Государственный долг. Виды госдолга и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, анализ методов по его управлению и разработка методических рекомендаций по усовершенствованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Экономическое содержание государственного долга
1.1 Место и роль государственного долга в экономике страны……………….5
1.2 Формы и содержание долговых обязательств………………………………...7
1.3 Бюджетные расходы на обслуживание и погашение государственного долга…………………………………………………………………………………14
2 Анализ государственного долга
2.1 Структура и состояние внутреннего и внешнего государственного долга…17
2.2 Проблемы государственного долга……………………………………….…...25
2.3 Оценка исследования государственного долга…………….. ………………..27
3 Разработка рекомендаций по управлению государственным долгом
3.1 Управление государственным и муниципальным долгом…………………..29
3.2 Механизм регулирования государственного долга………………………….31
3.3 Рекомендации по усовершенствованию (экономическая эффективность)...35
Заключение……………………………………………………………………………..39
Список использованных источников…………………………………………………40
Приложение…………………………………………………………………...………..41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

      Государственный и муниципальный долг — это  общая сумма задолженности Российской Федерации и муниципальных образований по непогашенным займам и невыплаченным по ним процентам.

      Основной  формой государственных заимствований  является государственный кредит, представляющий собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство, а кредиторами — физические и юридические лица.

      С учетом сферы размещения займов долг подразделяется на внутренний и внешний, государственный и муниципальный.

      Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть в форме:

  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

      Государственный долг — общая сумма задолженности  государства по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам.

      Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства физических (населения) и юридических лиц (организаций) привлекаются на финансирование государственных затрат. Привлечение временно свободных средств в форме государственного кредита осуществляется путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

      Облигации — долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлении срока выплаты — погасить свой долг перед ним. В любом случае облигация представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (а не совладельцем, как акционер). По российскому законодательству облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право держателя этой бумаги на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости.

      Задолженность по государственным займам, в которых  государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны.

      По  способу размещения государственные  займы подразделяются на группы: свободно обращающиеся облигации и размещающиеся по подписке.

      Облигации, свободно размещающиеся на рынке  ссудного капитала, обычно свободно размещаются через систему коммерческих банков (сберегательных и акционерных).

      Основными подписчиками облигаций по государственным займам выступают организации, специальные фонды, банки, страховые компании[6,206-208].

      Статья 75 Конституции РФ подчеркивает, что  государственные займы выпускаются в порядке, определяемом Федеральным законом, и размещаются на добровольной основе[5].

      В последние годы на рынке ценных бумаг  основная роль отводится государственным  облигациям, эмитентом которых выступает  правительственный орган — Министерство финансов РФ.

      Наиболее  распространенными среди государственных  облигаций являются следующие виды:

  • Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

        Решение о выпуске ГКО принимает Министерство финансов РФ, при этом определяется предельный объем, период его размещения и потенциальные владельцы. Центральный банк РФ является агентом Правительства РФ по обслуживанию выпуска ГКО и гарантирует своевременность их погашения.

      Облигации (ГКО) приобретаются Банком России у  Министерства финансов РФ в пределах лимита, определяемого Федеральным законом о государственном бюджете.

      Центральный банк РФ приобретает облигации на первичном рынке у Министерства финансов РФ:

      1)при  предоставлении Министерству финансов  РФ прямого краткосрочного кредита в виде покупки облигаций;

      2) при предоставлении кредита на  покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе реализации и погашения облигаций.

      По  поручению Министерства финансов РФ Центральный банк РФ осуществляет продажу  государственных облигаций на первичном  рынке через коммерческие банки, куплю-продажу облигаций на вторичном рынке от своего имени, а также операции по погашению облигаций.

      Заключение  сделок по купле-продаже облигаций  на первичном рынке организуется на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) на основании соглашения между Банком России и ММВБ. Реализация этих облигаций на ММВБ производится посредством проведения аукционов (на первичном рынке) или торгов (на вторичном рынке) облигаций.

      Государственные краткосрочные облигации не изготавливаются в виде бумажных бланков. Каждый выпуск оформляется сертификатом, хранящимся в Центральном банке РФ. Погашение этих облигаций осуществляется в безналичной форме путем перечисления владельцам облигаций номинальной их стоимости на момент погашения. Доходом по ГКО считается разница между номинальной ценой на момент погашения и ценой покупки.

  • Облигации Государственного сберегательного займа РФ.            

         Эмитентом этого вида облигаций является Министерство финансов РФ. Облигации выпускаются сроком на один год на предъявителя. Каждая облигация имеет 4 купона по 3 месяца. Процентный доход по купону определяется Министерством финансов РФ. Продажа облигаций осуществляется коммерческими банками по рыночным ценам.

      При погашении облигаций владельцам выплачиваются номинальная стоимость  облигации и процентный доход  по последнему купону. Покупатель облигации выступает как кредитор, поскольку эмиссия облигаций является формой заимствования денежных средств. Однако кредит, предоставляемый путем приобретения облигаций, отличается от банковского кредита следующими обстоятельствами:

      1)при  выпуске облигационного займа коммерческий банк выступает не кредитором, а, как правило, лишь посредником, действующим по поручению другого юридического лица; 2) в приобретении выпущенных облигаций в качестве кредитора принимает участие значительное число юридических и физических лиц, а не один клиент.

      Правительство привлекает облигационный заем в  основном для двух целей:

      1)для  финансирования текущего бюджетного  дефицита;

      2) для погашения ранее выпущенных  правительством облигационных займов.

  • В целях привлечения заемных средств государство может эмитировать облигации лотерейного типа.

        Доход по лотерейным облигациям  выплачивается в форме выигрышей  по отдельным облигациям при  проведении тиража выигрышей.

      Облигационные займы в виде лотерейного типа выпускаются как государственными федеральными органами, так и органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

  • Для привлечения денежных средств, государство может выпускать казначейские обязательства Российской Федерации (КО).

      В отличие от облигаций они подлежат реализации только среди населения, КО — процентная государственная ценная бумага, ставка дохода которой устанавливается Правительством РФ.

      Наряду  с государственными займами государство  привлекает в форме кредита часть вкладов населения в Сберегательном банке на основе договора.

      В 1991 г. были выпущены облигации Государственного республиканского внутреннего займа  РСФСР сроком на 30 лет (с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г.) под 5% годовых. Облигации реализовывались только среди юридических лиц. Заем выпускался как свободно обращающийся, облигации могли перепродаваться через учреждения Банка России. Весь заем был куплен Центральным банком РФ. По состоянию на 1 декабря 1990 г. государственный долг по этому займу образовался в сумме 30 млрд руб. В 90-х гг. часть долга по займу была погашена из бюджета. В 1993 г. Министерство финансов РФ выпустило золотые сертификаты. Номинал сертификата составлял 10 кг золота пробы 0,9999. Объем эмиссии золотых сертификатов был определен в сумме, эквивалентной стоимости 100 т золота. Пересчет стоимости сертификата в рубли осуществлялся по курсу Банка России. Золотые сертификаты скупили коммерческие банки, наделенные правом продажи сертификатов.

      Внешний (международный) государственный кредит — это кредит, в котором государство выступает в роли заемщика на мировом рынке. Сумма полученных внешних заимствований с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

      Основными кредиторами России выступают зарубежные развитые страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

      Наблюдается такая тенденция: чем хуже экономическое  положение в промышленности и  сельском хозяйстве, тем больше государство заимствует средств, увеличивая объем государственного долга, долговые обязательства в разных формах.

      Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается  и превращается в государственный долг, который приходится выплачивать с процентами.

      Государственный долг в разных странах растет различными темпами. Превышение государственного долга над ВВП считается потенциально опасным для устойчивого денежного обращения. Более осторожной оценкой считается соотношение этих двух показателей как 0,6:1.

      В 1998 г. государственный долг по отношению  к ВВП составил: в США — 62%, Германии — 62, во Франции — 59, в Великобритании — 52%.

      По  данным за 2004 г., в России государственный долг оценивается в 60%[6,208-211].

      По  российскому законодательству долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

      •  кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

      •  государственных ценных бумаг, выпускаемых  от имени Российской Федерации;

      •  договоров о предоставлении государственных  гарантий Российской Федерации, договоров  поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

      •  переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный  долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

      •   соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

      По  срокам действия долговые обязательства  РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).

      Долговые  обязательства Российской Федерации  погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Информация о работе Государственный долг. Виды госдолга и управление им