Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь.
Исходя из цели курсовой работы, автором для решения поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
2) описать типы денежно-кредитной политики, ее эффективность;
3) рассмотреть денежно-кредитную политику в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....
4
1 Денежно-кредитное регулирование в рыночной экономике……………...
5
1.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики…………………….
5
1.2 Регулирование денежно-кредитной системы…………………………….
8
1.3 Денежно-кредитная политика как элемент макроэкономической стабилизации…………………………………………………………………....

11
2 Денежно-кредитная политика Национального банка Республике Беларусь…………………………………………………………………………

14
2.1 Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь……………………………………………….

14
2.2 Опыт и состояние денежно-кредитной политики………………………...
21
2.3 Анализ состояния денежно-кредитной политики текущего года………
26
2.4 Перспективы реализации денежно-кредитной политики……………….
30
Заключение………………………………………………………………………
32
Список использованных источников………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

курсач маша.docx

— 175.74 Кб (Скачать файл)

В этом контексте стратегической целью денежно-кредитной политики является создание благоприятных условий  для активного вхождения Беларуси в систему глобальной экономики  путем углубления финансово-экономической  стабилизации в республике, дальнейшей либерализации валютного рынка, развития платежной системы, повышения  надежности работы банков, освоения ими  передовых методов работы и проведения операций.

Сегодня вопросы кредитования государственных и крупных предприятий 

решаются посредством  удешевления процентных ставок за счёт бюджета. На это выделены большие  ресурсы. Иначе обстоит дело с  кредитованием населения, малого и среднего бизнеса. Эти категории заёмщиков в полном объёме ощутили на себе удар роста процентных ставок. Существует возможность для того, чтобы обеспечить их постепенное снижение.

Предстоит провести большую  работу по увеличению золотовалютных резервов. Нужно стремиться к тому, чтобы они не достигли менее 10 млрд. долл. США. Сумма резервов республики должна соответствовать трёхмесячному  объёму импорта. Выполнение этого норматива  позволит успешнее вести работу на международных рынках капитала, в  частности повысит рейтинг Республики Беларусь, поэтому задача всех руководителей  банковской системы – активно  работать в этом направлении.

 Второе главное направление  – это стабильное развитие  самой банковской системы. В  2010 г. рост ресурсной базы предусмотрен  в размере 136%. Будут увеличиваться  все её составляющие, но особое  внимание уделяется привлечению  средств населения и средств нерезидентов. Сегодня в Республике Беларусь из 32 действующих банков 25 являются банками с участием иностранного капитала, и все они имеют возможность активно работать по наращиванию ресурсов.

Банкам следует активизировать работу с населением в части привлечения  их средств во вклады. Также банкам постоянно следует проводить работу по сокращению проблемных активов. В текущем году появляются перспективы значительно улучшить ситуацию с проблемными активами в государственных банках, кредитующих государственные программы социально-экономического развития.

Не менее важная задача, поставленная в  Республике Беларусь, - создать условия для быстрого экономического развития страны, для  построения новой конкурентной экономики. На протяжении многих лет наша страна имеет отрицательное сальдо внешней  торговли товарами и услугами, поэтому  необходимо сделать большой рывок  в экономике. В первую очередь  не по количественным показателям, а  по качественным. Следует провести модернизацию, реконструкцию действующих  предприятий всех форм собственности  с целью выпуска на них конкурентно  способной продукции. Важно создавать  и развивать новые наукоёмкие отрасли, используя новейшие достижения, информационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии и другие направления  современной науки и техники.

Для достижения указанных  целей необходимо решить масштабные задачи: провести полную дебюрократизацию экономики, повысить благосостояние граждан, качество и конкурентоспособность  белорусской продукции, обеспечить приток иностранных инвестиций и положительное сальдо внешней торговли. Индикатором успешного продвижения Республики Беларусь в решении названных задач следует рассматривать её вхождение в 30 стран с лучшими условиями ведения бизнеса и к 2015 г. – в число первых 50 стран мира по индексу человеческого развития [10, с.20].

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь, проводимая Национальным банком в последние годы, направлена на обеспечение благоприятных условий  для достижения устойчивых темпов роста, развития реального сектора экономики, повышения инвестиционной активности в народном хозяйстве.

Но в то же время экономика  Беларуси, как впрочем, и экономики  других стран, выходит далеко за пределы  законов функционирования «денежной  экономики». Монетарный угол зрения далеко не воспроизводит в полной мере все  происходящие социально-экономические  процессы.

Развитие переходных процессов, в которых трансформируются базовые  институты экономики и общества, невозможно объяснить и спроектировать в будущем, которое бы в равной степени представляло условия для  стимулирующего поведения всех хозяйствующих  субъектов, а не только институтов денежно-кредитной  и финансовых сфер.

Образовавшаяся дихотомия  между реальным и финансовым секторами, создавшая для них огромный риск глобального всеобщего кризиса, ориентирует при слабой отечественной  денежно-кредитной системе на взвешенную рациональность национальной экономической политики.

Стабилизация белорусского рубля, равно как и цен, требует  более широких мероприятий, выходящих  за пределы денежных агрегатов и  чисто экономического поля.

Белорусским денежно-кредитным  институтам необходимо смириться с  тем, что они по вполне объективным  причинам должны попасть в своей  деятельности под разумный общественный контроль. В нынешних условиях этого  в большей степени требует  «выживаемость» самих банков.

Поскольку в нашей общественной системе произошло нарушение  законов институционального равновесия с законами денежной экономики и  реального производственного сектора, то нарушился и целостный воспроизводственный  цикл, со всеми вытекающими последствиями.

Поэтому сегодня, как и 100 лет назад, актуален вывод, сделанный  известным экономистом С. Ю. Витте  о том, что благополучие в финансово-кредитном  секторе экономики неразрывно связано  с благополучием реальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1 Агапова, Т. А. Серегина, С. Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей редакцией профессора, д. э. н. А. В. Сидоровича. – М.: МГУ им. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997.

2 Базылев, Н. И. Базылева М. Н., Гурко С. П. и др. Экономическая теория: Учебник. – Мн.: БГЭУ, 2001.

3 Воронин В. П.  Мировая  экономика: Краткий курс лекций  – М.: Юрайт-М, 2001.

4 Алымов Ю. Экономика адаптировалась к более жесткому контролю предложения денег // Национальная экономическая газета. 2003. № 80. С. 1, 4.

5 Дашкевич, В. Кривое зеркало белорусской экономики. // Белорусский рынок. – 21 марта 2005г. – №11. – С.20.

6 Зеленкевич, М. Л. Денежно-кредитная политика как элемент макроэкономической стабилизации // Вестник БГЭУ. – 2003. – № 3. – С. 24-30.

7 Алымов, Ю. Л. Развитие экономики и банковской системы в 2010 г. // Государственный контроль. – 2011г. – №2. – С. 5-9.

8 Прокопович, П. П. Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 год и 2010 год // Банковский вестник. – 2010 г. – №22. – С. 5-9

9 Тиханова, А. М. Денежно – кредитная политика // Экономическая бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2011 г. – №11. – С. 16-18.

10 Хотько, А. В. Бюджет Республики Беларусь на 2010 г. как оптимальный вариант возможного // Торгово-экономический отдел. 2010г. – №4. – С. 15-21.

11 Терехина, Е. Бюджет 2010 года / Е. Терехина // Национальная экономическая газета. – 2010. – № 98. – С. 1, 4.

12 Рыкова, Л. М. Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь / Л. М. Рыкова // Банковский вестник. – 2011. – №44. – С. 3-9.

13 Тихонов, А. О. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: состояние и перспективы / А.О. Тиханов // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2011. – № 18. – С. 5-7.

14 Усоский, В. Кредитование в Беларуси. Анализ рынка и тенденции его развития в текущем году / В. Усоский // Национальная экономическая газета. – 2010. – № 85. – С. 6-10.

15 Библиотека электронных ресурсов. Иностранная валюта [Электронный ресурс] / ред. В. Румянцев. – Минск 2010. – Режим доступа: http://www.pravo.by/pdf/2010-112/2011-112(030-051). Дата доступа: 24.04.2012.

16 Иностранные инвестиции [Электронный ресурс] / ред. Д.А. Лойша. – М., 2010. – Режим доступа: http://www.bcse.by/press-center/Documents/V2009.doc. – Дата доступа: 20.04.2012.

 17. Прокопович, П.П. Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики / П.П. Прокопович // Банковский вестник. – февраль 2010. – №23. – С.4-9.

 


Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь