Государственный долг. Виды госдолга и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, анализ методов по его управлению и разработка методических рекомендаций по усовершенствованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Экономическое содержание государственного долга
1.1 Место и роль государственного долга в экономике страны……………….5
1.2 Формы и содержание долговых обязательств………………………………...7
1.3 Бюджетные расходы на обслуживание и погашение государственного долга…………………………………………………………………………………14
2 Анализ государственного долга
2.1 Структура и состояние внутреннего и внешнего государственного долга…17
2.2 Проблемы государственного долга……………………………………….…...25
2.3 Оценка исследования государственного долга…………….. ………………..27
3 Разработка рекомендаций по управлению государственным долгом
3.1 Управление государственным и муниципальным долгом…………………..29
3.2 Механизм регулирования государственного долга………………………….31
3.3 Рекомендации по усовершенствованию (экономическая эффективность)...35
Заключение……………………………………………………………………………..39
Список использованных источников…………………………………………………40
Приложение…………………………………………………………………...………..41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

      Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  Союза ССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:[7, ст.23]

  • задолженности странам - участницам Парижского клуба;
  • задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;
  • задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
  • задолженности перед международными финансовыми

      Организациями;

  • задолженности бывшим странам СЭВ;
  • еврооблигационных займов;
  • ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)
  • кредитов Центрального Банка России.

      В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем  долга составляют обязательства  перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет восемнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 1 января 2006 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 44,4 млрд. долл., или 42,3% от общей суммы внешнего долга Российской Федерации.

        Двойственное положение России  в Парижском клубе заключается  в том, что она выступает  здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.

      По  состоянию на 1 января 2006 года задолженность  перед странами кредиторами - не членами  Парижского клуба кредиторов составило 2,9 млрд. долларов США, или 3,0% от общей  суммы внешнего долга Российской Федерации на указанную дату.

      По  мере завершения выверки имеющейся  задолженности перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба подписывались  соответствующие двусторонние соглашения. В настоящее время заключены  двусторонние межправительственные соглашения с 7 странами - не членами Парижского клуба: Кореей, Оманом, Тайландом, Турцией, Уругваем, Египтом, Мальтой.

      Отсутствуют межправительственные соглашения с  Грецией, Кувейтом и Объединенными  Арабскими Эмиратами. При этом в  общий объем внешнего долга включены суммы задолженности по соглашениям Внешэкономбанка с National Bank of Greece от 19 марта 1993 года в сумме 37,4 млн. долл. и с Kuwait Investment Co SAK от 2 января 1991 года в сумме 1100,00 млн. долл.

      С Объединенными Арабскими Эмиратами подписан Меморандум о взаимопонимании от 16 марта 1994 года. Сумма задолженности включена во внешний долг на основании межбанковского соглашения Внешэкономбанка и National Bank of Abu Dhabi от 18 сентября 1991 года в размере 500 млн. долл.

      Новый долг Российской Федерации перед странами - не членами Парижского клуба кредиторов представлен задолженностью по соглашениям Внешэкономбанка с Экспортным кредитным банком Турции. Правительством Российской Федерации были предоставлены соответствующие платежные гарантии Экспортному кредитному банку Турции по выплате основного долга и процентов, начисленных на сумму задолженности по указанным кредитным соглашениям[14].

      По  состоянию на 1 января 2006 года объем  задолженности перед странами - бывшими  членами СЭВ составил 2,8 млрд. долл. и по сравнению с состоянием на 1 января 2000 года сократился более чем в 5 раз.

      Кроме осуществления денежных расчетов и  погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при  погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долл. При этом расходы бюджета составили лишь 1,7 млрд. долл[11].

      Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства  перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. Обязательства перед Лондонским клубом кредиторов погашены досрочно.

      Коммерческая  задолженность является наиболее сложной  с точки зрения урегулирования. До последнего времени остается коммерческая задолженность перед десятками  тысяч иностранных фирм-экспортеров  большинства развитых стран мира. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл[8].

      Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства Российской Федерации  от 27 сентября 1994 года №1107, на основании  которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства Российской Федерации "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами".

      В соответствии с указанным Заявлением Правительства Российской Федерации  в коммерческую задолженность бывшего  СССР включаются:

  • контракты с рассрочкой платежа;
  • краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
  • тратты и векселя с платежом по предъявлении;
  • отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
  • инкассо;
  • другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.

