Государственный долг - как инструмент экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основании изучения теоретического материала, проанализировать современное состояние государственного долга Республики Беларусь, и предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности управления государственным долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
3

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - КАК ИНСТРУМЕНТ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………….

6
1.1 Понятие государственного долга и причины его возникновения…...
6
1.2 Виды государственного долга и их характеристика………………….
11
1.3 Показатели и индикаторы государственного долга ………………….
14

2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………...

16
2.1 Современное состояние государственного долга в
Республике Беларусь................................................................................

16

3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…......

23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
35
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………
38

Вложенные файлы: 1 файл

курсач на печать 3.docx

— 87.90 Кб (Скачать файл)

Схема формирования государственного долга, таким образом, может быть представлена в следующем виде (рисунок 1):

 

Дефицит

бюджета

 

Дефицитное

финансирование

 

Государственный

Долг

       

       
       

обслуживание государственного долга

     
         
         

 

Рисунок 1.1 - Формирование государственного долга

Примечание - Источник: [4, с.129]

 

Так что же представляет собой государственный долг? Существует множество определений данного  явления, каждое из которых по-своему отражает его суть.

Например, существует определение  государственного долга как суммы  задолженности государства по кредитным  операциям [10, с.277].

Распространенным является понятие государственного долга  как суммы задолженности страны своим и (или) иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других государств [16, с.93]

Государственный долг также  определяется и как сумма величин  бюджетных дефицитов, накопленных  за определенный период времени, за вычетом  суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране [16, с.308]

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь государственный  долг представляет собой совокупность долговых обязательств страны, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате [1, ст.2]

Таким образом, в самом  широком смысле определение государственного долга может быть сформулировано следующим образом: государственный  долг - это все непогашенные долговые обязательства государства (включая  процентные платежи) по отношению к  частным лицам и институтам (в  т.ч. и иностранным) вне государственного сектора, а также иностранным  государствам.

По экономической сущности государственный долг представляет собой задолженность государственных  органов, как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными  потребностями общества на основании  займов денежных средств у частных  лиц, институтов негосударственного сектора  и иностранных государств [6, с.255].

Однако данное определение  экономической сущности государственного долга нуждается в некотором  уточнении. Наличие государственного долга - это явление, которое не обязательно  относится к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Тем ни менее в современном мире нет ни одного государства, которое в своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Однако источники государственного долга могут быть различные: с одной стороны, растущий государственный долг может быть связан с осуществлением крупных государственных вложений в развитие экономики. Т.е. с государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства путем финансирования за счет государственных займов. Сюда же будет целесообразно отнести долги, возникающие в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, стихийные бедствия, - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам финансирования особого рода. А с другой стороны, - значительная государственная задолженность очень часто является отражением общего кризиса и развала экономики, неэффективности финансово-кредитных связей в результате неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Таким образом, причины возникновения  государственного долга обусловлены, как правило, кризисными и наиболее трудными периодами в жизни государства: войнами, спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом оборота в теневой экономике т.д. И, безусловно, основной причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами покрытия бюджетного дефицита).

 

1.2 Виды государственного  долга и их характеристика

 

Различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний государственный  долг - это долг государства в  лице его правительства перед  физическими и юридическими лицами (населением и субъектами хозяйствования), связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых  для покрытия дефицита бюджета. Иными  словами, внутренний государственный  долг есть долг правительства перед  гражданами своей страны, равный общей  номинальной стоимости имеющихся  у них государственных облигаций. Исходя из приведенного определения следует, что внутренний государственный долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием [3, с.80].

Большинство экономистов  утверждает, что рост внутреннего  долга не может привести к негативным последствием для страны, банкротству  нации, так как это, по сути, долг самим себе.

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия  внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной  проблемой для экономики страны. Это заключается в том, что:

- снижается эффективность  экономики, поскольку отвлекаются  средства из производственного  сектора, как на обслуживание  долга, так и на выплату самой  суммы долга;

- наращивание быстрыми  темпами выпуска государственных  ценных бумаг (облигации) может  привести к сокращению основного  капитала;

- усиливается неравенство  в доходах;

- создается угроза высокой  инфляции в будущем [3, с.80-81].

Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего долга (выпуска государственных  ценных бумаг), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который  нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как  саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство, таким образом, рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем, если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем;

- дефицит госбюджета может  стать хроническим явлением;

- необходимость выплаты  процентов по госдолгу может потребовать повышения налогов, как основного источника доходов бюджета, что в перспективе может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну [3, с.81].

Таким образом, внутренний государственный  долг - задолженность государства  перед своими гражданами - образуется в результате выпуска долговых обязательств с целью финансирования дефицита госбюджета и требует большой осторожности в своем использовании.

Внешний государственный  долг - это суммарная задолженность  страны иностранными гражданами, другими  государствам и международным финансовым организациям. Т.е. внешний долг есть результат заимствований за пределами  государства [3, с.82].

Внешний долг может появиться  по двум основным причинам:

- в результате прямого  заимствования средств у иностранных  государств, частных компаний и

- путем продаж государственных  ценных бумаг иностранным юридическим  и физическим лицам, государствам [3, с.82].

Последствия внешнего долга  более тяжелы для страны, чем внутреннего, что обусловлено необходимостью возвращения долга и его обслуживания путем перевода определенной части  ВВП за рубеж, в результате чего снижаются  производственные возможности и  эффективность национальной экономики, уровень жизни населения. Кроме  того, время выплаты долга перекладывается  и на будущие поколения, что может  привести к снижению уровня из благосостояния.

Негативные последствия  внешнего долга состоят также  в том, что: при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису, возникает  угроза долгового кризиса [3, с.82].

Государственный долг - как  внутренний, так и внешний - можно  рассматривать с точки зрения срока заимствований как краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и  долгосрочный (свыше 5 лет). При этом наиболее обременительным является краткосрочный долг, ибо дата его  погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие [13, с.76].

Различают также государственный  долг капитальный, представляющий собой  всю сумму непогашенных обязательств, и текущий, равный сумме погашаемых долгов и процентных платежей по ним  в данном году [13, с.76].

 

1.3 Показатели  и индикаторы государственного  долга 

 

Для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике существует ряд показателей и  индикаторов государственного долга.

Одним из наиболее употребляемых  показателей совокупного государственного долга является его процентное отношение к ВВП [5, с.128].

Особое значение имеют  показатели, основанные на оценке расходов по обслуживанию и оплате внутреннего  и внешнего долга. Сюда, прежде всего, относятся:

1) коэффициент обслуживания  государственного долга, определяемый  как соотношение суммы погашения  долгов и процентных платежей  в данном году (объем текущего  госдолга) и ВВП (объему экспорта  товаров и услуг или общей  сумм полученных государством кредитов  в этом же году);

2) коэффициент обслуживания  процентных платежей, определяемый  как процент от совокупных  государственных расходов (иногда  как процент от суммы налоговых  поступлений в бюджет или от объема ВВП) [5, с.129, с.51]

Наиболее употребительными для измерения бремени внешнего долга являются два показателя:

1) снижение  размера внешнего долга;

2) снижение расходов по обслуживанию внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг [5, с.129].

Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит  именно в необходимости обслуживания, т.е. отчисления процентных платежей, возникающих  как результат государственного долга. При достижении определенного  уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВВП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Границей опасности для процентных платежей считается отношение к экспорту 15 – 20%, границей повышенной опасности - 25 – 30%. [5, с.130]

Таким образом, рассмотрев понятие, сущность такого явления, как государственный  долг, причины и последствия его  образования, а также роль в развитии экономики государства, мы можем  сделать выводы о том, что основной причиной и источником формирования государственного долга является наличие  дефицита государственного бюджета, который  в свою очередь погашается с использованием механизма внутреннего и внешнего заимствования.

Роль государственного долга  в жизни государства довольно неоднозначна и обуславливается  его отрицательными и положительными последствиями для экономики.

В конечном счете, государственный долг может принести экономически весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Современное состояние государственного долга в Республике Беларусь

 

В Республике Беларусь правовой основой государственного долга служат Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3 (с изм. и доп.), Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. №252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)», Законы о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса, внешним государственным  долгом является общая сумма основного  долга Республики Беларусь по внешним  государственным займам на определенный момент времени [1, ст.2].

Информация о работе Государственный долг - как инструмент экономической политики государства