Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь.
Исходя из цели курсовой работы, автором для решения поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
2) описать типы денежно-кредитной политики, ее эффективность;
3) рассмотреть денежно-кредитную политику в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....
4
1 Денежно-кредитное регулирование в рыночной экономике……………...
5
1.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики…………………….
5
1.2 Регулирование денежно-кредитной системы…………………………….
8
1.3 Денежно-кредитная политика как элемент макроэкономической стабилизации…………………………………………………………………....

11
2 Денежно-кредитная политика Национального банка Республике Беларусь…………………………………………………………………………

14
2.1 Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь……………………………………………….

14
2.2 Опыт и состояние денежно-кредитной политики………………………...
21
2.3 Анализ состояния денежно-кредитной политики текущего года………
26
2.4 Перспективы реализации денежно-кредитной политики……………….
30
Заключение………………………………………………………………………
32
Список использованных источников………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

курсач маша.docx

— 175.74 Кб (Скачать файл)

По состоянию на 1 июля 2010 г. эмиссия банковских пластиковых  карточек международных и внутренних систем составила 8,9%. Установлено 2,8 тыс. банкоматов (их число сначала года выросло на 5,4%) и 3,2 тыс. инфокиосков (прирост – 8,8%). Платёжные терминалы  установлены в 14,6 тыс. организаций торговли (сервиса) возросло на 17,7% и достигло 23,6 тыс.

В условиях продолжающегося развития позитивных тенденций в экономике и финансовой сфере и постепенного восстановления экономик стран – основных торговых партнёров важнейшими задачами денежно-кредитной политики в III квартале 2010 г. являются:

1) поддержание стабильного курса белорусского рубля к корзине иностранных валют в рамках установленных границ коридора;

2) снижение общего уровня  процентных ставок в экономике  и повышение доступности кредитов  для субъектов экономики;

3) поддержание положительных  реальных значений процентных  ставок на денежном рынке, способствующих  формированию сбережений в национальной  валюте, росту ресурсов потенциала  банков и расширению кредитной  поддержки экономики.

Сохранение и повышение  устойчивости функционирования банков останется ключевым направлением развития банковского сектора в III квартале 2010 г. Работа банков будет сосредоточена на снижении кредитных рисков, привлечении средств населения на долгосрочной основе, усилении финансовой дисциплины, а также активизации привлечения зарубежного капитала.

Важнейшими целевыми ориентирами  развития национальной платёжной системы  в III квартале 2010 г. стали обеспечение её эффективного, надёжного и безопасного функционирования, дальнейшее развитие национальной системы безналичных расчётов на основе электронных платёжных инструментов с увеличением доли безналичных расчётов в розничном платёжном обороте.

До конца года банковской системе в целях достижения параметров, установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год, и содействия позитивным тенденциям в экономике предстоит уделить особое внимание  следующим направлениям:

1) наращивание ресурсной  базы, установленного фонда и  нормативного капитала, в том  числе с участием иностранного  капитала:

2) активизация работы  по привлечению ресурсов на  зарубежных рынках, содействию привлечению  в экономику страны иностранных  инвестиций;

3) кредитная поддержка  реального сектора экономики,  прежде всего инвестиционных  проектов;

4) проведение взвешенной  процентной политики, обеспечивающей  повышение доступности кредитов;

5) постоянный контроль  качества кредитного портфеля, недопущение  роста проблемных активов;

6) безусловное соблюдение  нормативов безопасного функционирования.

В итоге реализации целей, задач и мероприятий  денежно -  кредитной

 

политики в 2010 г. будет  способствовать повышению темпов устойчивого  социально – экономического развития страны [7, с.9].

 

 

 

2.2 Опыт и состояние денежно-кредитной политики

 

 

 

Начало реализации денежно-кредитной  политики Беларуси связано с введением  в оборот белорусского рубля в 1992 г., который первое время обращался  параллельно с рублем бывшего  СССР и использовался только в  наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в августе 1994 г. белорусский  рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. То есть реализация самостоятельной денежно-кредитной  политики Республики Беларусь де-факто  началась в 1993 г., а де-юре – в 1994 г.

