Денежно-кредитная политика в переходной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

В процессе перехода от тотального государственного хозяйства к смешанной экономике существенные изменения претерпевают не только функции и направления государственного воздействия на экономику, но и методы такого воздействия. Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..2
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики……………….4
1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами……………………………………5
1.1.1 Неоклассическая школа…………………………………………………...5
1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования……………..6
1.1.3 Монетаристская количественная теория денег……………….10
1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………...….12
1.2.1 Механизм кредитной эмиссии ……………………………………………13
1.2.2 Формы и инструменты регулирования предложения денег……………14
1.3. Цели и эффективность денежно-кредитной политики…………………...17
1.3.1 Система целей денежно-кредитной политики…………………………..17
1.3.2 Промежуточные цели в различных концепциях денежно-кредитного регулирования……………………………………………………………………18
1.3.3 Противоречивость денежно-кредитного регулирования………………..20
1.3.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики и его роль…...23
Глава 2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России…...24
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику…………………..24
2.2 Особенности российской банковской системы……………………………26
2.3 Специфика целей денежно-кредитной политики…………………………28
2.4. Методы и инструменты…………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………….……....34
Список литературы……………………………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по макроэкономике.docx

— 103.34 Кб (Скачать файл)

В целом  же экономическая нестабильность, проявляющаяся  в той или иной форме, представляется результатом несбалансированности темпов роста естественного уровня реального производства и роста совокупного спроса. 
Проведение денежно-кредитной политики, направленной на достижение главной задачи — экономического роста при стабильных ценах и полной занятости, требует выбора такой конкретной промежуточной цели, которая наилучшим образом корректирует соответствие совокупного спроса темпам роста реального ВНП.

Денежно-кредитная  политика вписывалась в концепцию "точной настройки" экономической  системы, что предполагало активные действия Центрального банка в изменяющейся экономической ситуации. Против свободной  денежно- кредитной политики, призванной обеспечить "точную настройку" экономики, выступили монетаристы. М. Фридмен, например, считал, что деньги слишком важны, чтобы позволять центральным банкам манипулировать ими по своему усмотрению[7].

Классический  монетаризм исходит из того, что  единственной подходящей промежуточной  целью монетарной политики может  быть достижение стабильных темпов роста  денежной массы. Эти темпы должны соответствовать темпам роста естественного  уровня реального ВНП. Поддержание  плановых темпов роста денежной массы  называется таргетированием.

Монетарная  политика в классическом понимании  имела место в США только в  период между октябрем 1979 и октябрем 1982 г. 6 октября 1979 г. Комитет по операциям  на открытом рынке ФРС объявил  об изменениях в монетарной политике, обусловленных возможностью нарастания инфляции и неуверенностью в эффективности  установления плановых уровней процентных ставок. Было прекращено использование  межбанковской процентной ставки в  качестве тактической цели, а новой  промежуточной целью стал темп роста  узкого денежного агрегата M1 (включает наличные деньги в обращении и  депозиты до востребования в коммерческих банках).

Новый подход к денежно-кредитной политике основывается на монетаристском предположении о  том, что инфляция всегда и везде  является результатом повышения  темпов роста денежной массы по отношению  к темпам роста реального производства. Однако попытка проведения политики монетарного таргетирования косвенными методами имела неблагоприятные результаты, и в США от этого отказались в октябре 1982 г. после трех лет использования. Практика показала, что воздействие монетарных властей на денежную массу осуществляется главным образом через спрос на деньги, а для этого существуют более эффективные инструменты, например процентные ставки, хотя во всех случаях сохраняется элемент неопределенности.

Отказавшись следовать простому правилу роста  денежной массы, регулирующие органы тем не менее до настоящего времени испытывают влияние монетаризма в проведении денежно-кредитной политики в смысле настойчивой антиинфляционной ее направленности.

Вопрос  же об эффективных промежуточных  целях монетарной политики по- прежнему остается дискуссионным[8]. Правительства и центральные банки различных стран, исходя из того, что ни одну цель из всех возможных промежуточных целей денежно-кредитной политики нельзя рассматривать как идеальную, берут под контроль целый ряд параметров экономической системы. 
Это и показатели денежной массы, условия и объемы предоставляемых кредитов, обменный курс, динамика индексов цен и др.

1.3.3 Противоречивость денежно-кредитного  регулирования

Опыт  проведения денежно-кредитной политики в различных странах в течение  нескольких десятилетий позволяет  выявить ее сильные и слабые стороны, определить факторы, оказывающие влияние  на ее эффективность. С одной стороны, согласованная с правительством в рамках общих направлений регулирования  экономики и проводимая Центральным  банком денежно-кредитная политика отличается гибкостью.

Во всех странах с развитой рыночной структурой центральные банки обладают известной  независимостью от правительства и  могут оперативно принимать решения  по корректировке денежно-кредитной  политики в зависимости от меняющейся экономической ситуации.

Проведение  центральными банками текущих мероприятий  в денежно- кредитной сфере не связано с продолжительными процедурами  согласовании и принятием специальных  распоряжений органами государственной  власти. 
Самостоятельность центральных банков в проведении денежно-кредитной политики позволяет также успешно противостоять давлению со стороны политиков, когда краткосрочные политические цели правительства вступают в противоречие с основной стратегической линией макроэкономического регулирования. Подобное часто наблюдается в условиях приближающихся выборов, растущего дефицита государственного бюджета и т. д. Все это делает денежно-кредитную политику чрезвычайно привлекательным инструментом государственного регулирования экономики.

С другой стороны, в проведении денежно-кредитной  политики возникают серьезные ограничения, которые таят в себе опасность  ухудшения экономической ситуации.

Во-первых, это обусловлено общими особенностями  использования косвенных методов  регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивая положительный  эффект на одних рынках, могут вызвать  отрицательные последствия на других рынках. Например, политика дорогих  денег снижает темпы инфляции, обеспечивая стабилизацию на финансовых рынках. В то же время она способна понизить объем кредитов, ухудшить условия инвестирования, вызвать  падение темпов экономического роста  и усилить безработицу. В связи  с этим при проведении денежно- кредитной  политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия  и принять меры для их нейтрализации.

Однако  здесь возникают свои трудности. Даже если предположить, что экономисты способны составить точный прогноз  развития экономической ситуации, существуют так называемые временные лаги, или  временные задержки, между изменениями  денежной массы, находящейся в обращении, и реакцией на них других экономических  переменных.

В эти  периоды ряд привходящих обстоятельств  может нарушить ход экономических  процессов. Возникнет необходимость  корректировки денежно- кредитной  политики, что, в свою очередь, может  привести к противоречию между ее долго- и краткосрочными целями. Подобное явление известно как проблема временных  несоответствий. Наличие таких несоответствий, по мнению основоположников неоклассической  теории рациональных ожиданий, способно свести на нет все усилия монетарных властей, направленные на обеспечение  экономической стабильности.

Теория  рациональных ожиданий утверждает, что  экономические агенты, исходя из прошлого опыта и используя имеющуюся  информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. Действия, которые предпринимают хозяйствующие субъекты, могут не вписаться в логику проводимой денежно-кредитной политики, и тогда она не достигнет целей. Практическое приложение этой теории состоит в том, что денежно-кредитная политика не должна носить характер конъюнктурной антициклической политики, поскольку это вызывает нестабильность и непредсказуемость в принятии решений экономическими агентами. Сторонники концепции рациональных ожиданий выступают за создание стабильных правил, в соответствии с которыми действовали бы правительство и экономические агенты.

Во-вторых, большое влияние на эффективность  денежно-кредитной политики оказывает  также правильность выбора промежуточных  и тактических целей. В данном случае речь идет о так называемой технической стороне дела. 
Известно, что денежную массу можно представить различными денежными агрегатами, построенными по принципу убывания ликвидности. Выбирая в качестве промежуточной цели, например, темп роста денежной базы. 
Центральный банк должен выбрать и денежный агрегат, который он будет контролировать, более узкий или более широкий и соответственно определить тактические цели. Если выбор сделан неправильно, без учета всех происходящих процессов в денежно-кредитной сфере, предпринимаемые усилия не только не принесут желаемого конечного результата, но и могут подорвать авторитет экономических теорий, на основе которых формировалась денежно- кредитная политика. Так, например, неудачу монетарного таргетирования, проводимого Комитетом по операциям на открытом рынке ФРС в 1979—1982 гг., 
М. Фридмен, интеллектуальный отец современного монетаризма, связывал с тем, что была неправильно выбрана тактическая цель — незаимствованные резервы вместо денежной базы, что, на его взгляд, было бы предпочтительнее[9]. 
Неожиданно для монетарных властей повел себя и узкий денежный агрегат M1, темп роста которого был выбран в качестве промежуточной цели. Результат монетаристского эксперимента — значительное увеличение изменчивости поведения M1, а также внезапная ломка стабильного до того времени соотношения между ростом M1 и номинального ВНП и между ростом M1 и инфляцией[10], хотя их стабильное соотношение в известной мере составляет основу классического монетаристского подхода.

В-третьих, при проведении денежно-кредитной  политики и выборе ее целей необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные  самим механизмом изменения объема денежной массы в экономике. Центральный  банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку в  этом процессе участвуют также коммерческие банки и небанковский сектор. Например, резервы банков состоят не только из обязательных, предписываемых Центральным  банком, но и избыточных резервов, величину которых банки определяют самостоятельно. Чем больше будут избыточные резервы, тем меньше кредита будет выдано. Таким образом, Центральный банк не может точно предусмотреть  объем кредитов, которые будут  выдавать коммерческие банки, а увеличение избыточных резервов повысит норму  резервов и снизит денежный мультипликатор.

Соотношение между наличными и безналичными деньгами зависит от поведения населения, которое определяется не только действиями Центрального банка. Изменение соотношения  между наличными и безналичными деньгами d также скажется на величине денежного мультипликатора, определяющего  масштабы кредитной эмиссии, а следовательно, и предложения денег. 
Мероприятия Центрального банка могут не достичь цели вследствие непредсказуемого поведения коммерческих банков или населения.

Например, Центральный банк решает увеличить  предложение денег и для этого  расширяет денежную базу, проводя  операции на открытом рынке по покупке  ценных бумаг. Рост предложения денег  вызовет падение процентной ставки. А дальше все будет зависеть от поведения коммерческих банков и  населения в изменившихся условиях. Если банки предпочтут увеличивать  свои избыточные резервы, вместо того чтобы выдавать кредиты, а население  переведет часть своих средств  из депозитов в наличность, уменьшится денежный мультипликатор, что нейтрализует набравший силу процесс расширения денежной массы и снизит результативность предпринятых Центральным банком действий.

Похожая ситуация наблюдалась во времена  Великой депрессии в Америке, вплоть до 40-х гг., когда стали  быстро нарастать избыточные резервы  в коммерческих банках. Этот опыт показал, что увеличение банковских ресурсов не обязательно будет производить  мультипликативное расширение банковских кредитов и депозитов. Некоторые  экономисты считают, что если бы банки  не накапливали избыточные резервы, то оживление экономики во второй половине 30-х гг. было бы более энергичным.

В итоге  эффективность денежно-кредитной  политики в целом зависит от качественной работы всех звеньев так называемого  передаточного механизма.

 

 

 

1.3.4 Передаточный механизм  денежно-кредитной политики и  его роль

Передаточный  механизм — процесс, посредством  которого денежно- кредитная политика влияет на уровень плановых затрат всех субъектов рыночной экономики. Передаточный механизм монетарной политики достаточно сложен.

В кейнсианской модели, как уже отмечалось ранее, можно выделить четыре основные ступени: изменение величины реального предложения  денег в экономике в результате проведения Центральным банком соответствующей  политики, изменение процентной ставки на денежном рынке, реакция совокупных расходов, прежде всего инвестиционных, изменение выпуска продукции.

Более поздние  исследования выявили дополнительные особенности механизма денежно-кредитной  политики, которые существенно влияют на конечный результат. Практика показала, что изменение процентной ставки оказывает влияние не только на плановые инвестиции фирм, но и на расходы  домашних хозяйств, которые национальное счетоводство относит к потребительским, например покупка в кредит товаров длительного пользования. 
Изменения происходят также на рынке ценных бумаг, курс которых при прочих равных условиях зависит от уровня процентной ставки. В силу того, что существуют альтернативные способы финансирования новых инвестиционных проектов, в передаточный механизм денежно-кредитной политики наряду с процентной ставкой включаются цены на акции.

Таким образом, в современных условиях в передаточном механизме монетарной политики учитывается  влияние изменения предложения  денег не только на инвестиции, но и  на все компоненты плановых затрат, включая потребление и государственные  закупки, причем воздействие осуществляется не только через процентную ставку, но и через цены на акции и облигации  и изменение уровня богатства  общества в целом.

В рамках существующего передаточного механизма  при определении направлений  денежно-кредитной политики необходимо учитывать, по крайней мере, еще два  обстоятельства, которые оказывают  существенное влияние на конечные результаты.

Во-первых, это чувствительность совокупного  спроса к изменениям процентной ставки. Слабая реакция на динамику процентной ставки или ее отсутствие со стороны  основных компонентов совокупного  спроса, и прежде всего инвестиционных расходов, разрывает связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска продукции. Воздействие на основные макроэкономические переменные посредством процентной ставки оказывается неэффективным.

Во-вторых, изменение процентной ставки вследствие изменения денежной массы зависит  от степени эластичности спроса на деньги по отношению к процентной ставке. При относительно неэластичном спросе реакция денежного рынка  на динамику предложения денег будет  более сильной. Например, увеличение денежной массы приведет к более  существенному падению процентной ставки, чем в том случае, когда  спрос на деньги достаточно чувствителен 
(более эластичен) к изменению этой ставки.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в переходной экономике России