Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:33, курсовая работа
В работе рассмотрены признаки, цели, функции и инструменты денежно-кредитной политики, характерные для большинства центральных банков.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
1.2 Инструменты и показатели эффективности денежно-кредитной политики
1.3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Инструменты и принципы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
2.2 Основные тенденции денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 1992-2012
2.3 Тенденции в денежно-кредитной сфере. Кредитные вложения банков
2.4 Рекомендации по улучшению эффективности проведения денежно-кредитной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет дневной формы обучения
Кафедра экономики и управления
По дисциплине «Макроэкономика»
На тему: «Денежно-кредитная политика»
Автор работы:
Студентка 2 курса, гр№1
специальность «ЭиУП» ____________
Руководитель
(подпись)
МИНСК 2012
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен. Проводит денежно-кредитную политику центральный банк страны, контролируя денежную массу, уровень процентной ставки, объем кредитов, валютный курс и другие важнейшие макроэкономические параметры. Опыт развитых стран показал, что ошибки денежно кредитного регулирования обходятся экономике дорого, ибо могут привести как к инфляции, так и к спаду производства. Поэтому так важно понимать сущность и логику, механизм реализации денежно-кредитной политики, уметь ценить ее эффективность, знать основные инструменты и их влияние на деловую активность.
В своей курсовой работе я основывалась на информации из таких журналов, как «Банковское дело», «Деньги и кредит» и некоторых других периодических изданий и учебников. Я рассмотрела признаки, цели, функции и инструменты денежно-кредитной политики, характерные для большинства центральных банков.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и цели денежно-
1.2 Инструменты и показатели эффективности денежно-кредитной политики
1.3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Инструменты и принципы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
2.2 Основные тенденции
денежно-кредитной политики
2.3 Тенденции в денежно-кредитной сфере. Кредитные вложения банков
2.4 Рекомендации по улучшению эффективности проведения денежно-кредитной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и
цели денежно-кредитной
Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых в денежно-кредитной сфере с целью обеспечения стабильного экономического роста, сдерживания инфляции, обеспечение занятости трудоспособного населения, выравнивание платежного баланса. Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Основными субъектами денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, Центральный (национальный) банк и коммерческие банки. Часть задач в этой сфере решают другие кредитно-финансовые институты, относящиеся к парабанковской системе: страховые общества, лизинговые компании, ломбарды, почтовые отделения и другие.
Различают долгосрочную и текущую денежно-кредитную политику.
Долгосрочная денежно-кредитная политика является одним из направлений макроэкономического регулирования.
Текущая денежно-кредитная политика направлена на решение текущих задач в денежно-кредитной сфере. Ее целями являются: фиксация количества денег, находящихся в обращении; изменение ставки рефинансирования коммерческих банков; определение уровня обязательных резервов; регулирование обменного курса национальной валюты.
Поскольку денежно-кредитная политика - это важнейший инструмент макроэкономического регулирования, то ее конечные цели совпадают с целями национальной экономики. Ими являются:
Одновременно достичь всех целей невозможно, так как если один из них согласуется между собой, то другие противоречат друг другу. Например, обеспечение высоких, устойчивых темпов экономического роста, несомненно, приведет к повышению уровня занятости. Вместе с тем действия, направленные на стабилизацию уровня цен, могут сопровождаться увеличением безработицы. Поэтому необходимо установить иерархию целей монетарной политики, учитывая, что приоритет, как правило, отдается поддержанию стабильного уровня цен.
Особенность денежно-кредитного регулирования состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем национального продукта, уровень занятости, но не может способствовать достижению конечных целей, воздействуя на определенные параметры денежно-кредитной сферы, которые непосредственно связаны с реальным сектором экономики. Именно они являются промежуточными целями денежно-кредитной политики. Центральный банк определяет конкретные значения параметров и контролирует их в процессе ее реализации.
Выделяют критерии выбора промежуточной цели. Это измеримость, то есть должна существовать переменная, которую можно быстро и точно рассчитать, чтобы дать возможность банку оперативно получать информацию о ее состоянии. Также управляемость, то есть центральный банк должен быть способен с помощью своих инструментов изменять в нужном направлении величину этой переменной. Также учитывают предсказуемость воздействия переменной на конечные цели.
Основными промежуточными целями является денежная масса (предложение денег) и процентная ставка. В качестве других возможных целей могут выступать: обменный курс национальной валюты, разница между долгосрочными и краткосрочными ставками процента, объем кредита, индексы товарных цен.
Как денежная масса, так и процентная ставка при использовании их в качестве промежуточных целей имеют свои преимущества и недостатки. Проблема состоит в том, что в выборе центральным банком. Одной из них: он не в состоянии одновременно достичь двух автономно поставленных целей, поскольку, согласно кривой спроса на деньги, каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать: предложение денег или процентную ставку.
Перед тем как приступить к достижению промежуточных целей, центральный банк устанавливает набор тактических (операционных) целей. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и др. Тактическая цель обычно определяется в соответствии с промежуточной. Например, в случае если в качестве последней выбрана денежная масса, то центральный банк может избрать операционной целью денежную базу или конкретный денежный агрегат. Если же он намерен регулировать процентную ставку, то тактической целью логично выбрать межбанковскую ставку процента.
Таким образом, центральный банк ставит перед денежно-кредитной политикой комплекс целей, контроль за которыми позволяет ему оперативно отслеживать правильность выбранной политики, корректировать ее в нужном направлении, определяемом планируемыми конечными результатами.
Следует отметить, что центральный банк не придерживается единожды выбранных целей, он может изменять их в зависимости от состояния экономики и задач, стоящих перед обществом.
Вывод: Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых центральным банком в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Ее конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Поскольку отсутствует прямой механизм воздействия денежно-кредитной политики на сферу производства, центральный банк страны устанавливает промежуточные цели денежно-кредитного регулирования: предложение денег (денежная масса), процентную ставку, обменный курс национальной валюты. Изменения данных параметров передаются в реальный сектор экономики, способствуя реализации конечных целей. Чтобы достичь промежуточных целей, центральный банк, в свою очередь, определяет набор тактических целей. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и др.
1.2 Инструменты и показатели эффективности денежно-кредитной политики
Чтобы понять механизм денежно-кредитной политики, следует рассмотреть процесс формирования предложения денег, которое зависит от политики центрального банка, деятельности коммерческих банков, поведения других экономических субъектов. Центральный банк осуществляет эмиссию денег, регулирует деятельность банковской системы. Коммерческие банки влияют на предложение денег, поскольку они способны создавать новые деньги, используя имеющиеся депозиты. Фирмы, домохозяйства, принимая решения о том, какую часть своих сбережений будут вкладывать в банки, а какую держать в виде наличности, тоже участвуют в формировании предложения денег.
Центральный банк требует, чтобы коммерческие банки определенную часть своих депозитов сохраняли в качестве обязательных резервов, которые должны содержаться либо в виде кассовой наличности, либо на его счетах. Он также определяет в процентах объем обязательных резервов. Такой процент называется резервной нормой (нормой обязательного резервирования) . Разница между всеми резервами банка и обязательными есть избыточные резервы. Именно их объем определяет возможности создания денег банковской системой.
Рассмотрим процесс создания денег коммерческими банками при следующих условиях:
Самым простым способом получения депозита коммерческим банком является вклад в банк наличных денег.
Самым простым способом получения депозита коммерческим банком является вклад в банк наличных денег. Предположим, экономический субъект вкладывает в банк А 1000 тыс. р. Эта операция будет отражена в балансе банка. Часть своих резервов (100 тыс. р.) банк А должен хранить на счетах центрального банка в качестве обязательных. Другую часть (900 тыс. р.) он будет использовать, так как хранение избыточных резервов не принесет ему дохода. Согласно оговоренным условиям банк отдает 900 тыс. р. в ссуду одному лицу — экономическому субъекту. Таким образом, на счетах банка А значатся депозиты на 1000 тыс. р. и ссуда на 900 тыс. р. Общая сумма денег, имеющаяся на счетах, составляет 1900 тыс. р. До этого предложение денег соответствовало сумме вклада и составляло 1000 тыс. р. Следовательно, банк А увеличивает предложение денег на 900 тыс. р.Допустим, что, получив ссуду, экономический субъект использовал ее для оплаты сырья. Он заплатил за него, положив деньги на счет поставщика в банке Б. Последний, получив вклад, тоже оставит резерв в 10 % , а остальные деньги отдает в ссуду. Таким образом, баланс банка Б, в котором отражаются только изменения. Итак, банк Б создал дополнительно 810 тыс. р. Полученная ссуда может быть использована другим субъектом, например для оплаты ремонта дома строительной компании. Эти деньги пополнят резервы банка В, который будет действовать таким же образом, как и другие банки.Банк В создает дополнительно 729 тыс. р. кредитных денег. Процесс создания денег будет продолжаться до тех пор, пока практически вся сумма первоначального депозита не будет использована в качестве обязательных резервов.
Как видно из примера, возможности создания денег банками определяются нормой обязательных резервов: чем она больше, тем меньше денег создадут коммерческие банки. Теоретически при норме резервов 10 % каждая вложенная в банк денежная единица приведет к десятикратному увеличению количества денег. И наоборот, каждая изъятая из банка денежная