Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь.
Исходя из цели курсовой работы, автором для решения поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
2) описать типы денежно-кредитной политики, ее эффективность;
3) рассмотреть денежно-кредитную политику в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....
4
1 Денежно-кредитное регулирование в рыночной экономике……………...
5
1.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики…………………….
5
1.2 Регулирование денежно-кредитной системы…………………………….
8
1.3 Денежно-кредитная политика как элемент макроэкономической стабилизации…………………………………………………………………....

11
2 Денежно-кредитная политика Национального банка Республике Беларусь…………………………………………………………………………

14
2.1 Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь……………………………………………….

14
2.2 Опыт и состояние денежно-кредитной политики………………………...
21
2.3 Анализ состояния денежно-кредитной политики текущего года………
26
2.4 Перспективы реализации денежно-кредитной политики……………….
30
Заключение………………………………………………………………………
32
Список использованных источников………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

курсач маша.docx

— 175.74 Кб (Скачать файл)

На динамику инфляции в  течение 2004 года влияли многочисленные факторы. В январе-августе наблюдалось  замедление инфляционных процессов (рисунок 1.2). Это было обусловлено в первую очередь ужесточением денежно-кредитной  политики, административным сдерживанием роста цен, а также сезонным снижением цен на плодоовощную продукцию. Начиная с сентября 2004 г. в результате увеличения темпов роста кредитной эмиссии Национального банка, депозитно-кредитной деятельности банков, а также замедления темпов снижения цен на плодоовощную продукцию темпы роста потребительских цен снова начали возрастать. Однако в целом за 11 месяцев текущего года интенсивность роста цен была значительно меньше, чем в 2003 году.

Не менее важно также  и то, что сегодня уже не является острой проблема обеспечения положительного уровня нормы процента в реальном выражении. С апреля 2000 г. процентные ставки по рублевым операциям стабильно  превышают темпы роста цен, обеспечивая  достаточно высокую доходность активов  в национальной валюте по сравнению  с инвалютными, т. е. создано базовое  условие стабильности национальной денежной единицы. Однако в долгосрочной перспективе важно обеспечить не только положительный уровень процентных ставок в реальном выражении, но и  их невысокие номинальные значения при низкой инфляции. Это будет  способствовать формированию максимально  благоприятных условий для развития реального сектора экономики, повышению  инвестиционной активности, достижению предсказуемости финансового рынка. Так, если в январе 2001 г. ставка рефинансирования составляла 80 % годовых, то в январе 2002 г. – уже 57 %, в январе 2003 г. – 38 %, а к настоящему времени она  доведена до 29 % годовых, а до конца  года снизится еще на 1 процентный пункт.

Следует отметить, что наметилась тенденция к снижению процентных ставок по кредитам и депозитам в  иностранной валюте, которые в  гораздо меньшей степени поддаются  прямому влиянию Национального  банка и формируются под влиянием факторов, отражающих характер инвестиционного  и делового климата, настроения субъектов  экономических отношений. Средние  ставки по инвалютным кредитам и депозитам  за период с начала 1999 по май 2003 г. снизилась  почти в 1,5 раза – с 19,8 до 13,4 % и  с 10,2 до 7 % соответственно. Это отражает общее улучшение ситуации на денежном рынке республики, укрепление финансовой системы и национальной валюты.

Третий важный результат  денежно-кредитной политики Беларуси: последовательное снижение темпов инфляции и девальвации привело к существующему  росту доверия к белорусскому рублю и сформировало необходимые  условия для укрепления банковской системы республики.

Так, сумма рублевых вкладов  населения за 2002 г. возросла более  чем в 2 раза в номинальном выражении  и в 1,4 раза – в реальном, а за январь-май 2003 г. – еще на 44 % в  номинальном выражении и на 28,1 %   в реальном.

