Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:33, курсовая работа
В работе рассмотрены признаки, цели, функции и инструменты денежно-кредитной политики, характерные для большинства центральных банков.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
1.2 Инструменты и показатели эффективности денежно-кредитной политики
1.3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Инструменты и принципы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
2.2 Основные тенденции денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 1992-2012
2.3 Тенденции в денежно-кредитной сфере. Кредитные вложения банков
2.4 Рекомендации по улучшению эффективности проведения денежно-кредитной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Необходимо учитывать, что в 2010 году импорт нефти из России включал таможенные пошлины, перечисляемые в ее бюджет. С 2011 года в бюджет России перечисляются таможенные пошлины от экспорта нефтепродуктов, которые отражаются в текущих трансфертах платежного баланса (в 2011 году их объем составил 3,07 млрд. долларов США). Приоритетными задачами денежно-кредитной политики в январе 2011 г. явилась реализация ряда мер, направленных на ужесточение денежно-кредитной политики с целью ослабления последствий несбалансированности текущего счета платежного баланса в 2011 году и ограничение инфляционных процессов и одновременно недопущения экономического спада.
2.3 Кредитные вложения банков
Существенное изменение условий предоставления кредитов, включая повышение процентных ставок на кредитно-депозитном рынке, а также девальвация белорусского рубля и ускоренный рост цен в инвестиционной сфере, в том числе удорожание стоимости строительства жилья (в белорусских рублях), ограниченная платежеспособность субъектов хозяйствования, - все эти и другие факторы в совокупности отразились на динамике объемов выданных кредитов в 2011 году. Влияние многих из них сохранилось и в 2012 году. Более того, с 1 января 2012 г. кардинальным образом изменились порядок и условия финансирования инвестиционных проектов, включенных в государственные программы, в том числе в связи с созданием ”Банка развития Республики Беларусь”. Приоритетами в деятельности банка определено кредитование госпрограмм строительства жилья на селе, развития агропромышленного комплекса, создания и развития высокотехнологичных производств. Новый механизм финансирования предполагает ужесточение требований к получателям кредитов. С началом 2012 года претерпели изменения подходы к реализации государственной жилищной политики. Были конкретизированы условия предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (приобретении) жилых помещений, включая право на получение льготных кредитов. Упорядочены (в сторону ужесточения) условия постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пересмотрены списки граждан на получение льготных кредитов на строительство жилых помещений из числа состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Минске, что привело к сокращению количества заемщиков,Корректировка по дефлятору инвестиций в основной капитал (221,9 процента).Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 05.01.2012 № 14/1 “Об утверждении положения о порядке и условиях финансирования ОАО “Банк развития Республики Беларусь” проектов, включенных в программы, утверждаемые Президентом Республики Беларусь и (или) Правительства Республики Беларусь”. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 “О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений”. имеющих право на использование кредитных ресурсов, предоставляемых по льготным процентным ставкам. В настоящее время прорабатываются вопросы, связанные с поиском альтернативных инструментов приобретения жилья. Реализация мероприятий по совершенствованию действующего законодательства в области жилищного строительства и инвестиционной деятельности в целом уже отразилась на востребованности кредитных ресурсов, на возможностях субъектов хозяйствования по их использованию и на итогах кредитно-инвестиционной деятельности банков в январе 2012 г. 1.2.4. В 2012 году в числе основных показателей прогноза11 предусмотрен показатель привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций на чистой основе в объеме 1,2 млрд. долларов США (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги). В январе были привлечены 66,7 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Весь объем поступил в реальный сектор экономики (кроме банков), в том числе в промышленность - 34,9 млн.долларов США, или 52,3 процента.
2.4 Тенденции в денежно-кредитной сфере
Функционирование денежно-кредитной сферы в январе 2012 г. характеризовалось следующими основными тенденциями:
Валютный рынок. Ситуация на валютном рынке в январе 2012 г. характеризуется следующими положительными тенденциями: в результате увеличения поступлений валютной выручки в страну с мая 2011 г.наблюдается положительное сальдо платежей по экспорту и импорту товаров и услуг, доходам и трансфертам27 (за 2011 год профицит составил 1 811,1 млн. долларов США),что привело с декабря 2011 г. к превышению объемов продажи иностранной валюты субъектами хозяйствования над объемами покупки наблюдается рост объемов чистой продажи иностранной валюты со стороны населения. На фоне усиления роста срочных рублевых вкладов населения в январе данный факт свидетельствует о переводе части валютных сбережений, находящихся на руках у населения, в рубли и направлении их в рублевые депозиты. Общее превышение предложения валюты над спросом на внутреннем валютном рынке обусловило небольшой рост за январь 2012 г. международных резервных активов, которые на 1 февраля 2012 г. составили: в национальном определении - 9 493,5 млн.долларов США, увеличившись с начала 2012 года на 106,3 млн. долларов США;в соответствии с методологией Международного валютного фонда - 7 968,2 млн.долларов США, увеличившись с 01.01.2012 на 52,3 млн. долларов США
Обменный курс. На 1 февраля 2012 г. стоимость корзины иностранных валют составила 2 939,97 рубля, увеличившись по сравнению с 1 января 2012 г. На 2,6 процента. В течение января 2012 г. стоимость корзины находилась в диапазоне 2 865,46 - 2 939,97 рублей, что соответствует диапазону колебаний 2,6 процента. За январь 2012 г. официальный обменный курс белорусского рубля снизился ко всем валютам, входящим в состав корзины валют. К доллару США курс снизился на 0,2 процента до 8 370 рублей за 1 доллар США. К российскому рублю снизился на 5,7 процента до 276 рублей за 1 российский рубль. К евро снизился на 1,9 процента до 11 000 рублей за 1 евро. В декабре 2011 г. индекс реального эффективного курса белорусского рубля по сравнению с декабрем 2010 г. снизился на 28,3 процента, реальный курс белорусского рубля к доллару США - на 28 процентов, к российскому рублю - на 28,7 процента, к евро - на 27,7 процента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение.
В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики. Это жесткая или гибкая денежно-кредитная политика либо выбор такого варианта монетарной политики, при котором допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки.
Основными задачами развития банковского сектора являются:
- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
- повышение эффективности
осуществляемой банковским
- повышение
- предотвращение использования
кредитных организаций для
- развитие конкурентной
среды и обеспечение
- укрепление доверия
к российскому банковскому
Политика дешевых денег проводится в условиях кризиса, безработицы:
- покупка государственных ценных бумаг
- снижение учетной ставки
- снижение нормы
обязательного банковского
Политика дорогих денег проводится в условиях инфляции, циклического «перегрева» экономики:
- продажа государственных ценных бумаг
- повышение учетной ставки
- повышение нормы
обязательного банковского
Главные цели денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валютам мира, поддержание положительного платежного баланса страны.
В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России постоянно контролирует величину и структуру денежной массы в обращении.
Центральный банк, как эмиссионный центр страны, постоянно изучает состояние денежного обращения и совершенствует его организацию. Он располагает целой системой экономических и административных мер по регулированию денежной массы в обращении.
В зависимости от характера влияния на объекты регулирования можно выделить следующие методы денежно-кредитного регулирования: административные, экономические, смешанные.
Примером экономических методов регулирования в сфере денежного оборота может служить то, что использование безналичных расчетов дешевле, чем расчеты наличными деньгами, что стимулирует предприятия и организации применять в расчетах между собой систему безналичных платежей.
К административным мерам регулирования денежной массы в обращении можно отнести прямые количественные ограничения - установление для коммерческих банков лимитов на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций, на выдачу отдельных видов кредита, например на выдачу потребительского кредита,
Список используемой литературы