Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:35, курсовая работа
Цель исследования данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, анализ методов по его управлению и разработка методических рекомендаций по усовершенствованию.
Введение…………………………………………………………………………………3
1 Экономическое содержание государственного долга
1.1 Место и роль государственного долга в экономике страны……………….5
1.2 Формы и содержание долговых обязательств………………………………...7
1.3 Бюджетные расходы на обслуживание и погашение государственного долга…………………………………………………………………………………14
2 Анализ государственного долга
2.1 Структура и состояние внутреннего и внешнего государственного долга…17
2.2 Проблемы государственного долга……………………………………….…...25
2.3 Оценка исследования государственного долга…………….. ………………..27
3 Разработка рекомендаций по управлению государственным долгом
3.1 Управление государственным и муниципальным долгом…………………..29
3.2 Механизм регулирования государственного долга………………………….31
3.3 Рекомендации по усовершенствованию (экономическая эффективность)...35
Заключение……………………………………………………………………………..39
Список использованных источников…………………………………………………40
Приложение…………………………………………………………………...………..41
Государственный и муниципальный долг — это общая сумма задолженности
Российской Федерации и муниципальных образований по непогашенным займам и невыплаченным по ним процентам.
Основной формой государственных заимствований является государственный кредит, представляющий собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство, а кредиторами — физические и юридические лица.
С учетом сферы размещения займов долг подразделяется на внутренний и внешний, государственный и муниципальный.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть в форме:
- государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
- кредитов, полученных Правительством РФ;
- других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Государственный долг — общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам.
Государственные займы как форма
государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических (населения) и юридических лиц (организаций) привлекаются на финансирование государственных затрат. Привлечение временно свободных средств в форме государственного кредита осуществляется путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Облигации — долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлении срока выплаты — погасить свой долг перед ним. В любом случае облигация представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (а не совладельцем, как акционер). По российскому законодательству облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право держателя этой бумаги на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости.
Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны.
По способу размещения государственные займы подразделяются на группы: свободно обращающиеся облигации и размещающиеся по подписке.
Облигации, свободно размещающиеся на рынке ссудного капитала, обычно свободно размещаются через систему коммерческих банков (сберегательных и акционерных).
Основными подписчиками облигаций по государственным займам выступают организации, специальные фонды, банки, страховые компании[6,206-208].
Статья 75 Конституции РФ подчеркивает, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом Федеральным законом, и размещаются на добровольной основе[5].
В последние годы на рынке ценных бумаг основная роль отводится государственным облигациям, эмитентом которых выступает правительственный орган —
Министерство финансов РФ.
Наиболее распространенными среди
государственных облигаций являются следующие виды:
- Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).
Решение о выпуске ГКО принимает Министерство финансов РФ, при этом определяется предельный объем, период его размещения и потенциальные владельцы. Центральный банк РФ является агентом Правительства РФ по обслуживанию выпуска ГКО и гарантирует своевременность их погашения.
Облигации (ГКО) приобретаются Банком России у Министерства финансов РФ в пределах лимита, определяемого Федеральным законом о государственном бюджете.
Центральный банк РФ приобретает облигации на первичном рынке у Министерства финансов РФ:
1)при предоставлении Министерству
финансов РФ прямого краткосрочного кредита в виде покупки облигаций;
2) при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе реализации и погашения облигаций.
По поручению Министерства финансов РФ Центральный банк РФ осуществляет продажу государственных облигаций на первичном рынке через коммерческие банки, куплю-продажу облигаций на вторичном рынке от своего имени, а также операции по погашению облигаций.
Заключение сделок по купле-продаже облигаций на первичном рынке организуется на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) на основании соглашения между Банком России и ММВБ. Реализация этих облигаций на ММВБ производится посредством проведения аукционов (на первичном рынке) или торгов (на вторичном рынке) облигаций.
Государственные краткосрочные облигации не изготавливаются в виде бумажных бланков. Каждый выпуск оформляется сертификатом, хранящимся в Центральном банке РФ. Погашение этих облигаций осуществляется в безналичной форме путем перечисления владельцам облигаций номинальной их стоимости на момент погашения. Доходом по ГКО считается разница между номинальной ценой на момент погашения и ценой покупки.
- Облигации Государственного сберегательного займа РФ.
Эмитентом этого вида облигаций является Министерство финансов РФ. Облигации выпускаются сроком на один год на предъявителя. Каждая облигация имеет 4 купона по 3 месяца. Процентный доход по купону определяется Министерством финансов РФ. Продажа облигаций осуществляется коммерческими банками по рыночным ценам.
При погашении облигаций владельцам выплачиваются номинальная
стоимость облигации и процентный доход по последнему купону. Покупатель облигации выступает как кредитор, поскольку эмиссия облигаций является формой заимствования денежных средств. Однако кредит, предоставляемый путем приобретения облигаций, отличается от банковского кредита следующими обстоятельствами:
1)при выпуске облигационного займа коммерческий банк выступает не кредитором, а, как правило, лишь посредником, действующим по поручению другого юридического лица; 2) в приобретении выпущенных облигаций в качестве кредитора принимает участие значительное число юридических и физических лиц, а не один клиент.
Правительство привлекает облигационный заем в основном для двух целей:
1)для финансирования текущего
бюджетного дефицита;
2) для погашения ранее
выпущенных правительством облигационных займов.
- В целях привлечения заемных средств государство может эмитировать облигации лотерейного типа.
Доход по лотерейным
облигациям выплачивается в форме выигрышей по отдельным облигациям при проведении тиража выигрышей.
Облигационные займы в виде лотерейного типа выпускаются как государственными федеральными органами, так и органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
- Для привлечения денежных средств, государство может выпускать казначейские обязательства Российской Федерации (КО).
В отличие от облигаций они подлежат реализации только среди населения, КО — процентная государственная ценная бумага, ставка дохода которой устанавливается Правительством РФ.
Наряду с государственными займами государство привлекает в форме кредита часть вкладов населения в Сберегательном банке на основе договора.
В 1991 г. были выпущены облигации Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР сроком на 30 лет (с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г.) под 5% годовых. Облигации реализовывались только среди юридических лиц. Заем выпускался как свободно обращающийся, облигации могли перепродаваться через учреждения Банка России. Весь заем был куплен Центральным банком РФ. По состоянию на 1 декабря 1990 г. государственный долг по этому займу образовался в сумме 30 млрд руб. В 90-х гг. часть долга по займу была погашена из бюджета. В 1993 г. Министерство финансов РФ выпустило золотые сертификаты. Номинал сертификата составлял 10 кг золота пробы 0,9999. Объем эмиссии золотых сертификатов был определен в сумме, эквивалентной стоимости 100 т золота. Пересчет стоимости сертификата в рубли осуществлялся по курсу Банка России. Золотые сертификаты скупили коммерческие банки, наделенные правом продажи сертификатов.
Внешний (международный) государственный кредит — это кредит, в котором государство выступает в роли заемщика на мировом рынке. Сумма полученных внешних заимствований с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Основными кредиторами России выступают зарубежные развитые страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Наблюдается такая тенденция: чем хуже экономическое положение в промышленности и сельском хозяйстве, тем больше государство заимствует средств, увеличивая объем государственного долга, долговые обязательства в разных формах.
Задолженность правительственных органов
владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг, который приходится выплачивать с процентами.
Государственный долг в разных странах растет различными темпами. Превышение государственного долга над ВВП считается потенциально опасным для устойчивого денежного обращения. Более осторожной оценкой считается соотношение этих двух показателей как 0,6:1.
В 1998 г. государственный долг по отношению к ВВП составил: в США — 62%, Германии — 62, во Франции — 59, в Великобритании — 52%.
По данным за 2004 г., в России государственный долг оценивается в 60%[6,208-211].
По российскому законодательству долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
• государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
• договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
• переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
По срокам действия долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Информация о работе Государственный долг. Виды госдолга и управление им