Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании изучения теоретического материала, проанализировать современное состояние государственного долга Республики Беларусь, и предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности управления государственным долгом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - КАК ИНСТРУМЕНТ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………….
6
1.1 Понятие государственного долга и причины его возникновения…...
6
1.2 Виды государственного долга и их характеристика………………….
11
1.3 Показатели и индикаторы государственного долга ………………….
14
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………...
16
2.1 Современное состояние государственного долга в
Республике Беларусь................................................................................
16
3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…......
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
35
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………
38
3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Существование государственного
долга автоматически
Управление государственным долгом - одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает решение таких задач, как: минимизация стоимости долга, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, эффективное использование мобилизованных средств, обеспечение своевременного возврата кредитов, поиск средств для выплаты долга, нейтрализация негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение задач, определенных финансовой политикой [8, с.15]
Управление госдолгом Республики Беларусь осуществляется Правительством страны [8, с.15]
Цель управления госдолгом
заключается в нахождении оптимального
соотношения между
Для повышения эффективности управления государственным долгом Республики Беларусь, руководству нашего государства следует обратиться к мировой практике. Развитые страны используют следующие мероприятия управления государственным долгом.
1. Рефинансирование долга,
т.е. погашение ранее
Самым главным недостатком
рефинансирования долга является то,
что если полученные средства не идут
на расширение производства, а «проедаются»,
то в будущем могут возникнуть
проблемы, связанные с уменьшением
поступления налогов в
Очевидно, что с точки зрения инвесторов, наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное и своевременное выполнение государством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для последнего по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним, могут быть приняты решения о применении помимо рефинансирования таких механизмов в области управления государственными долгом, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов, секъюризация, новация [18, с.5].
2. Под конверсией займов
обычно понимается изменение
первоначальных условий
3. Государство, заинтересованное
в получении займов, на длительные
сроки, достигает этого за
Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Следует отметить, что при применении рассматриваемых механизмов управления государственным долгом власти должны понимать, что изменение первоначальных условий займов может вызвать социальную напряженность в обществе, а также оказать негативное воздействие на дельнейшее заимствование.
Следующим механизмом, применяемым государством в рамках управления его долгом, является унификация государственных займов. Она обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее [19, с.5-6].
4. Унификация - это объединение
нескольких займов в один, когда
облигации ранее выпущенных
5. В исключительных случаях
правительство может провести
обмен облигаций по
6. Отсрочка погашения
займа или всех ранее
Конверсия, консолидация, унификация
государственных займов и обмен
облигаций государства обычно осуществляется
только в отношении внутренних займов.
Что касается отсрочки погашения
обязательств, то эта мера возможна
и по отношению к внешней
7. В отличии от отсрочки под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему госдолгу). Как правило, при управлении государственным долгом данный метод является крайней мерой и может использоваться по двум причинам. Во-первых, аннулирование госдолга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей [18, с.6].
8. В последние два десятилетия
широкое распространение на
В Республике Беларусь, к примеру, возможность применения секъюритизации по кредитам, предоставленным Национальным банком Правительству Республики позволит:
- унифицировать структуру
внутреннего государственного
- пролонгировать долг
Правительства страны за счет
объединения разных по соку
погашения кредитов в ценные
бумаги Правительства
- Национальному банку
проводить операции на
- подготовить инвесторов
к снижению доходности по
- позитивно повлиять не
оценку кредитного рейтинга
9. К методам управления
государственным долгом также
относится такое довольно
В принципе новация является аналогом конверсии с той лишь разницей, что конверсия предполагает замену как одной формы займа на другую, так и на аналогичную (например, кредит на облигацию или облигацию на облигацию), а новация обычно предполагает замену одной формы займа на аналогичную (т.е. облигацию на облигацию) [18, с.7].
Необходимо отметить, что
все вышеперечисленные
Исследование финансовых
инструментов управления государственным
долгом позволило обнаружить возрастающую
роль государственных ценных бумаг,
которые являются не только одним
из основных способов управления государственным
долгом, но и эффективным инструментом
регулирования денежно-
Анализ основных макроэкономических показателей Республики Беларусь также доказывает, что в процессе развития рынка государственных ценных бумаг его макроэкономическая роль значительно возросла. Государственные ценные бумаги стали не просто инструментом привлечения заемных ресурсов, но и рычагом стабилизации финансового сектора.
Поэтому, в первую очередь, целесообразно активизировать работу в этой области по следующим направлениям:
- передать региональным
и местным органам власть
- попытаться задействовать все источники сбережений в стране;
- внедрить производственные
ценные бумаги, созданные на основе
государственных, на рынке
- направить все усилия
на укрепление белорусского
- стремление выпускать и размещать среднесрочные и долгосрочные облигации [18, с.7].
Кроме того, на усиленное
заимствование на рынке государственных
ценных бумаг непосредственно
Для эффективного управления
структурой долга и возможного его
сокращения в перспективе путем
займов целесообразно было бы финансировать
отрасли, способные поставить не
внутренний и внешний рынок
Как показывает история Республики
Беларусь, заемные средства не всегда
использовались рационально. Поэтому,
чтобы финансовая политика государства
в области управления внешним
долгом была эффективной, необходима обязательная
разработка общей стратегии
Информация о работе Государственный долг - как инструмент экономической политики государства