  и  поэтому   следует   рассмотреть, какие меры государственного  регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс:

Кейнсианцы  рассматривают  экономический  рост  преимущественно  с  точки    зрения  факторов  спроса.  Обычно они  объясняют  низкие темпы   роста неадекватным  уровнем  совокупных  расходов, который не   обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования  капиталовложений.

При необходимости финансово-бюджетная политика может  использоваться  для    ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий    уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения»    делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему  сбережения  и  капиталовложения,  поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от  сбережений [5].

Аналогичным образом, если облагать необходимым налогом суммы, идущие на выплаты  по процентам,  это  приведет  к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые  экономисты  выступают  за введение единого налога на потребление в  качестве  полной  или  частичной замены личного  подоходного налога  (налог, которым облагается подлежащий налогообложению доход отдельных лиц,  домохозяйств и  не  корпоративных фирм). Смысл  этого  предложения состоит в  ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений  эти  экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли  корпораций,  в   частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Стоит   отметить, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным  целям,  а   именно  поддержанию  высокого  уровня  реального  ВНП,   воздействуя   на   совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики  предложения»   отдают предпочтение долгосрочным перспективам,  делая  упор  на  факторы,  обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и  полной   загрузке производственных мощностей.

Экономисты  разных  теоретических  направлений  рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые  пропагандируют  индивидуальную политику, посредством   которой правительство взяло бы  на  себя  прямую активную  роль  в  формировании структуры   промышленности   для поощрения  экономического роста.   Правительство могло бы принять меры,  ускоряющие развитие   высокопроизводительных отраслей и способствующие  перемещению  ресурсов из  низко  производительных  отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы  на  фундаментальные  исследования  и  разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может   способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности   труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины  в  том,  что  увеличение темпов  экономического  роста является   весьма непростой задачей, капиталоемкость  и  склонность  к  сбережениям   нелегко   поддаются   мерам  регулирования [13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотренные теоретические вопросы, конечно, далеко не исчерпывают важную для практики область балансовых исследований экономического роста.

Современная теория социально-экономической динамики и генетики позволяет сформулировать несколько положений, имеющих принципиальное значение для анализа положения и перспектив экономического роста в Украине.

Экономический рост – это феномен намного более сложный, чем спад или депрессия. Он имеет свою структуру, факторы, источники, последствия. Нет роста вообще. Реально существуют его конкретные виды, выделение которых возможно по разным классификационным признакам. Например, по темпам увеличения главных экономических показателей: ВВП, ВВП на душу населения, эффективность производства и т.д. различают медленный, бурный и устойчивый экономический рост; по степени использования экономических ресурсов - экстенсивный и интенсивный рост; по характеру взаимодействия национальной и мировой экономики - импортированный, импортозамещающий, разоряющий рост; по отношению к действующему законодательству - легальный, теневой и криминальный рост и др.

Понятно, что характеристики содержания указанных и других видов роста не могут быть одинаковыми в различных социально-экономических условиях, а потому не могут не различаться и соответствующие механизмы их регулирования. Но общей целью использования этих механизмов должно быть формирование и высвобождение созидательного потенциала ведущих факторов современного экономического роста — развитого профессионально-квалификационного и интеллектуально-образовательного потенциала человека; научно-технического прогресса; общественной стабильности и цивилизованной правовой среды; оптимального соотношения партнерских и конкурентных основ, социальной справедливости и экономической эффективности.

Современному экономическому росту присущ глобальный характер, существенная зависимость от конкурентоспособности конкретных национальных экономик. Она определяется уже не столько классическими сравнительными преимуществами, сколько сложной системой детерминант.

Современный экономический рост – это системообразующий и неравномерный процесс. Современные модели экономического роста, как и любые модели, представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.

Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВВП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.

Экономический рост определяется такими факторами предложения, как природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технология. Два других фактора – достаточный уровень совокупных  расходов и эффективность распределения  ресурсов – существенны для реализации способностей экономики к росту.

При экстенсивном типе экономического роста многие работники не являются высококвалифицированными. Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технологического прогресса, изнашиваются производственные основные фонды.

Интенсивный тип экономического роста является более сложным. Главное отличие этого типа экономического роста от экстенсивного в том, что повышение эффективности производственных факторов осуществляется на базе технического прогресса.

Государство может играть значительную роль в экономическом росте при   правильной налоговой политике и политике инвестирования.

 

  

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 448 с.

2. Основы экономической теории: Учебник / С.В. Мочерный, В.К. Симоненко, В.В. Секретарюк, А.А. Устенко; Под общ. ред. С.В. Мочерного. - К.: Знання, КОО, 2006. – 607 с.

3. Державне регулювання економіки: Навч. посібник / С.М. Чистов, А.Є.Никифоров, Т.Ф. Куценко та ін. - К.: КНЕУ 2010. - 316 с.

4. Курс экономической теории: учебник - 5-е изд. - Киров: АСА, 2002.—832с.

5. Экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. В.М. Кадыкова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА; Единство, 2004. - 822с.

6. Курс экономики: Учебник - 2-е изд. доп./ Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 716с.

7. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича: Учебник для вузов. - СПб: ГУЭФ, Питер Паблишинг, 2005. - 480с.

8. Экономика: Учебник 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2012. - 896с.

9. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 650с.

10. Вечканов Г.С. Макроэкономика: Серия «Завтра экзамен» / Г.С. Вечканов Г.Р. Вечканова - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 224с.

11. Базилевич В.Д. Макроекономіка: Навчальний посібник / Под ред. В.Д.Баласт. - К.: Атака, 2006. - 368с.

12. Экономическая теория: Учебное пособие / Е.М. Воробьёв, А.А. Гриценко, М.Н. Ким. – Х.: Фортуна-Пресс, 2006. - 411с.

13. Современная экономика: Могоуровневое учебное пособие / Под ред. О.Ю.Мамедова. - М.: Зевс; Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 608с.

14. Державне регулювання  економіки: Навч. посібник / С.М. Чистов, А.Є.Никифоров, Т.Ф. Куценко та ін. - К.: КНЕУ, 2005. - 316 с.

15. Мэнкью  Н. Г. Макроэкономика. Гл. 4. - М., 1994. – 269 c.

16. Самуэльсон  П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. Гл. 28, 33. - М., 1997. – 645 с.

 


Информация о работе Государственное регулирование экономического роста