Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассмотрены признаки, цели, функции и инструменты денежно-кредитной политики, характерные для большинства центральных банков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
1.2 Инструменты и показатели эффективности денежно-кредитной политики
1.3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Инструменты и принципы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
2.2 Основные тенденции денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 1992-2012
2.3 Тенденции в денежно-кредитной сфере. Кредитные вложения банков
2.4 Рекомендации по улучшению эффективности проведения денежно-кредитной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 90.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Инструменты  и принципы реализации денежно-кредитной  политики Республики Беларусь

Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.

В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992-1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись прежде всего нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял

темпы роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлены либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Данные факторы и ряд других обусловили высокую инфляцию. Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. — 2059,9 %.

Чтобы снизить инфляцию, Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. С этой целью устанавливались предельные размеры кредитной эмиссии Национального банка, осуществлялся постепенный переход от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались льготные кредиты промышленности и аграрному сектору. Была повышена учетная ставка, осуществлен переход на регулирование процентных ставок коммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции понизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. — 139,3 %. Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и негативные последствия, что проявилось в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, и прежде всего экспортных отраслей.

С конца 1996 г. Национальный банк перешел на довольно мягкую денежно-кредитную политику, направленную на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп ее прироста практически трехкратно превышал установленные параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного строительства и АПК, которая в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального банка. В 1998 г. их объем в 3,7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс национальной валюты, и в 1998 г.

был введен режим множественности обменного курса белорусского рубля. Несмотря на некоторые попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии превысил установленные параметры в 2,5 раза). Увеличение денежной массы привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а в 1999 г. достиг — 351,2 %.

Вместе с тем произошли положительные сдвиги в структуре денежной массы: увеличилась доля срочных депозитов. В 1999 г. была ликвидирована множественность валютных курсов. Кроме того, политика «дешевых денег» обеспечила стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования и тем самым способствовала экономическому росту. С 1996 г. в республике наблюдаются положительные темпы роста реального ВВП.

Начиная с 2000 г. и по настоящее время Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов.

В эти годы ее приоритетными задачами были:

1) снижение темпов инфляции  и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

2) развитие и укрепление  банковской системы;

3) обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования  платежной системы страны.

Уже в 2000 г. были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало более устойчивой национальную валюту. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.

В 2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г. индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. - 134,8, 2003 г. — 125,4, в 2004 г. — 118,1 %.

Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов, который используется и в настоящее время. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом уровне в течение месяца. Другими словами, нормы обязательных резервов устанавливаются вне зависимости от сроков, на которые привлечены депозиты. Их размер корректируется в соответствии с задачами регулирования денежного предложения и ликвидности банков. Наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 14 %, юридических лиц — 16 %, по привлеченным средствам в иностранной валюте — 12 %, то с 1 ноября 2004 г. соответственно стали равны: 6, 10 и 10 %.

Для регулирования денежной массы Национальный банк использовал и операции на открытом рынке, которые осуществлялись в основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами.

Начиная с 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами. За исследуемый период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились возможности Национального банка в регулировании валютного курса путем валютных интервенций.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Ее контрольным показателем по-прежнему остался официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более чем на 2,4 %. Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17—21 %. В качестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля к доллару США, темпы роста активной рублевой денежной массы (денежного агрегата Ml), прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов. Предварительная оценка результатов реализации денежно-кредитной политики показывает, что поставленные цели достигнуты  (индекс  потребительских  цен  за  год  составил  110,3   %).

Об этом можно судить и по итогам ее проведения за январь—сентябрь 2005 г. Этот период характеризовался замедлением инфляционных процессов: индекс потребительских цен в сентябре 2005 г. по отношению к декабрю 2004 г. составил 104,6 % (за год планировалось повышение цен на 105—110 %). Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому вырос на 3,1 % , а по отношению к доллару США — всего на 0,9 %, что свидетельствует о замедлении и девальвационных процессов.

Активная денежная масса за январь—сентябрь 2005 г. возросла на 29,1 % , рублевая денежная база — на 31 % . Основным фактором увеличения последней стала покупка Национальным банком иностранной валюты, которая привела к росту международных резервных активов (на 1 октября они составили 1189,2 млн дол. США). Продолжила падать ставка рефинансирования: с 17 % на начало года до 12 % к октябрю, что было обусловлено снижением фактических и ожидаемых темпов инфляции. Реальная процентная ставка при этом оставалась положительной .

Были снижены и нормативы обязательного резервирования: от привлеченных ресурсов физических лиц (в национальной валюте) с 6 до 5 %, юридических лиц (в белорусских рублях и иностранной валюте) с 10 до 9 %. Все эти тенденции положительно сказались на финансовой стабильности страны, способствовали созданию условий экономического роста.

Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г. сохраняют неизменными принципы политики, выработанной в предыдущие годы. Как и прежде, она будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования. Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 г. является снижение инфляции до 7—9 % прироста индекса потребительских цен.

Основным промежуточным целевым ориентиром остается официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому (его колебания не должны превышать ± 2 %). При этом, как и в 2005 г., Национальный банк будет ограничивать колебания белорусского рубля к доллару США (к концу года его официальный обменный курс должен составить 2100—2200 р.). Наряду с данными показателями будет использован показатель активной рублевой денежной массы (ее прирост прогнозируется на уровне 24—29 %).

В целях достижения поставленных задач будет обеспечено поддержание положительных в реальном выражении процентных ставок по операциям банков для привлечения срочных депозитов и предоставления кредитов в белорусских рублях. При этом ставка рефинансирования снизится до уровня 8—10 %. Предполагается усиление роли процентной ставки в качестве инструмента денежно-кредитной политики.

В 2006 г. сохранится тенденция к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Укреплению банковской системы будет способствовать прирост собственного капитала банков на 13—17 %. Указанные действия позволят в полном объеме решить задачи, стоящие перед денежно-кредитной политикой.

Согласно Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы основными целями единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка, как и ранее, будут являться: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе покупательной способности, и его курса по отношению к иностранным валютам, содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития страны.

Вывод: Национальный банк Республики Беларусь в период с 
1992 г. и по настоящее время в зависимости от состояния экономики и задач, стоящих перед ней, проводил различную денежно-кредитную политику. В последние годы ее основными целя 
ми были:

  • снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
  • развитие и укрепление 
    банковской системы;
  • обеспечение эффективного, надежного и 
    безопасного функционирования платежной системы страны.

 
В соответствии с данными целями Национальный банк начиная 
с 2000 г. проводит умеренно-жесткую денежно-кредитную по 
литику. Ее реализация способствует финансовой стабилизации 
экономики, созданию условий для длительного экономического 
роста, снижению инфляции, укреплению банковской системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные тенденции  денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 1992-2012

Оперативные данные Национального статистического комитета свидетельствуют о возобновлении в январе 2012 г. умеренного экономического роста на фоне снижения темпов роста потребительских цен. При этом по сравнению с январем 2011 г. произошло существенное замедление прироста реального ВВП. Однако следует заметить, что экономический рост в начале 2011 г. был обусловлен ускоренным ростом внутреннего спроса в конце 2010 г.

При этом рост реального ВВП был поддержан как в промышленном, так и в сельскохозяйственном и торговом секторах экономики.

Учитывая падение объемов инвестиций в основной капитал, как одного из элементов внутреннего спроса, основной вклад в рост реального ВВП был внесен конечным потреблением и чистым экспортом. Динамика показателей сектора нефинансовых организаций в целом характеризовалась тенденцией роста продаж, прибыли и рентабельности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время при сохранении значительного числа нерентабельных и низкорентабельных предприятий наблюдался рост чистого убытка. Сохраняется тенденция увеличения доли предприятий, имеющих просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность. Прежней остается ситуация с факторами неустойчивости экономики, делающей ее уязвимой к шокам: высокая материалоемкость и, как следствие, импортоемкость экономики, высокий уровень участия государства в регулировании социально-экономических процессов, сохраняющая зависимость от внешних заимствований, незначительный уровень прямых иностранных инвестиций. Объем валового внутреннего продукта в январе 2012 г. составил 34,3 трлн.рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню января 2011 г. на 3,6 процента(прогноз на год - рост на 5-5,5 процента). Энергоемкость ВВП в 2011 году снизилась на 2,2 процента (прогноз на год - снижение на 6-7 процентов).Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в январе 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. увеличился на 3,4 процента (в январе 2011 г. по сравнению с январем 2010 г. - на 20,3 процента). Реализация платных услуг населению в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 5,7 процента (годом ранее - на 11,7 процента). При этом реальная заработная плата в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 1,3 процента (годом ранее - на 14,9 процента), а реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 1,6 процента (годом ранее – выросли на 14,8 процента). Инвестиции в основной капитал в январе 2012 г. сократились на 11,4 процента (в январе 2011 г. увеличились 37,7 процента). Объем промышленного производства в январе 2012 г. увеличился по сравнению с январем 2011 г. на 6,6 процента (годом ранее - на 6,4 процента). При этом по видам экономической деятельности основной вклад в рост обеспечил обрабатывающий сектор промышленности (темп роста - 108,4 процента), прежде всего производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (173,2 процента), производство фармацевтической продукции (124,5 процента) и производство транспортных средств и оборудования (122,6 процента). Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства на 1 февраля 2012 г. составило 45,8 процента. При этом данный показатель сократился как по сравнению с 1 января 2012 г. на 12,5 процентного пункта, так и по сравнению с 1 февраля 2011 г. - на 8,1 процентного пункта. В абсолютном выражении за январь 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. отмечен прирост запасов готовой продукции на 28 процентов. Производство продукции сельского хозяйства в январе 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. увеличилось в сопоставимых ценах на 6,3 процента (в январе 2011 г. по сравнению с январем 2010 г. - на 6,1 процента), в том числе в организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, увеличилось на 7,6 процента. Объем перевозок грузов увеличился на 0,7 процента (в январе 2011 г. - на 22 процента). При этом объем грузооборота увеличился на 10,3 процента (в январе 2011 г. на 13,9 процента). Объем пассажирооборота увеличился на 7,2 процента (в январе 2011 г. - на 7,7 процента).Конъюнктура на внешних рынках в 2011 году по сравнению с 2010 годом характеризовалась опережающим ростом цен и физических объемов экспортируемых товаров над ценами и физическими объемами импортируемых товаров. Так, средние цены экспорта возросли на 23,1 процента, а импорта - на 13,2 процентов. При этом товарная масса экспорта товаров увеличилась на 29,5 процента, а импорта - на 15,8 процента. В целом в 2011 году отрицательное внешнеторговое сальдо составило 1 638,1 млн. долларов США или 3 процента ВВП против 7 454,6 млн. долларов США в 2010 году или 13,5 процента ВВП1. Численность безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости, на конец января 2012 г. составила 30,6 тыс. человек и увеличилась по сравнению с декабрем 2011 г. на 2,4 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы на конец января 2012 г. составил 0,7 процента от экономически активного населения. В режиме вынужденной неполной занятости в 2011 году работали 97,5 тыс. человек или 2,8 процента среднемесячной численности (в 2010 году - 4,5 процента). В декабре 2011 г. по сравнению с ноябрем 2011 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем),увеличилась в 1,4 раза и составила 13,9 тыс. человек, а численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, составила 21,9 тыс.человек (в ноябре - 8,1 тыс. человек).Численность занятых в экономике в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 21,4 тыс. человек.Сальдо бюджета расширенного правительства (консолидированный бюджет с фондом социальной защиты населения) в 2011 году было сформировано с профицитом в размере 8,6 трлн. рублей, или 3,1 процента к ВВП (в 2010 году - дефицит 1,8 процента). Уровень централизации доходов расширенного правительства в 2011 году по сравнению с 2010 годом вырос на 0,4 процентного пункта ВВП и составил 42 процента ВВП. Размер государственного долга к концу 2011 года достиг 47,7 процента ВВП,в том числе внешнего - 35,9 процента ВВП, внутреннего - 11,8 процента ВВП).После периода ускоренного роста в 2011 году в январе 2012 г. наблюдалось значительное замедление инфляции. Прирост индекса потребительских цен в январе 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 1,9 процента (в среднем за месяц в 2011 году - 6.3 процента). Также значительно замедлился рост цен производителей промышленной продукции, в строительстве и в других областях экономики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика