Государственный долг - как инструмент экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основании изучения теоретического материала, проанализировать современное состояние государственного долга Республики Беларусь, и предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности управления государственным долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
3

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - КАК ИНСТРУМЕНТ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………….

6
1.1 Понятие государственного долга и причины его возникновения…...
6
1.2 Виды государственного долга и их характеристика………………….
11
1.3 Показатели и индикаторы государственного долга ………………….
14

2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………...

16
2.1 Современное состояние государственного долга в
Республике Беларусь................................................................................

16

3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…......

23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
35
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………
38

Вложенные файлы: 1 файл

курсач на печать 3.docx

— 87.90 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

 

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  «МИТСО»

Кафедра логистики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: логистика

на тему: «Сайт как инструмент логистики»

 

 

 

 

 

Студент факультета МЭО и  М, 3 курс, группа 1019з

 

_______________

 

П.И.Кеда

 

(подпись, дата)

 
     
     
     

Руководитель ст. преподователь

 

 

_______________

Гучек О.В

 

(подпись, дата)

 

 

 

 

МИНСК   2013 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....

3

   

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - КАК ИНСТРУМЕНТ 

   ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ  ГОСУДАРСТВА………………….

 

6

1.1 Понятие государственного  долга и причины его возникновения…...

6

1.2 Виды государственного  долга и их характеристика………………….

11

1.3 Показатели и индикаторы  государственного долга ………………….

14

   

2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………...

 

16

2.1 Современное состояние государственного долга в

      Республике  Беларусь................................................................................

 

16

   

3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УПРАВЛЕНИЯ  

   ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…......

 

23

   
   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….

35

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………

38


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где  инструменты рыночного механизма  дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре  и возможности регулирования. Одним  из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной  собственности) являются правительственные  займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или  дефицитное финансирование).

В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный  долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть - это задолженность, возникшая  в последние два-три десятилетия  и связанная с проведением  долгосрочной дефицитной бюджетной  политики. Популярность использования методов дефицитного финансирования самыми различными правительствами, придерживающимися подчас диаметрально противоположных взглядов на роль государства в экономическом процессе, объясняется, прежде всего тем, что:

1) с помощью государственной  задолженности удается ослабить  постоянные противоречия между  величиной необходимых потребностей  общества и возможностями государства  по их удовлетворению за счет  бюджетных средств;

2) как источник мобилизации  дополнительных ресурсов и увеличения  финансовых возможностей, государственный  долг может являться важным  фактором ускорения темпов социально-экономического  развития страны;

3) финансирование дополнительных  государственных расходов посредством  государственного долга связано  обычно с меньшими негативными  последствиями как для функционирования  экономики (например, по сравнению  с практикой использования эмиссионных  источников), так и для правящей  политической элиты (позволяя  избежать или отсрочить повышение  налоговых ставок);

4) стратегия управления  государственным долгом и адекватная  ей стратегия в области финансирования  дефицита госбюджета выступают  главными элементами, балансирующими  всю схему бюджетной политики  в целом.

В тоже время, необоснованное использование государственных  займов, выбор неподходящих форм и  инструментов финансирования бюджетных  дефицитов в совокупности с безответственной денежно-кредитной политикой Центральных  банков имеют серьезные дестабилизирующие  последствия для экономического развития стран. Таким образом, растущий государственный долг, с одной  стороны, может быть связан с осуществлением государственного регулирования экономики, направленного на обеспечение прогрессивных  сдвигов в структуре общественного  производства, а с другой - во многих случаях является отражением кризисных  процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны  правительства незамедлительных стабилизационных мер.

Актуальность  темы курсовой работы заключается в том, что в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.

Объект исследования  - государственный долг как инструмент экономической политики государства.

Предмет исследования – проблемы образования, погашения и управления государственным долгом в Республике Беларусь.

Цель курсовой работы – на основании изучения теоретического материала, проанализировать современное состояние государственного долга Республики Беларусь, и предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности управления государственным долгом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть понятие  государственного долга и причины  его возникновения;

2) дать характеристику  видам государственного долга;

3) изучить основные показатели  и индикаторы государственного  долга;

4) проанализировать современное состояние государственного долга в Республике Беларусь;

5) предложить направления  повышения эффективности управления  государственным долгом в Республике  Беларусь.