Существенно возросло качество кредитных портфелей банков. Если на начало 2001 г. доля проблемных кредитов в общей их сумме составляла 16,3 %, то на начало 2002 г. она снизилась  до 14,4 %, на начало 2003 г. – до 8,3 % и  к настоящему времени достигла 7,6 %, т. е. за два с половиной года она сократилось более чем  в 2 раза. И в настоящее время  стоит задача довести этот показатель до уровня, соответствующего международным  стандартам, т. е. не более 5 %.

Улучшение ситуации в банковской системе выражается и в увеличении иностранных инвестиций в уставные фонды белорусских банков. Согласно национальной программе привлечения  инвестиций, рассчитанной до 2010 г., ежегодно иностранный капитал, привлеченный в основные фонды республики, должен был увеличиваться на $900-1000 млн. Так, только за I квартал 2003 г. в банковскую систему было привлечено иностранных инвестиций на сумму более 31 млн. евро и 2 млн. долл. США. Это почти в 2 раза больше, чем за весь 2002 г. вся сумма собственного капитала банковской системы по состоянию на 1 июля 2003 г. достигла 651,4 млн. евро (на начало года – 608,3 млн. евро). [5, с. 6]. В 2004 г. снизилась не только сумма привлеченного иностранного капитала, но и его доля в общем объеме капиталовложений - с 5,5% в 2003 г. до 3% в 2004 г. Все остальные капиталовложения приходятся на внутриреспубликанские источники. Их участие в формировании основного капитала распределилось следующим образом: 57,6% пришлось на средства организаций, включая кредиты банков, 20% профинансировано за счет госресурсов, а на долю населения (с учетом кредитов) выпали почетные 11,5% от общего объема капвложений. [5, с.25]

В 2009 г. в республике успешно проводилась работа по обеспечению стабильности цен. Прирост индекса потребительских цен за отчётный период составил 10,1%. Это ниже соответствующего показателя за 2008 г. (13,3%) и 2007 г. (12,1%).

За 2009 г. совокупный уставный фонд банков увеличился на 877,0 млрд. руб., или на 10,1%, и начало 2010 г. составил 9,56 трлн. руб., или порядка 3,34% млрд. долл. США.

В 2010 г. иностранными инвесторами  в уставные фонды банков было внесено 45,19 млн. евро, 97,46 млн. долл. США и 2,87 млрд. росс. руб., что в эквиваленте составляет сумму порядка 250 млн. долл. США. Для кризисных условий это достойный результат.

Показатели роста кредитования экономики на 2010 г. определены в размере 136 – 140% [8, с.7].

Существенно возросли за 2009 г. в ресурсной базе банков средства Национального банка (на 5,2 трлн. руб., или в 2,6 раза). Это естественно  в условиях кризиса, когда Национальный банк взял на себя ведущую роль в  поддержке банковской системы страны в требуемых объёмах.

Обобщающий показатель работы банковской системы – это прибыль. Полученная банками за 2009 г. прибыль  составила 1 084,2 млрд. руб. (в 1,5 раза больше, чем за 2008 г.), что говорит об эффективной работе банков [8, с.8].

 

 

 

2.3 Анализ состояния денежно-кредитной политики текущего года

 

 

 

Тенденции  в денежно-кредитной  сфере за 9 месяцев 2011 г. формировалось  под влиянием складывающейся макроэкономической ситуации. Объём рублевой денежной массы по состоянию на 1 октября 2011 г. составил 38641,3 млрд. руб., увеличившись с начала года на 12,2 трлн. руб. или на 46,2%. Необходимо отметить, что в III квартале 2011 г., после отмеченного в первом полугодии снижения, наметилась тенденция роста депозитов населения в национальной валюте: за июль – сентябрь они выросли на 1,3 трлн. руб.

Широкая денежная масса увеличилась  за январь – сентябрь 2011 г. на 57% и  составила на 1 октября 2011 г. 78920,2 млрд. руб. При этом в долларовом эквиваленте  депозиты в иностранной валюте сократились  за январь – сентябрь на 9% и на 1 октября 2011 г. составили 6712,7 млн. долл. США. Такое  сокращение депозитов в иностранной валюте обусловлено главным образом оттоком средств населения в иностранной валюте из банков в условиях сохранения нестабильности на валютном рынке.

