Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:33, курсовая работа
В работе рассмотрены признаки, цели, функции и инструменты денежно-кредитной политики, характерные для большинства центральных банков.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
1.2 Инструменты и показатели эффективности денежно-кредитной политики
1.3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Инструменты и принципы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
2.2 Основные тенденции денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 1992-2012
2.3 Тенденции в денежно-кредитной сфере. Кредитные вложения банков
2.4 Рекомендации по улучшению эффективности проведения денежно-кредитной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
При необходимости увеличить предложение денег центральный банк покупает ценные бумаги. Если их продают коммерческие банки, то центральный на своих счетах увеличивает резервы последних на сумму покупок, что приводит к росту денежной базы на соответствующую величину. Появившиеся избыточные резервы коммерческий банк может использовать для выдачи ссуд и создания дополнительных денег. Центральный банк может купить у коммерческих банков ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе (операция РЕПО). В этом случае при покупке ценных бумаг на определенный срок банковские резервы увеличиваются, а как только коммерческий банк выкупает свои бумаги — уменьшаются. Следовательно, операции РЕПО позволяют осуществлять кратковременные, незначительные изменения денежной базы.
Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками на свое имя. В обмен на чеки коммерческие банки на соответствующую сумму открывают населению текущие счета, а чеки в последующем предъявляют к оплате центральному. Последний оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков. Особенностью данных операций является то, что одновременно увеличиваются как резервы коммерческих банков на счетах центрального, так и их текущие счета, что сопровождается ростом денежного предложения.
Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам или населению. Покупку ценных бумаг коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний, принимая чеки, уменьшает на соответствующую сумму резервы банков и, соответственно, денежную базу. В результате снижаются возможности создания денег банками.
Население, покупая ценные бумаги у центрального банка, выписывает чеки на свои счета в коммерческих. Центральный
банк, принимая чеки, уменьшает на сумму покупок резервы коммерческих банков, сокращая тем самым объем денежной базы и предложения денег.
Операции на открытом рынке стали главным инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их, центральный банк не зависит от коммерческих; во-вторых, он может контролировать объем покупки-продажи государственных ценных бумаг, а значит, в разной степени влиять на предложение денег; в-третьих, эти операции легко обратимы: если при их осуществлении центральный банк допустил ошибку, то он может быстро исправить ее, проведя обратную операцию; в-четвертых, принятие решений о покупке-продаже ценных бумаг связано с длительными административными согласованиями. Следует отметить, что необходимым условием использования операций на открытом рынке как инструмента денежно-кредитного регулирования является наличие в стране развитого фондового рынка.
Для воздействия на денежную массу может быть использован и такой инструмент денежно-кредитной политики, как покупка-продажа центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияют, прежде всего, на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению денежной базы и предложения денег. В некоторых случаях кредит ограничивается только для определенных секторов экономики. Такой выборочный кредитный контроль называют селективным. К селективным методам денежно-кредитного регулирования можно также отнести установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль над ипотечным и т.д.
Вывод: Соотношения между наличными деньгами и депозитами, банковскими резервами и депозитами изменчивы и не подвластны тотальному контролю центрального банка. Поэтому он не в состоянии точно определить, каким будет денежный мультипликатор. Центральный банк может контролировать денежную базу, влиять на мультипликатор с помощью инструментов денежно-кредитной политики, но с достоверностью определить предложение денег он не в состоянии. Исходя из это¬го, можно сказать, что предложение денег — величина переменная. Оно находится в прямой зависимости от уровня процентной ставки, так как ее повышение ведет к уменьшению избыточных резервов, сокращению наличных денег и росту депозитов, что увеличивает денежный мультипликатор и предложение денег, и наоборот. Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путем определения величины ссудного процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии (кредитного потолка). Общие (совокупные) кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором.
1.3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики
Процесс поэтапного влияния изменений в денежно-кредитной политике на параметры ее промежуточных целей и в конечном итоге — на реальный сектор экономики описывает передаточный механизм. Существуют разные точки зрения по поводу того, каким именно образом денежно-кредитная политика воздействует на состояние экономики. Представители кейнсианского направления считают передаточный механизм достаточно сложным и многоэтапным. Предположим, центральный банк решил изменить проводимую денежно-кредитную политику. С помощью ее инструментов (прежде всего, операций на открытом рынке) он изменяет объем совокупных банковских резервов, воздействуя на денежное предложение. Изменения в предложении денег вызывают повышение или понижение процентной ставки; изменения последней в свою очередь влияют на инвестиционный климат, а значит — на уровень планируемых инвестиций. Наконец, изменение объема инвестиций, согласно эффекту мультипликации, вызывает увеличение или уменьшение уровня национального дохода. Таков, по мнению сторонников Дж.М. Кейнса, механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальный доход и уровень занятости .
Например, центральный банк решил увеличить денежную массу путем покупки ценных бумаг на открытом рынке. Ее рост приводит к появлению «свободных» денег и, соответственно, к увеличению спроса экономических субъектов на ценные бумаги и другие доходные активы. Согласно законам денежного рынка эти процессы обусловливают повышение рыночной цены ценных бумаг и снижение процентной ставки по ним, что оказывает воздействие на функционирование рынка ссудного капитала в целом и уровень ссудного процента, понижая его. Снижение ставки ссудного процента сопровождается ростом объема планируемых инвестиций и национального дохода (продукта). Но при этом увеличивается и трансакционный спрос на деньги, предотвращая тем самым значительное падение процентной ставки. При сокращении денежной массы наблюдается обратный эффект. Таким образом, мы видим, что главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку.