      Доля  государственных ценных бумаг в  составе государственного внешнего долга Российской Федерации увеличилась  за период с 1 января 1995 года по 1 января 2006 года с 18,1% до 38%. Задолженность по основной сумме государственного внешнего долга Российской Федерации, оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 41,6 млрд. долл. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 года №1565 и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 года №222 в целях урегулирования внутреннего валютного долга был осуществлен выпуск облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ)[8].

      Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа - 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска - 14 мая 1996 года. Общий объем эмиссии ОВГВЗ составляет 12935 млн. долл[14].

      Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные  в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 января 2006 года 32,8% (34,4 млрд. долл.). Как правило, еврооблигации - это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги.

      Одной из внебиржевых торгово-информационных систем является ТRАХ, основанная в 1989 году ISMA (Ассоциация участников международных  рынков ценных бумаг). При этом существуют единые стандарты телексов, служащих в качестве договоров купли-продажи. Торговая система ТRАХ подключена в режиме реального времени к депозитарно-клиринговым системам, и подтверждения сделок, заключенных посредством ТRАХ, автоматически становятся основанием для депозитарных переводов.

      Депозитарно-клиринговые  операции производятся специальными европейскими организациями "Евроклир" (Euroclear) и "Клиарстрим" (Clearstream), ставшей  преемником системы "Ceдeл" (CEDEL), взявшими на себя расчетно-клиринговые, коммуникационные и другие функции.

      По  условиям выпуска иногда требуется  регистрация ценных бумаг на Люксембургской, Лондонской или Франкфуртской биржах[11].

      Внешняя задолженность Российской Федерации  в части международных финансовых организаций  включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

      · Международный валютный фонд (МВФ);

      · Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

      · Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

      Данные  организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году. Задолженность по кредитам МФО по состоянию на 1 января 2006 года составила 8,9 млрд. долл., или 8,4% от общего объема государственного внешнего долга Российской Федерации[11]

      Начиная с 1998 года, в структуру государственного внешнего долга включаются кредиты, полученные от Центрального банка Российской Федерации.

      Федеральным законом от 29 декабря 1998 года №192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" (статья 5), в целях своевременного осуществления неотложных платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга Российской Федерации, Минфину России разрешено привлекать в 1998 году кредиты Внешэконобанка и Внешторгбанка для расчетов по внешнему долгу Российской Федерации в сумме до 3,0 млрд. долл. за счет перечисления Банком России средств в иностранной валюте указанным банкам на срок до 5 лет по минимальным рыночным ставкам, что увеличило на 1 января 1999 года внешний долг Российской Федерации на 2,3 млрд. долл. По состоянию на 1 января 2006 года объем указанной задолженности составил 4,3 млрд. долл. или 4,1% от общего долга.

      Динамика  структуры государственного внешнего долга РФ представлена в Приложении 1.[6,64]

      В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 г. он составил 148,4 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2006 г. снизился до 104,9 млрд. долл[11,с.64].

      В 2000 г. Российской Федерации удалось договориться с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую нам не удалось осуществить с Парижским клубом.  Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике. Таким образом, задолженность странам Парижского клуба стала почти единственным субъектом долгов Советского Союза [9].

      Для погашения внешнего государственного долга, и прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд.

      Цели  создания Стабилизационного фонда  определяются:

  • такой спецификой постсоветской экономикой, как сильная ее зависимость от экспорта углеводородов и от соответствующих мировых цен;
  • особенностями проводимой в последние годы экономической политики.

      Стабилизационный  фонд трактуется и как инструмент стерилизации денежной массы, сдерживания  инфляции, регулирования обменного  курса. Речь идет о направленности этой политики на достижение, главным образом, финансовой стабилизации.

      Отсутствие  серьезной программы долгосрочного  развития экономики стало одной  из главных причин разногласий по поводу использования средств Стабилизационного  фонда и широкого разброса соответствующих предложений.

      Источником  Стабилизационного фонда являются поступления от реализации на мировых рынках нефти по цене свыше 20 долл. за баррель, а остальная часть экспортной выручки поступает по установленной норме (50—25—10%) в федеральный бюджет. На 1 мая 2005 г. Стабилизационный фонд составлял 857 млрд. руб., или 29,8 млрд. долл.. Распоряжение этими средствами Стабилизационного фонда имеет Минфин, а средства поступают на счет в ЦБ России. Минфину разрешено изменять "точку отсечения", т.е. поднимать ее до 27 долл. за баррель[9,2].

Информация о работе Государственный долг. Виды госдолга и управление им