При написании курсовой работы использовались формально-логические методы (определение, классификация, анализ, сравнение, выводы); средства MS Word, MS Excel, Internet; нормативно-правовые акты Республики Беларусь; статьи в периодических изданиях: «Банковский вестник», «Вестник БГЭУ», «Вестник ассоциаций белорусских банков»; Статистический ежегодник Республики Беларусь за 2010 и 2011гг., а также учебные пособия и труды различных авторов подробно рассматривающих категорию «государственный долг», среди которых: Г.И. Кравцова, Г. С. Кузьменко, Е.И. Кравцов,  Г.А. Воробей, Г.К. Мультан, Н.И. Базылев, М.Н. Базылева Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич, Т.В. Сорокина, Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич и др.

Однако, несмотря на достаточное  количество теоретического и практического  материала по рассматриваемой проблематике, ощущается дефицит эффективных  идей по совершенствованию управления государственным долгом Республики Беларусь на современном этапе.

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Понятие государственного долга и причины его возникновения

 

Государственный долг - явление  в экономике далеко не новое. В разных общественно-экономических формациях менялись его роль и формы, а сущность оставалась прежней: необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах, т.е., перефразировав, можно сказать, что правительства начали занимать средства для удовлетворения различных целей с момента появления государства и денег.

Основой возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:

- во-первых, осуществление  крупных государственных программ  развития экономики. Например, ее  структурной перестройкой. В этом  случае появление дефицита может  быть оправдано, так как значительные  государственные расходы будут  способствовать в будущем подъему  экономики и росту доходов  бюджета;

- во-вторых, бюджетный дефицит  может быть обусловлен спадом  экономики. Сокращение объема  производства и доходов ведет  к уменьшению налоговых поступлений  в казну, что при фиксированных  расходах государства неизбежно  ведет к дефициту;

- в-третьих, превышение  расходов над доходами может  быть вызвано милитаризацией  экономики, войнами, стихийными  бедствиями и другими чрезвычайными  обстоятельствами;

- в-четвертых, резкое увеличение  государственных расходов в связи  с ростом уровня инфляции сверх  предусмотренной величины (доходы  государственного бюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услуги правительство вынуждено приобретать по более высоким ценам);

- в-пятых, расширение трансфертных  платежей, введение налоговых льгот  и принятие других популярных  мер в определенные периоды  жизни государства (например, в  предвыборные годы и т.п.) [13, с.337].

В настоящее время можно  выделить 3 основные точки зрения на то, является ли дефицит государственного бюджета и государственный долг отрицательным или положительным  явлением.

Первая из них, получившая название монетаристской, исходит из того, что бюджетный дефицит - явление негативное, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Дефицит госбюджета - это своего рода «бомба замедленного действия», взрыв которой разрушает экономическую систему необоснованной эмиссией денег и, как следствие, гиперинфляцией. Кроме того, он ложится тяжким бременем на будущие поколения, если займы на покрытие берутся за границей [7, с.71].

Вторая точка зрения - кейнсианская - появилась во времена мирового экономического кризиса 1929-1933гг., когда рост государственных займов рассматривался как средство подъема покупательной способности нации, предотвращения кризисов и устранения безработицы. Такие займы становятся важным источником инвестиций, когда другие их источники (например, иностранные инвестиции, доходы от приватизации) отсутствуют или незначительны [7, с.71].

Третья точка зрения - эклектическая, основана на объединении  разнородных принципов и взглядов. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета поддерживает высокий уровень процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции, а также завышает обменный курс национальной денежной единицы на внешних ранках. Другие считают, что рост бюджетного дефицита не обязательно сведется к  повышению процентных ставок. Они  полагают, что государственный долг подразумевает под собой его  покрытие через будущие налоги. А ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов уменьшит их располагаемый доход, приведет к сегодняшнему росту сбережений как защитной мере, направленной на сохранение определенного уровня жизни [7, с. 71-72].

Таким образом, исходя из всего  вышесказанного, можно сделать вывод, что как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. В бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран, которые признали его объективность и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.

Итак, бюджетный дефицит  представляет собой систему экономических  отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов сверх имеющихся  у государства и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [9,с. 250]

Итак, мы установили, что  дефицит госбюджета является исходной причиной, основой формирования государственного долга страны: его образование  обусловлено, прежде всего, несоответствием  между потребностями держава  в финансировании своих расходов и ее возможностями. Государство  всегда испытывает недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего и является образование  дефицита бюджета. Поэтому перед  государством встает проблема поиска дополнительных источников средств, с  одной стороны, и эффективного и  действенного их использования - с другой. Таким источниками традиционно  для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие  государственный долг.

Информация о работе Государственный долг - как инструмент экономической политики государства