Если сторонники кейнсианской теории полагают, что динамика национального дохода и занятости в большей степени определяется уровнем инвестиций, а не денежными факторами, то монетаристы утверждают, что изменения денежной массы оказывают непосредственное влияние на колебания деловой активности. Согласно монетаристской концепции передаточный механизм денежно-кредитной политики проще и состоит из меньшего числа ступеней. Допустим, центральный банк решил изменить предложение денег. Это вызовет расширение или сокращение совокупного спроса. В свою очередь изменения совокупного спроса приводят к увеличению или к уменьшению объема национального дохода. Следовательно, монетаристы доказывали, что центральный банк должен регулировать предложение денег.
Для обоснования данных утверждений монетаристы использовали теорию сбалансированного портфеля. Согласно которой каждый экономический субъект держит на руках, «в своем портфеле» деньги, акции, облигации, другие финансовые активы. Причем их соотношение, по его мнению, оптимально как по доходности, так и по риску, т.е. портфель сбалансирован. Рост предложения денег приводит к возрастанию их количества, что нарушает оптимальную структуру портфеля. Поэтому одна часть денег будет использована для приобретения дополнительных финансовых активов, а другая часть пойдет на покупку товаров и услуг, что приведет к расширению совокупного спроса и увеличению национального дохода. По мере увеличения количества покупаемых акций, облигаций их рыночная цена будет повышаться, а процентная ставка, т.е. их доходность, — снижаться. С расширением совокупного спроса цены на товары и услуги будут возрастать. Данные процессы продолжаются до тех пор, пока структура портфелей не возвращается в оптимальное состояние.
В зависимости от выбора центральным банком промежуточной цели различают гибкую, жесткую и эластичную денежно-кредитную политику. Предположим, центральный банк избирает фиксацию процентной ставки (гибкая денежно-кредитная политика). Первоначально денежный рынок находился в равновесии в точке £1# Равновесная ставка процента — ц. Центральный банк стремится удержать ее, изменяя предложение денег. Такому положению будет соответствовать горизонтальная кривая предложения денег MS
Допустим, спрос на деньги увеличился. Это неизбежно приведет к повышению процентной ставки. Чтобы удержать ее на уровне 1%, центральный банк будет вынужден увеличить предложение денег с —- до —-. Он может сделать это путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, а в отдельных случаях — снижая норму обязательных резервов. Однако если спрос на деньги будет возрастать и дальше, центральному банку придется увеличивать предложение денег снова и снова, что неизбежно приведет к инфляции. Поэтому экономисты считают, что фиксация процентной ставки оправдана только в краткосрочном периоде, несмотря на то, что центральному банку легче контролировать ставку процента, чем денежную массу. Единственным способом избежать инфляции в долгосрочном периоде является контроль за денежной массой.
Теперь предположим, что центральный банк избрал в качестве объекта регулирования денежную массу {жесткая денежно-кредитная политика). Оценив состояние денежного рынка, он фиксирует предложение денег на уровне —-. Тогда кривая предложения денег MS будет иметь вид вертикальной прямой
Допустим, денежный рынок находился в состоянии равновесия в точке Ei при ставке процента 1г. Рост спроса на деньги с MDi до MD2 приведет к нарушению равновесия и увеличению процентной ставки при неизменном предложении денег.
По мере ее роста будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор, что обусловит рост предложения денег. Если к тому же процентная ставка межбанковского рынка станет выше учетной, то возрастет заимствование средств коммерческими банками через «учетное окно», что расширит возможность создания ими новых денег. Чтобы предложение денег осталось прежним, центральный банк должен предпринять определенные меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учетной ставки.
При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента все происходит в обратном порядке.
Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег центральный банк не в состоянии, так как не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, он проводит эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя его по мере надобности.
Кривая предложения денег MS является наклонной. Рост спроса на деньги с MD^ до MD2 приводит к увеличению количества денег с до —- и повышению ставки процента с ix до i2.
Влияние изменения денежного спроса на уровень ставки процента и количество денег различно в зависимости от положения кривой MS. Если она достаточно крутая, то изменение процентной ставки будет более значительным по сравнению с изменением количества денег, т.е. это значит, что проводится относительно жесткая монетарная политика. Если же кривая MS будет иметь сравнительно пологий вид, то, наоборот, рост спроса на деньги приведет к более значительному изменению их количества по сравнению с изменением ставки процента. Такая политика называется относительно гибкой.
Виды денежно-кредитной политики различают в зависимости от ее конечных целей. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий выдачи кредитов и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности осуществляется политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку, создавая тем самым более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
Вывод: Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны. При этом необходимо учитывать, что денежно-кредитное регулирование способно влиять только на монетарные факторы нестабильности. Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Регулируя учетную ставку, центральный банк управляет объемами рефинансирования коммерческих банков, изменяя их возможности создания новых денег. А изменяя резервную норму, он воздействует прежде всего на денежный мультипликатор. В период инфляции центральный банк проводит политику «дорогих денег», направленную на сокращение денежной массы. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности он реализует политику «дешевых денег», которая приводит к увеличению предложения денег.