Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь.
Исходя из цели курсовой работы, автором для решения поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
2) описать типы денежно-кредитной политики, ее эффективность;
3) рассмотреть денежно-кредитную политику в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………....
4
1 Денежно-кредитное регулирование в рыночной экономике……………...
5
1.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики…………………….
5
1.2 Регулирование денежно-кредитной системы…………………………….
8
1.3 Денежно-кредитная политика как элемент макроэкономической стабилизации…………………………………………………………………....
11
2 Денежно-кредитная политика Национального банка Республике Беларусь…………………………………………………………………………
14
2.1 Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь……………………………………………….
14
2.2 Опыт и состояние денежно-кредитной политики………………………...
21
2.3 Анализ состояния денежно-кредитной политики текущего года………
26
2.4 Перспективы реализации денежно-кредитной политики……………….
30
Заключение………………………………………………………………………
32
Список использованных источников………………………………………....
Теперь предположим, что Центральный банк избрал в качестве объекта регулирования денежную массу. Он, оценив состояние денежного рынка, фиксирует предложение денег на уровне Q1. тогда кривая предложения денег Sm будет иметь вид вертикальной прямой, отображенной на рисунке 1.2.
Допустим, денежный рынок
находится в состоянии
Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег Центральный банк не в состоянии, так как в реальной жизни не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, Центральный банк проводит эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что Центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя его по мере надобности, отображенным рисунок 1.3. Кривая предложения денег Sm является наклонной. Рост спроса на деньги с Dm1 до Dm2 приводит к увеличению количества денег с Q1 до Q2 и повышению ставки процента с i1 до i2.
Центральный банк выбирает тот или иной вид денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.
1.2 Регулирование денежно-кредитной системы
Эволюция банковского
надзора постоянно
В целом объем регулируемой части банковской экономики определяется
диапазоном вмешательства в нее со стороны государства. Он устанавливается исходя из официальной денежно-кредитной политики и зависит от:
- степени развитости рыночных отношений в стране;
- политического курса;
- фазы экономического цикла;
- стратегической цели общей экономической политики государства;
- реальной независимости центрального банка;
- проблем банковской экономики и других факторов.
Границы вмешательства государства
в банковскую экономику – компетенция
политических решений: это может
быть полное государственное управление
или регламентация определенной
ее части. Определение общих границ
– проблема общественного выбора,
проблема использования обществом
государственных институтов для
реализации господствующей политики.
В случае выбора страной рыночного
пути хозяйствования государственное
денежно-кредитное
Интенсивность конкуренции определяет риск и общественную эффективность банковской экономики и ведется в заданных денежно-кредитной политикой границах. Интенсивность конкуренции в деловой банковской среде прямо пропорциональна эффективности банковской экономики и ее риску, что можно выразить в виде линейной зависимости
x = k ∙ z,
y = k ∙ z,
где x – общественная эффективность банковской экономики;
y – риск банковской экономики;
z – интенсивность конкуренции;
k – коэффициент
Расширение объема нерегулируемой части банковской экономики интенсифицирует конкуренцию, сужение – ограничивает ее. Следовательно, расширение объема деловой банковской среды повышает как общественную эффективность экономики, так и банковский риск, и наоборот. Это обуславливает зависимость диапазона пруденциального регулирования от риска банковской среды: с увеличением риска банковский надзор должен активизироваться.
Рассматривая денежно-
- если монетарные факторы
подвергаются государством
- если ужесточаются условия макроэкономики (усиливается монетарное регулирование), пруденциальное вмешательство государства в рисковую зону в определенной части перестает быть востребовано, поскольку государство берет на себя прямое управление банковскими процессами и дублирует, таким образом, банковский надзор;
- если усиление монетарного
регулирования превышает
Данная корреляция банковского
надзора обуславливается
где z – уровень пруденциального государственного регулирования;
x – ур овень монетарного государственного регулирования;
y – объем конкурентной
саморегулируемой деловой
Установление данной зависимости позволяет:
- констатировать основные
причины банковской
- прелиминарно (путем принятия
предварительных решений,
-демонстрировать обоюдную взаимообусловленность и взаимозависимость двух форм денежно-кредитного регулирования, что обязывает ответственные за денежно-кредитную политику органы обеспечивать их конформность (приспособление друг к другу). При несоблюдении этого требования возникает конфликтная ситуация, заключающаяся в невозможности монетарному и (или) пруденциальному регулирования выполнять свои задачи и в конечном итоге в неэффективности национальной денежно-кредитной политики в целом, нарушению равновесия в масштабах всей системы.
Недооценка данной зависимости целым рядом стран Европы, Америки, Азии в ходе процесса создания так называемой «новой экономики» путем дерегулирования монетарных факторов и оживления конкуренции привела многих из них к кризисной ситуации в банковских системах, вынудившей государства осуществить расходы по ее преодолению. Модернизация банковского надзора этими странами указала на необходимость повышения роли и совершенствования механизма страхования депозитов, реструктурирования кредитных организаций с соблюдением принципа обеспечения, а также государственного осознания монетарных решений в призме пруденциальных последствий. Кроме того, современный выбор ведущими странами мира пути дерегулирования монетарных факторов банковской экономики для повышения ее эффективности повысил значимость пруденциальной формы денежно-кредитного регулирования. Это стало весомым подтверждением выдвижения на передний план в настоящее время проблем микроэкономики как ведущих позиций в определении потребностей современного развития, оптимальных соотношений и взаимосвязей рыночного механизма, нахождения стабилизирующих инструментов и факторов конкурентной среды. Среди них определяющей в обеспечении эффективного пруденциального регулирования и создания его национальной модели является формирование национальной системы банковского надзора.
1.3 Денежно-кредитная
политика как элемент
Макроэкономическая
Несмотря на универсальность
общих характеристик
Проблема финансовой стабилизации занимает важное место в различных вариантах макростабилизации. Различают ее два вида: ортодоксальный и гетеродоксальный. В обоих центральное место отводится антиинфляционной стабилизационной программе, но с некоторыми различиями.
В ортодоксальном подходе
делается упор на ужесточение бюджетной,
а также денежно-кредитной
Данные разновидности
ортодоксального подхода
Гетеродоксальный подход делает упор на политику стабилизации применительно к ценам и доходам, хотя при этом может вбирать в себя и оба «якоря» ортодоксального подхода. Речь идет фактически о «замораживании» цен и доходов, что означает появление третьего «якоря» финансовой стабилизации. Указанный подход, особенно в «шоковой» форме, способен дать быстрый антиинфляционный эффект. Однако он порождает и негативные результаты: деформируется система ценовых импульсов и оценок, утрачиваются стимулы развития производства продукции с «замороженными» ценами, что способно вызвать товарный дефицит. Кроме того, может быть подорвано доверие к государству, если оно решится на «замораживание» своих обязательств по внутреннему долгу, в частности, по государственным ценным бумагам.
Гетеродоксальный подход проявляется в одновременной ориентации на несколько промежуточных целей – темп роста денежной массы, фиксация изменений валютного курса, темп роста цен, уровень процентных ставок. В качестве долгосрочной промежуточной цели может также использоваться темп роста номинального ВВП, который послужит точкой отсчета для формирования долгосрочных процентных ставок. Одновременно идет процесс расширения косвенных инструментов денежно-кредитного регулирования.
Финансовая стабилизация
– главная цель денежно-кредитной
политики для переходных государств.
Это выражается, прежде всего, в обеспечении
внутренней и внешней стабильности
национальной валюты. Однако обеспечивать
стабильность национальной валюты в
переходный период приходится в нестабильных
условиях выравнивания структуры внешних
и внутренних цен, проблем дефицита
торгового и платежного баланса
и структурной перестройки
Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь