Государственный долг - как инструмент экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основании изучения теоретического материала, проанализировать современное состояние государственного долга Республики Беларусь, и предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности управления государственным долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
3

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - КАК ИНСТРУМЕНТ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………….

6
1.1 Понятие государственного долга и причины его возникновения…...
6
1.2 Виды государственного долга и их характеристика………………….
11
1.3 Показатели и индикаторы государственного долга ………………….
14

2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………...

16
2.1 Современное состояние государственного долга в
Республике Беларусь................................................................................

16

3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…......

23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
35
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………
38

Вложенные файлы: 1 файл

курсач на печать 3.docx

— 87.90 Кб (Скачать файл)

Согласно статьи 16 Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2011 год», лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2011 года установлен в размере 13 млрд. долларов США.

Внешний государственный  долг Республики Беларусь по состоянию  на 1 января 2010 года составил 7 891,4 млн. долларов США (таблица 2.1) [18].

Внешний государственный  долг Республики Беларусь по состоянию  на 1 января 2011 года составил 9 687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2011 год 9,5 млрд. долларов США (таблица 2.1).

На 1 января 2012года внешний долг Республики Беларусь составлял 12 593,4 млн. долларов США.

Как следует из данных таблицы  2.1, в анализируемом периоде отмечается значительное увеличение внешнего долга Республики Беларусь.

Так, на 01.01.2011 г. внешний долг страны увеличился по отношению к аналогичному периоду 2010 г. на 1 795,8 млн. долл. США, а с 01.01.2011г. по 01.01.2012г. – на 2 906,2 млн. долл. США. Основным источником образования внешней задолженности Беларуси являются международные кредиты, на долю которых приходится на начало 2010г. -98,6%,  на начало 2011г.– 97,9% и на начало 2012г. – 97,9% совокупного внешнего долга.

 

Таблица 2.1 – Внешний государственный долг Республики Беларусь

Внешний государственный  долг Республики Беларусь (млн. долл. США)

 

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

01.01.2012 г.

Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством Республики Беларусь)

7 77,8

9 486,2

12 332,1

Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики Беларусь.

112,6

201,0

261,3

Всего

7 891,4

9 687,2

12 593,4


Примечание – Источник: [18]

 

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют  о том, что Республика Беларусь относится  к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 2.2).

Следует отметить резкое ухудшение данных показателей на начало 2012г. Если, отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг на 01.01.2010 г. составило 131,8, то в 2011г. – рост по отношению к 2010г. составил 0,7%., и к 2012г. еще 6,8 п.п. Аналогичная ситуация проявляется и по такому показателю, как отношение внешнего долга к ВВП. Увеличение в период с 01.01.2010 г. по 01.01.2011 г. составило 2,3 п.п., а за период 2011-2012гг. указанный показатель вырос еще на 2,8 %.

 

 

 

Таблица 2.2 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу  Республики Беларусь (млн. долл. США)

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

01.01.2012 г.

- отношение внешнего госдолга к экспорту товаров и услуг, %

220

31,8

32,5

39,3

- отношение внешнего госдолга к валовому внутреннему продукту, %

50

15,5

17,8

20,6

- отношение платежей по внешнему госдолгу к экспорту товаров и услуг, %

25

1,3

2,6

3,6


Примечание – Источник: [15]

 

В настоящее время главными кредиторами Республики Беларусь являются Германия, Международный банк реконструкции  и развития, Международный Валютный Фонд, США, Россия (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Географическая структура внешнего долга Республики Беларусь

Примечание – Источник: собственная разработка по данным [12]

Неиспользование кредитов международных финансовых организаций следует рассматривать как отрицательное явление. Во-первых, потому, что эти организации предлагают ресурсы на более льготных условиях, чем другие кредиторы. Например, кредиты МВФ предоставляются на срок от 10 до 20 лет с мораторием 3-5 лет, при этом не требуются предоплата и платежные гарантии. Во-вторых, государство, которое само или субъекты которого не кредитуются МВФ, ВБ, ЕБРР, другими финансовыми организациями, не имеет для этих организаций и международного сообщества никакой кредитной истории и репутации заемщика. С этим связано и отсутствие кредитного рейтинга республики, и то, что республика относится к группе стран, имеющих самый высокий уровень странового риска [12, с.44].

В то же время отсутствие практики привлечения внешних средств  с мировых финансовых рынков путем  выпуска государственных ценных бумаг является позитивным фактором в комплексе проблем, связанных  с привлечением, обслуживанием и  погашением внешних государственных  займов. Во-первых, потому, что при  отсутствии высокого кредитного рейтинга и опыта эмиссии евробондов их размещение возможно лишь под высокий  процент на невыгодных условиях для  республики. Во-вторых, высокие проценты по облигациям в условиях высокого странового риска привлекут, в первую очередь, спекулятивный капитал, который весьма сильно подвержен влиянию колебаний мировой конъюнктуры и склонен к быстрому уходу с рынка при появлении малейших признаков нестабильности и повышения риска размещения средств.

Обслуживание и погашение  внешнего государственного долга осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета по перечню кредитных линий согласно приложения к курсовой работе.

В Законе «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год» установлено, что размер прироста внутреннего государственного долга Республики Беларусь не может превышать 7,6 процентов от валового внутреннего продукта [2].

Сведения по источникам возникновения  внутреннего государственного долга  в Республике Беларусь представлены в таблице 2.3.

Как следует из данных таблицы 2.3, основным источником возникновения внутреннего государственного долга нашей страны является эмиссия государственных ценных бумаг. На их долю приходится более 60% объема внутреннего долга.

Вторым по значимости источником являются гарантии Правительства Республики Беларусь - около 20% объема внутреннего долга.

Третью позицию занимают кредиты Национального банка  Республики Беларусь – 12-15%.

 

Таблица 2.3 - Структура   внутреннего   государственного   долга   Республики Беларусь, млн. руб.

Внутренний государственный  долг по источникам возникновения

На 1 января 2010 г.

удельный вес

На 1 января 2011 г.

удельный вес

На 1 января 2012 г.

удельный вес

1. Кредиты Национального  банка Республики Беларусь

789 052,0

  12,6

789 047,6

  12,2

1 217 784,2

     11,9

2. Государственные ценные  бумаги

4 200 123,6

67,2

4 293 721,2

66,5

6 743 863,9

65,9

3. Гарантии Правительства  Республики Беларусь

1 266 307,1

20,1

1 336541,8

20,7

2 169 497,9

21,2

4. Заблокированная валюта

35 410,2

0,4

38 740,3

0,6

102 334,7

1,1

Внутренний государственный  долг (п.1+п.2+п.3+п.4)

6 250 892,9

100,0

6 456 723,7

100,0

10 233 480,7

100,0


Примечание – Источник: собственная разработка по данным [14], [15], [18]

 

Проводя анализ данных таблицы  2.3, следует отметить изменение структуры источников возникновения внутреннего государственного долга Республики Беларусь.

Так, заметно снижение удельного  веса кредитов Национального банка

Республики Беларусь с  12,6% в 2010г. до 12,2% к 2011г. и 11,9% к 2012г.

Рост отмечается по доле государственных ценных бумаг в объеме внутреннего долга – с 67,2% в 2010г., до 66,5% к 2011г. и снижению до 65,9% к 2012г.

Вместе с тем отмечается увеличение доли гарантий Правительства Республики Беларусь в объеме внутреннего государственного долга страны с 20,1% в 2010 г. до 20,7% к 2011г. и до 21,2 к 2012г.

Внутренний государственный  долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2012г. оценен в размере 10 233 480,7 млн. рублей.

В анализе внутреннего  государственного долга важным элементом  является изучение динамики расходов по его обслуживанию.

Наряду с увеличением  внутреннего долга Республики Беларусь, увеличиваются и расходы по его  обслуживанию (таблица 2.4).

Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о неизменном на протяжении ряда лет уровне расходов по обслуживанию внутреннего государственного долга по отношению к ВВП - 0,3%.

Так, по состоянию на 01.01.2011г. расходы по обслуживанию внутреннего государственного долга составили 1 634,2 млрд.руб. и увеличились по отношению к 2010г. на 6,9 %. К 2012 г. объем расходов увеличился до 1 921,5 млрд.руб. или на 8,5% к показателю 2011г.

 

 

 

 

 

Таблица    2.4 - Сведения     о    расходах    по     обслуживанию     внутреннего государственного долга Республики Беларусь, млрд. руб.

Расходы по обслуживанию внутреннего  государственного долга

На 1 января 2010 г.

На 1 января 2011 г.

На 1 января 2012г.

Расходы по обслуживанию внутреннего  государственного долга

1 528,6

1 634,2

1 921,5

Валовой внутренний продукт  в текущих ценах

128 661

131 715

176 233

Внутренний государственный  долг в % к ВВП

6,8

7,1

7,8

Прирост долга в %% к ВВП

1,1

1,3

1,5

Расходы в %% к ВВП

0,3

0,3

0,3


Примечание. Источник: собственная разработка по данным [18]

 

Рассмотрев особенности  государственного кредита, в качестве вывода отметим следующее.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса, внешним государственным  долгом является общая сумма основного  долга Республики Беларусь по внешним  государственным займам на определенный момент времени.

В курсовой работе анализ государственного долга проводился за период 2009г. –2011г. За это время наблюдается значительное увеличение внешнего долга Республики Беларусь:

- рост за 2009г. – 1 172,5 млн.долл. США;

- рост за 2010г. – 1 795,8 млн.долл. США;

- рост за 2011г. – 2 906,2  млн.долл. США.

Внешний государственный  долг Республики Беларусь по состоянию  на 1 января 2012 года составил 12 593,4 млн. долларов США при установленном лимите на 2012 год 13 млрд. долларов США.

Основным источником образования  внешней задолженности Беларуси являются международные кредиты, на долю которых приходится в 2010г. – 98,6%, а в 2011г. и в 2012г. – 97,7% совокупного внешнего долга.

Однако, показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (таблица 2.2), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. Негативным моментом является резкое снижение указанных показателей к началу 2012г.

В настоящее время главными кредиторами Республики Беларусь являются Германия, Международный банк реконструкции  и развития, Международный Валютный Фонд, США, Россия.

Что касается внутреннего  государственного долга Республики Беларусь, основным источником его возникновения является эмиссия государственных ценных бумаг. На их долю приходится более 60% объема внутреннего долга.

Вторым по значимости источником являются гарантии Правительства Республики Беларусь - около 20% объема внутреннего долга. Третью позицию занимают кредиты Национального банка Республики Беларусь – 12-15%.

Таким образом, государственный долг играет важную роль в управлении экономикой современного государства. История свидетельствует о многих примерах эффективного использования внешних заимствований, когда денежные займы вкладывались в инновационные проекты, строительство заводов и т.п. Внешние и внутренние заимствования позволяют государству выйти из кризисных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или военными действиями.

Однако использование  государственного кредита неотвратимо ведет к образованию государственного долга, превышение пороговых значений которого влечет за собой весьма тяжелые последствия для экономики государства. Республика Беларусь характеризуется незначительным по сравнению с другими государствами бременем внешнего и внутреннего заимствования. Однако в последние годы наблюдается увеличение внешнего долга.

Информация о работе Государственный долг - как инструмент экономической политики государства