Государственный долг. Виды госдолга и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, анализ методов по его управлению и разработка методических рекомендаций по усовершенствованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Экономическое содержание государственного долга
1.1 Место и роль государственного долга в экономике страны……………….5
1.2 Формы и содержание долговых обязательств………………………………...7
1.3 Бюджетные расходы на обслуживание и погашение государственного долга…………………………………………………………………………………14
2 Анализ государственного долга
2.1 Структура и состояние внутреннего и внешнего государственного долга…17
2.2 Проблемы государственного долга……………………………………….…...25
2.3 Оценка исследования государственного долга…………….. ………………..27
3 Разработка рекомендаций по управлению государственным долгом
3.1 Управление государственным и муниципальным долгом…………………..29
3.2 Механизм регулирования государственного долга………………………….31
3.3 Рекомендации по усовершенствованию (экономическая эффективность)...35
Заключение……………………………………………………………………………..39
Список использованных источников…………………………………………………40
Приложение…………………………………………………………………...………..41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 
 

Новосибирский Государственный

Технический Университет

Бердский  филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая

по предмету «Макроэкономика»

на тему: «Государственный долг. Виды госдолга и управление им» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бердск, 2010 

  Содержание 
 
 

            Введение…………………………………………………………………………………3                                                                                                             

      1 Экономическое содержание государственного долга

                1.1 Место и роль государственного  долга в экономике страны……………….5

             1.2 Формы и содержание долговых обязательств………………………………...7

             1.3 Бюджетные расходы на обслуживание и погашение государственного        долга…………………………………………………………………………………14

            2 Анализ государственного долга

                2.1 Структура и состояние внутреннего и внешнего государственного долга…17

                2.2 Проблемы государственного долга……………………………………….…...25

          2.3 Оценка исследования государственного долга…………….. ………………..27

           3 Разработка рекомендаций по управлению государственным долгом

                3.1 Управление государственным и муниципальным долгом…………………..29

                3.2 Механизм регулирования государственного долга………………………….31

                3.3 Рекомендации по усовершенствованию (экономическая эффективность)...35

          Заключение……………………………………………………………………………..39

            Список использованных источников…………………………………………………40

            Приложение…………………………………………………………………...………..41 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
     
     
     
     
     

Введение

      Посредством государственных заимствований  органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

        Бюджетная, долговая и валютная  политика государства неразрывно  связаны между собой: государственный  долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск[13].

      . Актуальность темы моей курсовой работы чрезвычайно высока, так как проблема урегулирования государственного долга объективно требует серьезного, взвешенного и кардинального решения. Большой внешний долг России депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.

      Цель исследования данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, анализ методов по его управлению и разработка методических рекомендаций по усовершенствованию.

      Задачами  курсовой работы являются:

  • раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих;
  • исследование механизма нормативно-правового регулирования государственного долга России;
  • анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга Российской Федерации;
  • оценка влияния государственного долга на экономику России;
  • исследование путей совершенствования управления госдолгом

       Объектом исследования выступают  государственный и муниципальный  долги

      РФ на сегодняшний день.

      Теоретические, методологические и информационные основы исследования. Исследование проводилось с использованием методов наблюдения, сравнения, экономико-математических методов, финансового анализа, моделирования. При выполнении работы были использованы труды отечественных и зарубежных ученых по экономике, по управлению и проблемам государственного долга, статьи Конституции РФ и Бюджетного Кодекса РФ, методические рекомендации Министерства экономики РФ в отношении погашения государственных долгов, материалы СМИ, информация из интернета.

      Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

       Во  введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цели и  задачи, определены объект и предмет  исследования, практическая значимость курсовой работы.

      В первой главе рассматривается место и роль государственного долга в экономике страны, его формы, виды долговых обязательств, бюджетные расходы на обслуживание и погашение государственного долга.

      Во  второй главе рассмотрены структура и состояние внутреннего и внешнего государственного долга, проблемы госдолга, оценка исследования.

      В третьей главе представлены способы  управления государственным и муниципальным долгом, механизм его регулирования и рекомендации по усовершенствованию.

      В заключении изложены основные результаты исследования, приведены практические выводы.

    1 Экономическое содержание государственного долга

    1.1 Место и роль государственного долга в экономике страны

      В БК РФ (ст. 97) дано следующее определение: "Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права"[5].

      Из  приведенного определения следует  различать государственный внутренний и внешний долг и долг Российской Федерации и муниципальных образований.

      Государственный и муниципальный долг — это  общая сумма задолженности Российской Федерации и муниципальных образований по непогашенным займам и невыплаченным по ним процентам.

      Экономическое назначение государственного долга, образовавшегося из финансовых заимствований государства, — обеспечение финансирования государственных расходов при нехватке бюджетных средств.

      Государственный долг — общая сумма задолженности  государства по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам.

      Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства физических (населения) и юридических лиц (организаций) привлекаются на финансирование государственных затрат. Привлечение временно свободных средств в форме государственного кредита осуществляется путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

      Государственный долг образуется в результате привлечения  государством заемных денежных средств. Государственный долг - это совокупность долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, а также иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, которые предоставлены Российской Федерацией [1].

      В настоящее время внешний долг России составляет около половины ВВП. Начиная с 1999 г. расходы на погашение  и обслуживание внешнего долга составляют примерно 10% от ВВП России. Это сопоставимо с долей в ВВП всего федерального бюджета. По оценкам ведущих российских экономистов, в период до 2010 года платежи по обслуживанию и погашению только государственного внешнего долга составят ежегодно 14 - 19 млрд. долл., не считая задолженности по ГКО-ОФЗ. В соответствии с международными договорами в ближайший период России предстоит выплатить 70% суммы основного долга и примерно на ту же сумму проценты, т.е. всего 160 млрд. долл[2].

      Внешний долг России является серьезной угрозой национальной безопасности в условиях кризисного состояния экономики. одними из основных причин отсутствия доверия инвесторов и кредиторов к России как международному заемщику являются существенные проблемы экономического развития Российской Федерации и слабое правовое сопровождение проводимых реформ. Поэтому наблюдается серьезное политическое обострение проблемы внешнего долга России, что требует поиска наиболее оптимальных средств по управлению внешней задолженностью.

      Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства. Его состав зависит от форм государственного кредита, которые используются для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. В этой связи ст. 98 Бюджетного кодекса РФ обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава государственного долга выплата процентов и непроцентных доходов по государственным заимствованиям, поскольку согласно ст. 69 Бюджетного кодекса РФ они являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета[1].

      Гарантом  платежеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. Несмотря на то, что кредитные отношения государства обеспечиваются его казной, погашение долговых обязательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга Российской Федерации[3].

      1.2 Формы и содержание долговых обязательств

      В БК РФ (ст. 97) дано следующее определение: "Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права"[4].

      Из  приведенного определения следует  различать государственный внутренний и внешний долг и долг Российской Федерации и муниципальных образований.

Информация о работе Государственный долг. Виды госдолга и управление им