Ресурсная база банков выросла  за январь – сентябрь 2011 г. на 73,5 трлн. руб., или на 57,6% (с учётом проведённой  корректировки официального обменного курса белорусского рубля) и достигла к 1 октября 2011 г. 201 трлн. руб. За рассматриваемый период в структуре ресурсной базы произошли следующие изменения: доля средств физических лиц снизилась с 18,8% по состоянию на 1 января 2011 г. до 16,6% на 1 октября 2011 г.(на 1 октября 2011 г. – 21,1%), доля средств нерезидентов выросла на девять месяцев с 13,5 до 18,7%. Как положительную тенденцию можно рассматривать уменьшение средств Национального банка с 21,9% на 1 января 2010 г. до 16,9% на 1 октября 2011 г.

В III квартале 2011 г. меры по ужесточению денежно-кредитной политики были продолжены в направлении сдерживания спроса на кредитные ресурсы и стимулирование сбережений в национальной валюте. Так, в III квартале 2011 г. ставка рефинансирования поднималась четыре раза (в целом за 9 месяцев 2011г. ставка рефинансирования увеличилась в девять раз), по состоянию на 1 октября 2011 г. она составила 30% годовых; были повышены и ставки по операциям поддержки ликвидности. Вместе с тем в реальном выражении ставки по вкладам остаются на отрицательном уровне.

В целях стабилизации ситуации на валютном рынке и выхода на единый равновесный курс белорусского рубля  с 14 сентября 2011 г. стали осуществляться торги  иностранной валютой на дополнительной сессии Белорусской  валютно-фондовой биржи (БВФБ). Курс покупки  и продажи иностранной валюты на дополнительной торговой сессии устанавливается  по результатам фиксинга исходя из спроса и предложения. С начала работы дополнительной сессии (14 сентября) отменены установленные предварительные  значения обменных курсов, по которым  могли осуществляться покупка-продажа  и конверсия иностранной валюты на внутреннем рынке – плюс/минус 2% официальному обменному курсу. При установлении обменных курсов иностранных валют для совершения валютно-обменных операций на внебиржевом валютном рынке с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и банков, а также физических лиц банки получили право устанавливать обменный курс, ориентируясь на курсы, сложившиеся по итогам дополнительной торговой сессии на БВФБ.

На внебиржевом валютном рынке была разрешена покупка-продажа  иностранной валюты на сумму не более  одного установленного биржевого лота (1000 единиц иностранной валюты). Валютно-обменные операции с участием физических лиц осуществляются с 14 сентября без ограничений.

На основной торговой сессии БВФБ с 14 сентября 2011 г. осуществлялись: обязательная продажа валюты по официальному курсу; покупка иностранной валюты по официальному курсу для оплаты лекарственных средств, изделий  медицинского назначения, а также  для оплаты за поставленные в Республику Беларусь природный газ и электрическую  энергию.

В целях увеличения предложения  валюты на основной торговой сессии был  расширен перечень валют, подлежащих обязательной продаже субъектами хозяйствования на внутреннем валютном рынке; отменён  ряд льгот по обязательной продаже  валютной выручке в иностранной  валюте; запрещена выдача разрешений на продление сроков возврата валютной выручки.

После проведённой разовой  девальвации белорусского рубля  и установления центрального значения стоимости корзины 1810 руб. (с 24 мая 2011 г.) стоимость корзины иностранных валют увеличилась на 8,4% (коридор колебаний стоимости иностранных валют плюс/минус 12% от центрального значения), составив на 1 октября 2011 г. 1962,23 бел. руб. С начала года стоимость корзины иностранных валют возросла в 1,86 раза.

Официальный обменный курс белорусского рубля к доллару  США за период с 24 мая по 1 октября 2011 г. снизился на 14,4% (снижение за сентябрь – 10,4%) и на 1 октября 2011 г. составил 5640 руб. за долл. США (к началу 2011 г. курс снизился на 88%), изображённый на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 – Динамика официального курса белорусского рубля  к доллару США, евро и российскому  рублю за 9 месяцев 2011г.

Примечание – Источник-[9, с.17]

Официальный обменный курс белорусского рубля к евро за период с 24 по 1 октября 2011 г. – 7626,41 белорусских рублей на евро (к началу 2011 г. снижение составило 90,7%) [9, с.17].В результате торгов на дополнительной сессии 14 сентября установлены следующие курсы белорусского рубля к основным мировым валютам: 8600 белорусских рублей за доллар США, 12 100 рублей за евро, 305 за российский рубль, они представлены на рисунке 2.5.

 

Рисунок 2.5 – Динамика курса белорусского рубля к доллару  США, евро и российскому рублю  на дополнительной сессии в сентябре 2011г.

Примечание – Источник-[9, с.18]

 

За период с 14 по 30 сентября 2011 г. на дополнительной торговой сессии курс белорусского рубля укрепился  к доллару США на 11,3%, на 30 сентября – 7630 руб. за доллар США, к евро на 14,7%, на 30 сентября – 10320 руб. за евро, к российскому  рублю – на 30 сентября 2011 г. – 238 руб. за российский рубль.

В результате разрыв между  официальным курсом белорусского рубля  к доллару США и его курсом на дополнительный сессии за период с 14 по 1 октября 2011 г. сократился с 60,8 до 35,5%.

Необходимо отметить, что  в сентябре предложение валюты на дополнительной сессии превышало спрос. Для поддержания курса Национальный банк на допсессии скупал излишки предложения валюты над спросом. Так, по данным Нацбанка, за две недели проведения дополнительной сессии им было куплено на бирже и направлено в золотовалютные резервы 103 млн. долл. США. Укрепление курса белорусского рубля к основным валютам в сентябре во многом связывают с налоговым периодом, что значительно увеличивало потребности экспортеров в белорусских рублях.

В целом на внутреннем валютном рынке за 9 месяцев 2011 г. субъектами хозяйствования было куплено 13,3 млрд. долл. США, продано –12,3 млрд. долл.

США (чистая покупка составила 1,06 млрд. долл. США). Чистая покупка валюты населением за тот же период года составила 246,7 млн. долл. США.

По предварительным данным, международные резервные активы в определении ССРД МВФ составили на 1 октября 2011 г. 4715,8 млн. долл. США, снизившись с начала года на 314,9 млн. долл. США (на 6,3%). При этом июль – сентябрь международные резервные активы в определении ССРД МВФ возросли на 564,9 млн. долл. США. Их увеличению способствовали поступление в страну займа, предоставленного Азербайджанской республикой в 300 млн. долл. США, покупка Национальным банком иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, а также конвертация нерезервных активов в резервные [9, с.18].

 

 

 

2.4 Перспективы  реализации денежно-кредитной политики

 

 

 

XXI век станет столетием  глобализации, интернационализации  экономических отношений, ускоренного  развития мирового финансового  рынка. Так как попытки проведения  «политики автаркии» не эффективны, это провоцируют развитие теневых  финансовых потоков, а в конечном счете, имеют гораздо более негативные последствия в сравнении с возможными отрицательными явлениями, связанными с форсированием процесса глобализации.

Беларусь – европейская  страна, имеющая небольшую экономику, характеризующуюся высокими показателями интенсивности внешнеэкономических  потоков. Отношение суммы экспорта и импорта товаров и услуг  к ВВП превышает 100 %. Это один из наиболее высоких показателей для  стран бывшего СССР и примерно соответствует уровню, достигнутому небольшими странами Центральной и  Западной Европы.

С другой стороны, существенное уменьшение барьеров в международной  торговле в последние десятилетия  открыло двери для экспортоориентированного роста. Фактически, для малых экономик с ограниченным внутренним рынком, к числу которых можно отнести  и экономику Беларуси, возможности  быстрого роста заключены в большей  степени в производстве продукции, ориентированной на международные  рынки.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь