Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассмотрены признаки, цели, функции и инструменты денежно-кредитной политики, характерные для большинства центральных банков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
1.2 Инструменты и показатели эффективности денежно-кредитной политики
1.3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Инструменты и принципы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
2.2 Основные тенденции денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 1992-2012
2.3 Тенденции в денежно-кредитной сфере. Кредитные вложения банков
2.4 Рекомендации по улучшению эффективности проведения денежно-кредитной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 90.98 Кб (Скачать файл)

единица обусловит десятикратное сокращение денежной массы, т.е. имеет место мультипликационный эффект. Банковский (депозитный) мультипликатор определяется по формуле

1

т = -, г

где г — норма обязательных резервов; т — максимальное количество денег, которое может быть создано одной денежной единицей при данной величине г.

Определить общее количество денег MSX, возникшее в результате появления нового депозита Dlt можно следующим образом:

1 AfS, = mA = ~Ц.

Таким образом, возможности создания коммерческими банками новых денег зависят как от общей суммы депозитов, так и от нормы обязательных резервов. Однако в последнем случае не учитывается тот факт, что банки могут хранить резервы, превышающие обязательные. Причиной этого обычно являются соображения безопасности, связанные с непредсказуемостью спроса вкладчиков на деньги. В случае, если у банка не будет требуемой вкладчиком суммы денег, ему придется заимствовать средства у центрального банка, других коммерческих банков, продавать ценные бумаги, т.е. нести определенные издержки. Поэтому, решая проблему избыточных резервов, банк должен учитывать как упущенный процент от их хранения, так и издержки, которые он должен будет заплатить за ссуду в случае нехватки денег.

В последнее время наблюдается тенденция к снижению величины избыточных резервов, так как, во-первых, страхование банковских вкладов снизило опасность неожиданных массовых изъятий денег вкладчиками; во-вторых, высокий ссудный процент сделал потери от хранения избыточных резервов слишком дорогими. Если обозначить объем всех хранимых банками резервов, определяемый как политикой центрального банка, так и решениями самих коммерческих банков, через R, то соотношение между ним и депозитами (т.е. норма резервирования, rd) будет равно

R

rd—D-

На предложение денег влияет и соотношение между наличными деньгами и депозитами, которое зависит от решений, принимаемых экономическими субъектами. Каждый из них са мостоятельно определяет, какую часть денег сохранять в виде наличности, а какую — положить в банк. На его выбор оказывает влияние ряд факторов. Во-первых, чем выше доля потребления в ВВП, тем большую часть денег население будет держать на руках. Во-вторых, объем наличных денег зависит от ставки ссудного процента, ибо хранение наличности лишает ее владельцев дохода. Поэтому, чем выше ставка ссудного процента, тем меньше наличных денег будет у экономических субъектов. В-третьих, объем наличных денег зависит и от сложности их изъятия из банка, т.е. трансакционных издержек изъятия. Отношение наличности к депозитам (коэффициент депонирования, cd) будет равно,где CU — наличные деньги.

Чтобы определить денежный мультипликатор с учетом rd и cd, введем понятие денежной базы. Денежная база (деньги высокой эффективности, сильные деньги) равна сумме наличных денег, находящихся в обращении, и банковских резервов:

МИ = CU + R.

Как известно, в экономической теории в основном рассматривается денежный агрегат Мj. Поэтому предложеыние денег MS определяют как сумму наличных денег CU и депозитов до востребования D:

MS - Мх - CV + D.

Денежная база меньше предложения денег, поскольку банки способны создавать новые деньги. Для определения денежного мультипликатора разделим предложение денег MS на денежную базу:

MS     CU+D

МН = CU + R'

Преобразуем это выражение, разделив и числитель, и знаменатель на стоимость депозитов D. Получим следующее уравнение:

МН~( D+  J/l D + D)~cd+rd'

Следовательно,

cd + l

MS = —  MH.     ■

,    . cd + rd

cd + l 
где — г = mm — денежный мультипликатор.

Таким образом, предложение денег будет равно

MS=mm- MH.

Полученное уравнение называют функцией предложения денег. Оно показывает, что на каждую денежную единицу прироста денежной базы приходится mm единиц прироста предложения денег. Следовательно, предложение денег находится в прямой зависимости от величины денежной базы и мультипликатора. Последний, в свою очередь, определяется отношением наличности к депозитам cd и отношением резервов к депозитам rd. Рост cd приводит к уменьшению денежного мультипликатора: он означает увеличение объема наличных денег и сокращение депозитов, что снижает возможности создания банковской системой новых денег. Это объяснимо и с арифметической точки зрения, если учесть, что cd 1. Из определения денежного мультипликатора следует, что увеличение rd приводит к росту знаменателя и уменьшению денежного мультипликатора. Действительно, чем больше та часть депозитов, которая используется коммерческими банками в качестве резервов, тем меньше новых денег они могут создать. Соответственно, уменьшение cd и rd ведет к увеличению денежного мультипликатора и росту предложения денег.

Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов), денежно-кредитного регулирования. Существуют различные их классификации, однако прежде всего они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. Выделяют также косвенные (экономические) методы регулирования и прямые (административные). Центральный банк в процессе реализации денежно-кредитной политики использует одновременно совокупность инструментов, основными из которых являются изменение учетной ставки; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке. Рассмотрим их подробнее.

Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков. Под ликвидностью понимают способность банков погашать свои обязательства в денежной форме. Она зависит от объема имеющихся ресурсов, структуры депозитов, возможности получить заем, экономической конъюнктуры и т.д.

Один из путей повышения ликвидности состоит в получении банком кредита. Так, он может взять заем у других коммерческих банков на межбанковском рынке или у центрального банка. За предоставленную ссуду центральный банк взимает процент, который получил название учетного, поскольку в свое время основной формой кредитования банков был учет (или переучет) векселей. В настоящий момент существуют разные способы рефинансирования банков и, следовательно, разные виды процентных ставок по данным операциям. Политику предоставления центральным банком кредитов коммерческим называют политикой учетного (дисконтного) окна, или учетной политикой.

Банки прибегают к займам посредством учетного окна в двух случаях. Во-первых, для пополнения обязательных резервов, если по каким-то причинам они стали меньше требуемого уровня (при этом коммерческий банк делает выбор в пользу центрального в том случае, когда учетная ставка ниже ставки процента на межбанковском рынке или его возможности в получении займов у других банков ограничены); во-вторых, когда на денежные средства, взятые в центральном банке, коммерческий банк может получить прибыль. Последнее будет возможно.

Если разница между ссудным процентом и учетной ставкой не только покроет издержки банка, связанные с получением займа и его использованием для предоставления ссуд экономическим субъектам, но и принесет ему прибыль. Следует отметить, что центральный банк далеко не всегда удовлетворяет заявки на ссуды. Он учитывает частоту обращения к нему данного коммерческого банка, его финансовое положение, цель, для которой нужна ссуда, т.е. ограничивает объем средств, предоставляемых путем дисконтного окна. Вместе с тем иногда центральный банк служит кредитором в последней инстанции, спасая банк от банкротства.

ш



В мае 1974 г. общественность узнала, что Franklin National Bank, входящий в двадцатку крупнейших банков США с объемом вкладов свыше 3 мпрд дол., потерпел огромные убытки на валютном рынке и столкнулся с невозвратами кредитов. Крупные вкладчики, которые не были застрахованы Федеральной корпорацией по страхованию депозитов, потому что их вклады превышали 100 тыс. дол., начали изымать свои вклады, и банкротство банка стало неизбежным. Быстрый крах Frank/in National Bank мог по цепочке отразиться на других банках, что могло повлечь за собой волну банкротств. Ввиду этого ФРС объявила о выдаче банку Franklin National Bank такого кредита по учетной ставке, чтобы впадепьцы даже наиболее крупных вкладов не понесли никаких потерь. К октябрю 1974 г., когда Franklin National Bank был поглощен Европейско-Американским банком, ФРС выдала ему ссуды на общую сумму 1,75 млрд дол., что составляло прибпизительно 5 % от общей суммы банковских резервов. Оперативные действия ФРС позволили успешно предотвратить банкротство других банков и избежать банковской паники.

В 1984 г. в аналогичную ситуацию попап национапьный банк Continental Illinois. Он также стопкнупся с массовыми невозвратами ссуд. В начале мая по-попзпи слухи о его финансовых неприятностях. Это заставипо вкладчиков снять со своих счетов в этом банке свыше 10 млрд дол. ФРС выделила банку Continental Illinois ссуды на сумму более 5 млрд дол., остановив дальнейшие крушения банков и банковскую панику.

«Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 489.»

Изменение учетной ставки центральный банк использует также для контроля за объемом денежной базы и, следовательно, предложением денег. Если он хочет увеличить денежную массу в стране, то понижает учетную ставку. Спрос коммерческих банков на ссуды центрального возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке. Предоставляя денежные средства коммерческим банкам, центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-заемщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными, и банки могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым новые деньги.

Следовательно, понижение учетной ставки приводит к росту предложения денег и расширению кредитования экономики.

При повышении учетной ставки до такого уровня, когда она становится выше ставки межбанковского рынка, коммерческие банки сокращают заимствование средств у центрального банка. Это замедляет (или сокращает) темпы роста предложения денег. Повышение учетной ставки соответственно приводит к росту ставки процента на межбанковском рынке и «удорожанию», кредита, предоставляемого экономическим субъектам.

Изменение учетной ставки нельзя считать действенным инструментом денежно-кредитной политики по ряду причин. Во-первых, центральный банк не в состоянии заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое именно изменение учетной ставки приведет к желаемому росту предложения денег. Во-вторых, учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, ибо для принятия решения об ее изменении необходимо время. В-третьих, объем средств, заимствованных у центрального банка, в общих резервах коммерческих банков незначителен. Поэтому его изменение не может оказать существенного влияния на поведение банков.

Вместе с тем нельзя недооценивать возможность получения ссуд для банков, находящихся в затруднительном финансовом положении. Кроме того, по изменениям учетной ставки коммерческие банки могут судить о намерениях центрального.

Еще одним инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объемы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Однако кризис 1929—1933 гг. показал, что обязательные резервы в этом смысле оказались не эффективны. Для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательное резервирование является теперь одним из основных инструментов денежно-кредитной политики. Центральные банки могут применять его как ко всем инструментам кредитно-финансовой системы, так и выборочно. Например, в США до 1980 г. требование наличия обязательных резервов касалось только банков, являющихся членами Федеральной резервной системы. В настоящее время резервирование обязательно как для коммерческих банков, так и для других депозитных институтов. Центральные банки обычно устанавливают ряд норм обязательных резервов. В качестве критерия их дифференциации может быть выбран состав банковских резервов. Так, если целью является рост сбережений

населения, то центральный банк может установить более низкие нормы для срочных депозитов и более высокие для депозитов до востребования.

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно, во-первых, ведет к изменению величины денежной базы, а во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит и на способность коммерческих банков создавать новые деньги.

В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму. В ответ на это коммерческие банки или оставляют обязательные резервы прежними и, соответственно, уменьшают выдачу ссуд, что приводит к сокращению денежной массы; или увеличивают свои обязательные резервы согласно требованиям центрального банка. Для этого им необходимы свободные денежные средства. Чтобы их найти, банки будут продавать ценные бумаги либо потребуют возвращения просроченных, выданных до востребования ссуд. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды будут истребованы, используют свои депозиты в банках, чтобы вернуть ссуды, которые они выдали другим лицам. Этот процесс, распространяясь на всю банковскую систему, будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков создавать деньги. Обычно банки в ответ на повышение нормы резервов одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.

Понижение резервной нормы центральным банком переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию новых денег, а значит, и предложение денег в стране. При использовании данного инструмента денежно- кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают серьезные сдвиги в объеме денежной массы, масштабе и структуре кредитных операций, а частые и значительные изменения могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Кроме того, увеличение нормы резервирования может сопровождаться возникновением проблем с ликвидностью у банков, которые располагают небольшими объемами избыточных резервов. В связи с этим в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают все реже

Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулирования.

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам или населению. При этом объектом могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует, прежде всего, на величину денежной базы.

Информация о работе Денежно-кредитная политика