Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании изучения теоретического материала, проанализировать современное состояние государственного долга Республики Беларусь, и предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности управления государственным долгом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - КАК ИНСТРУМЕНТ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………….
6
1.1 Понятие государственного долга и причины его возникновения…...
6
1.2 Виды государственного долга и их характеристика………………….
11
1.3 Показатели и индикаторы государственного долга ………………….
14
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………...
16
2.1 Современное состояние государственного долга в
Республике Беларусь................................................................................
16
3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…......
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
35
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………
38
Таким образом, изучение применяемых инструментариев управления государственным долгом в зарубежных странах, принципов, подходов и методов к введению новых инструментов, а также учет национальных особенностей финансового рынка может значительно увеличить возможность привлечения дополнительных средств для нужд Республики Беларусь, а также пролонгировать долг и снизить издержки, связанные с его обслуживанием.
Для предотвращения негативных
явлений, вызванных влиянием государственного
долга, органам государственной
власти Республики Беларусь необходимо
проводить разумную политику в области
управления государственным долгом,
повышая эффективность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, интенсификация международного обмена, начавшаяся во второй половине ХХ в., привела к усилению финансовой взаимозависимости между его сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости стало то, что сегодня в мире практически нет стран, которые бы не имели государственного долга, под которым в общем виде понимают задолженность правительства юридическим и физическим лицам - своим и иностранным, правительствам других стран.
Его образование, прежде всего,
обусловлено противоречиями между
потребностями государства и
его возможностями
Таким образом, государственный долг, представленный долгом внутренним и внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут влиять на его образование и развитие как обособленно, так и все вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие бюджетного дефицита в стране, источником покрытия которого и является изучаемое в настоящей работе явление.
Вместе с решение проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности экономики и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового кризиса.
В рамках курсовой работы был проведен анализ современного состояния государственного долга Республики Беларусь, который показал что за 2009-2011гг. наблюдается значительное увеличение внешнего долга Республики Беларусь:
- рост за 2009г. – 1 172,5 млн.долл. США;
- рост за 2010г. – 1 795,8 млн.долл. США;
- рост за 2011г. – 2 906,2 млн.долл. США.
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2012 года составил 12 593,4 млн. долларов США при установленном лимите на 2012 год 13 млрд. долларов США.
Основным источником образования внешней задолженности Беларуси являются международные кредиты, на долю которых приходится в 2010г. – 98,6%, а в 2011г. и в 2012г. – 97,7% совокупного внешнего долга.
Однако, показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу, свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. Негативным моментом является резкое снижение указанных показателей к началу 2012г.
В настоящее время главными кредиторами Республики Беларусь являются Германия, Международный банк реконструкции и развития, Международный Валютный Фонд, США, Россия.
Что касается внутреннего государственного долга Республики Беларусь, основным источником его возникновения является эмиссия государственных ценных бумаг. На их долю приходится более 60% объема внутреннего долга.
Вторым по значимости источником являются гарантии Правительства Республики Беларусь - около 20% объема внутреннего долга. Третью позицию занимают кредиты Национального банка Республики Беларусь – 12-15%.
Для избежания негативного влияния государственного долга на экономику страны, необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом. Основной проблемой нашей страны в данной области является проблема нестабильной и нечетко проработанной законодательной базы, регламентирующей отношение в сфере государственного долга и управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг, который является неотъемлемой частью финансовой системы экономики любой развитой страны и позволяет осуществлять финансирование государственного долга наиболее целесообразным по сравнению с эмиссией и заимствованием средств в Национальном банке путем выпуска государственных ценных бумаг. Необходимо также развивать рынок частных и производных ценных бумаг.
В целом проблемы государственного заимствования лежат в сфере макроэкономической политики, проводимой государством. Как следствие эффективное использование и погашение привлеченных средств в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта и объема ВВП, укреплением государственного бюджета и совершенствованием бюджета налоговой политики, четким разграничением полномочий в области управления государственным долгом на республиканском и местном уровнях, стабилизацией ситуации в предпринимательском секторе, эффективным использованием привлекаемых ресурсов и своевременным исполнением обязательств. Кроме того, в построении своей системы взаимоотношений в области регулирования и управления госдолгом, следовало бы использовать опыт зарубежных стран - как положительный, так и отрицательный (для избежания ошибок).
Таким образом, государственный
долг, как и любое значимое в
жизни государства явление, понятие
неоднозначное. Тем не менее, оно
может принести экономике весомые
выгоды и стать в определенной
степени катализатором
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
16.Основы экономической теории: Метод. пособие/ под. ред. Э.И. Лобковича. – Минск: ООО Мисанта, 1995. – 128 с.
17. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси. –Минск: Интерпрессервис, 2008. -184 с.
18. www.minfin.gov.by (официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь). Состав и структура внешнего государственного долга Республики Беларусь. Расходы по обслуживанию внутреннего государственного долга Республики Беларусь.
19.Свиридович, В. Устойчивость бюджета и финансовая стабилизация Республики Беларусь // Банковский вестник. -2012. -№3. –С.2-7.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень кредитных линий, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением бюджетных средств
Кредиты Международного банка реконструкции и развития (институциональный и реабилитационный займы) |
Реформирование и укрепление государственного управления, поддержка импорта и уменьшение дефицита бюджета |
Проект развития лесного хозяйства (Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь) |
Компоненты |
Проект модернизации инфраструктуры в социальной сфере (Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь) |
Реализация инвестиционного проекта по модернизации инфраструктуры в социальной сфере |
Проект по реабилитации районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь) |
Реализация проекта по реабилитации районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС |
Кредиты США (Товарно-кредитная корпорация) (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь - для Департамента по хлебопродуктам) |
Зернопродукты |
Кредитная линия ФРГ |
|
открытому акционерному обществу «Руденск» |
Оборудование для производства светотехнических изделий |
Белорусскому государственному университету |
Строительство здания учебно-лабораторного корпуса факультета международных отношений |
Кредиты Российской Федерации |
Обеспечение сбалансированности расчетов во взаимной торговле Республики Беларусь и Российской Федерации |
Кредит Японии закрытому акционерному обществу «Атлант» |
Приобретение оборудования по производству компрессоров для бытовых холодильников |
Кредит КНР закрытому акционерному обществу «Белорусская сеть телекоммуникаций» |
Реализация инвестиционного
проекта «Создание |
Минскому республиканскому унитарному предприятию электроэнергетики «Минскэнерго» |
Реализация инвестиционного проекта «Реконструкция Минской ТЭЦ-2» |
Консорциальный кредит группы иностранных банков, кредит банка «АБН АМРО» |
Финансирование дефицита республиканского бюджета |
Кредиты Германии, Австрии, Италии, Китая, Европейского банка реконструкции и развития, Международного банка реконструкции и развития и другие иностранные кредиты, привлеченные под гарантии Правительства Республики Беларусь |
Погашение просроченной задолженности организаций в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь |
Размещение государственных долговых обязательств Республики Беларусь на внешних финансовых рынках |
Финансирование дефицита республиканского бюджета |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным [15]
Информация о работе Государственный долг - как инструмент экономической политики государства