Очевидно, это был самый  сложный период в истории денежно-кредитной  политики Беларуси. Во-первых, все дисбалансы, накопившиеся в условиях господства командно-административной системы, вышли  наружу в связи с либерализацией системы ценообразования и отказа от директивного установления валютного  курса. Во-вторых, республика не обладала в полной мере необходимым организационным, техническим и кадровым потенциалом  для разработки и реализации собственной  монетарной политики. Поэтому тот  факт, что на 1993-1994 гг. пришелся период гиперинфляции и практически  неконтролируемой девальвации в  определенной степени можно считать  закономерным. Ежегодно уровень цен возрастал более чем в 20 раз, индекс потребительских цен составил в 2096,5 %, в 1994 г. – 2059,9 %, а темпы девальвации официального валютного курса, соответственно, 4660 % и 1516,5 %. Однако следует отметить, что показатель девальвации за 1993 г. в определенной мере завышен, так как он рассчитан к официальному обменному курсу, который был существенно выше по сравнению с рыночным и фактически устанавливался к бывшему союзному рублю Банком России [2, с. 40].

Переход к рыночному курсообразованию был осуществлен в 1993 г. после периода административного определения обменного курса рыночный курс доллара установился на весьма высоком уровне, близком к курсу «черного рынка». После этого началось падение его реального курса, которое особенно резким было в 1993-1994 гг. и в начале 1995 г., когда денежно-кредитная политика стала значительно более жесткой и была достигнута стабилизация валютного курса, а затем и снижение темпов инфляции.

Следует отметить, что денежно-кредитная  политика, проводившаяся в Беларуси в 1995 г., во многом была сходной с  той, которая характерна для системы  валютного комитета. Курс белорусского рубля был практически стабильным, денежная эмиссия осуществлялась в  основном путем покупки валюты. В результате, удалось добиться относительной нормализации инфляционной ситуации (месячные темпы роста цен были снижены с 30-40 % в 1994 г. и начале 1995 г. до 2-4 % во второй половине 1995 г.), обеспечен выход на положительные в реальном выражении процентные ставки. Вместе с тем, их номинальные величины оставались весьма высокими. При этом в самом конце 1994 г. ставка рефинансирования Национального банка была резко повышена – с 300 % до 480 % годовых, а затем началось ее плавное понижение и концу 1995 г. она была доведена до 66 % годовых [2, с. 41].

Темпы роста ВВП и инвестиций сохранялись на весьма существенном отрицательном уровне, хотя нельзя утверждать, что это обусловлено  именно характером денежно-кредитной  политики. Вместе с тем, более чем  трехкратный рост реального курса  рубля отрицательно повлиял на конкурентоспособность  национальных производителей. Это влияние в большей степени проявилось с некоторым запаздыванием: в 1995 г. по сравнению с предыдущим годом отрицательное сальдо торгового баланса в долларовом эквиваленте увеличилось на 35,9 %, в 1996 г. – на 72,5 %. Несмотря на то, что в 1996 г. темпы девальвации официального курса и роста цен практически совпадали, ухудшение торгового баланса, а также кредитная эмиссия, привели к тому, что рыночный валютный курс начал «отрываться» от официального.

Эти условия потребовали  от банков смены стратегии, однако далеко не все из них справились с этой задачей, поэтому с 1995 г. начались банкротства  некоторых малых и средних  банков, а также слияния и присоединения  некоторых из них к более крупным.

Начиная с 1996 г. и вплоть до сентября 2000 г. экономика и банковская система республики действовали  в условиях «множественности валютных курсов», когда отклонения рыночных котировок от официального курса  составляли от 20-30 % до 100-200 % и более. В общеэкономическом плане такая  система курсообразования представляла собой по существу своеобразную форму скрытого субсидирования «критического импорта». Вместе с тем, она, во-первых, обуславливала значительные искажения в экономической информации, как на макро-, так и на микроуровне. Во-вторых, реализовывалась за счет дополнительного налога экспортеров, которые были вынуждены осуществлять «обязательную продажу» валютной выручки по заниженному официальному курсу. Кроме того, такая система «скрытого субсидирования» являлась элементом поддержания функционирования неэффективных производителей и сопровождалась проведением весьма мягкой денежно-кредитной политики. Размеры процентных ставок по рублевым операциям часто не покрывали уровень инфляции, а масштабы кредитной эмиссии Национального банка были весьма внушительными.

Экономика и банковская система  во многом «привыкли» к такой политике.

Поэтому следует учитывать, что резкое ужесточение денежно-кредитной  политики и проведение «скачкообразной» девальвации официального курса, по которому осуществлялся бухгалтерский  учет, могли иметь, как минимум, две  группы отрицательных последствий.

Во-первых, это не могло  не подорвать ликвидность банковской системы, и не только в краткосрочной  перспективе. Возврат предоставленных  ранее банками под относительно высокие номинальные процентные ставки средне- и долгосрочных кредитов оказался бы в существенной степени  затруднен. С другой стороны, на банки  легло бы бремя процентных платежей по срочным депозитам. Весьма вероятно, что это привело бы к возникновению  серьезных проблем с ликвидностью и рентабельностью банков.

Во-вторых, резкая девальвация  официального валютного курса в  условиях малой открытой экономики  ведет к существенным изменениям в структурах балансов предприятий  нефинансового сектора, большинство  их которых так или иначе являются субъектами внешнеэкономических отношений. Размер кредитов в иностранной валюте, полученных ими от банков, превышает сумму валютных депозитов и текущих счетов примерно в два раза. И отрицательные последствия от такой переоценки активов и пассивов, вызванной резкой девальвацией, могли привести к неплатежеспособности многих предприятий.

В 2000 г. началось постепенное  ужесточение денежно-кредитной политики, в результате чего в феврале процентные ставки по рублевым операциям вышли  на положительный уровень, а их номинальные  значения затем начали плавно снижаться. Размеры кредитной эмиссии Национального  банка были значительно ограничены, при этом она направлялась исключительно  на кредитование дефицита государственного бюджета. Все это позволило, начиная  с апреля 2000 г. существенно снизить  темпы девальвации рыночных котировок  рубля (с 2-5 % в среднем за месяц  до 0,5-1,5 %), а в мае была начата ускоренная корректировка его официального курса.

С 14 сентября 2000 г. был осуществлен  переход к единому валютному  курсу, что является наиболее важным положительным результатом денежно-кредитной  политики 2000 г. Ликвидация системы множественных  обменных курсов и расширение сферы  использования белорусского рубля  во внешней торговле сформировали нормальные условия для осуществления внешнеэкономической  деятельности белорусских предприятий. Упрочилось положение экспортеров  в связи с устранением «налога», связанного с продажей части валютной выручки по заниженному курсу. Практически  в течение всего года обеспечивалась высокая стабильность рыночных котировок  белорусского рубля, что сделало  валютный рынок предсказуемым, а  также позволило значительно  снизить издержки на проведение валютных и внешнеторговых операций. Кроме  того, переход к единому валютному  курсу, с одной стороны, в существенной степени устранил экономические  предпосылки для развития «теневых отношений» в валютной сфере, с другой – создал необходимые условия  для достижения высокой прозрачности и контролируемости системы валютных отношений.

Не менее важно и  то, что была осуществлена либерализация  валютного рынка. Было снято множество  ограничений, действовавших по операциям, как на наличном, так и на безналичном сегментах. В октябре 2001 г. Беларусь присоединилась к статье VIII Устава МВФ, в которой сформулированы критерии конвертируемости национальной денежной единицы по текущим операциям.

В 2002 г. было продолжено проведение монетарной политики, направленной на дальнейшее углубление финансово-экономической  стабильности, поддержание плавных  и предсказуемых темпов девальвации  белорусского рубля. Так в соответствии с «Основными направлениями денежно-кредитной  политики на 2002 год» предусматривалась  верхняя и нижняя границы денежно-кредитных  агрегатов. Однако показатель темпа  девальвации принят на неизменном уровне для всех вариантов. То есть в республике произошел отказ от ортодоксально  монетаристского подхода, для которого характерно жесткое таргетирование денежных агрегатов. Выбор же в качестве наиболее приоритетной цели денежно-кредитной политики стабильного и предсказуемого обменного курса отвечал особенностям экономики республики, являющейся высокоиндустриальной, небольшой и тесно связанной с внешним миром. Вместе с тем, отказ от жесткой фиксации обменного курса национальной валюты позволило смягчить возможных негативных явлений, связанных с резким ужесточением монетарной политики, ухудшением финансового положения экспортеров.

Сегодня можно говорить о  том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов.

Во-первых, Беларуси одной  из немногих стран, входивших в состав бывшего СССР, удалось избежать системного кризиса. Конечно, случались и банкротства  банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта  августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему  и всю экономику республики, платежи  осуществлялись стабильно, вкладчики  при желании беспрепятственно могли  получить свои деньги.

Во-вторых, в последние  годы в республике достигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации. Так, после перехода к единому  курсу белорусского рубля темпы  девальвации последовательно снижались: с 33,9 % в 2001 г. до 21,5 % в 2002 г., и еще более  чем в 1,9 раза за 6 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего. По темпам инфляции имеет место следующая динамика: в 2001 г. индекс потребительских цен составил 46,1 %, в 2002 г. – 34,8 %, январь-май 2002 и 2003 года – составил 18,6 и 12,7 % [3, с. 5].

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь