Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 15:23, курсовая работа
В процессе перехода от тотального государственного хозяйства к смешанной экономике существенные изменения претерпевают не только функции и направления государственного воздействия на экономику, но и методы такого воздействия. Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.
Введение…………………………………………………………….……………..2
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики……………….4
1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами……………………………………5
1.1.1 Неоклассическая школа…………………………………………………...5
1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования……………..6
1.1.3 Монетаристская количественная теория денег……………….10
1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………...….12
1.2.1 Механизм кредитной эмиссии ……………………………………………13
1.2.2 Формы и инструменты регулирования предложения денег……………14
1.3. Цели и эффективность денежно-кредитной политики…………………...17
1.3.1 Система целей денежно-кредитной политики…………………………..17
1.3.2 Промежуточные цели в различных концепциях денежно-кредитного регулирования……………………………………………………………………18
1.3.3 Противоречивость денежно-кредитного регулирования………………..20
1.3.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики и его роль…...23
Глава 2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России…...24
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику…………………..24
2.2 Особенности российской банковской системы……………………………26
2.3 Специфика целей денежно-кредитной политики…………………………28
2.4. Методы и инструменты…………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………….……....34
Список литературы……………………………………………………………....
Отказ от
прямого кредитования приоритетных
отраслей экономики и переход
к использованию широкой
Еще один
инструмент косвенного регулирования
— учетная ставка
Центрального банка, или ставка рефинансирования.
Особенности использования ее в России
связаны с тем, что она никогда не отражала
взаимосвязи реального и денежного секторов
экономики. Осуществлять рефинансирование
коммерческих банков через учет и переучет
векселей промышленных компаний Центральный
банк России считал нецелесообразным
из-за низкого качества этих ценных бумаг,
так как не сложились еще кредитные истории
крупных заемщиков, существовала слабая
правовая база вексельного обращения,
не сформировался его механизм. Поэтому
ставка рефинансирования имела скорее
виртуальный характер, была неким маяком,
указывающим направление денежно-кредитной
политики, оказывая больше психологическое
воздействие на поведение кредитных институтов.
В переходной экономике чаще всего прослеживается
слабая зависимость между уровнем учетной
ставки Центрального банка и рыночными
ставками коммерческих банков. Вместе
с тем при значительной зависимости банков
от ресурсов межбанковского рынка частое
и резкое колебание ее способно оказать
очень большое влияние на ликвидность
банковской системы. В России с помощью
этого инструмента Центральный банк чаще
всего ограничивал нарастание спекулятивных
операций.
Операции
на открытом рынке, проводимые Центральным
банком России, осуществлялись в основном
для привлечения средств на финансирование
дефицита государственного бюджета. Поэтому
государственные ценные бумаги с
самого начала имели высокую доходность,
носили краткосрочный характер.
Попытки разместить их на длительный период
не увенчались успехом, так как на финансовых
рынках присутствовал исключительно спекулятивный
капитал. При использовании данного инструмента
для неинфляционного покрытия государственных
расходов всегда присутствует так называемый
эффект вытеснения частных инвестиций
государственными. В России он работал
в полную силу, так как банки получили
инструмент, позволявший им получать гарантированные
высокие доходы, и не спешили наращивать
кредиты предприятиям. А если учесть, что
рыночные инструменты сводились к ломбардному
кредиту и операциям репо, разрешенным
только банкам-дилерам, обеспечением которых
были все те же ГКО и ОФЗ, то деятельность
Центрального банка России, по сути, продолжала
ориентировать денежные потоки исключительно
на финансовый рынок, оголяя реальный
сектор.
Узость и неразвитость финансовых инструментов, деформированность банковской системы, непомерное бремя расходов по обслуживанию растущего внешнего и внутреннего долга, непродуманная политика денежно-кредитного регулирования, в конце концов, вызвали глубокий финансово-экономический кризис в России в августе 1998 г., разрушив банковскую систему и рынок ценных бумаг.
О нарастающем
кризисе свидетельствовала и
динамика денежных и кредитных показателей
в 1998 г., которая шла вразрез с
целями и приоритетами принятой на
тот год денежно-кредитной
Депозиты предприятий в рублях резко снизились в первом квартале 1998 г. и продолжали медленно снижаться во втором. По данным на конец августа, объем средств предприятий на рублевых счетах был на 10,5 % ниже аналогичного показателя на конец августа 1997 г. и на 28,3 % ниже данного показателя на начало 1998 г. Только за июль — август он сократился на 9,8 %.
Величина денежной базы (в узком определении) за восемь месяцев 1998 г. снизилась на 1,7 %, объем обязательных резервов — на 24, а налично-денежная масса выросла на 2,8 %[17].
Кризис 1998 г., как и любой экономический кризис, обнажил все накопившиеся в экономике диспропорции, насильственно заставил всерьез заняться качественной реструктуризацией банковской системы. Вместе с тем он в очередной раз подтвердил значение денег в экономике и тот факт, что регулирование денежного сектора должно осуществляться с учетом реальных экономических условий, основываться на глубоком понимании взаимосвязей, на поиске и разработке адекватных методов и инструментов денежно-кредитной политики.
Заключение
Преобразование
российского общества в смешанную
систему, в основе которой лежит
социально ориентированная
В целом все современные западные теории, так или иначе разрабатывающие проблему экономической роли государства в условиях рыночной экономики, располагаются между двумя концепциями, которые можно рассматривать как выражение крайних позиций. Это, с одной стороны, неокейнсианство, выступающее за расширение государственного вмешательства в экономику, а с другой стороны, неоклассические модели, призывающие последовательно сокращать государственное регулирование. Все другие теории, по существу, представляют определенный синтез отмеченных крайних позиций. Возникновение этих теорий в значительной мере является результатом критики двух вышеназванных противоположных подходов к масштабам, границам и методам государственного регулирования экономики.
Государственное
регулирование есть система, включающая
разнородные элементы: цели, методы,
инструменты, мультипликаторы и
т. п. Чем удачнее сочетание
В то же время активное государственное вмешательство сопровождается побочными негативными эффектами. Появляются так называемые изъяны или "провалы" государства. Изъян государства — это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.
Одним из
ключевых элементов государственного
регулирования экономики
Как известно, экономическую политику, проводившуюся в России на первом этапе рыночных реформ в 1992-1993 годах, многие называли монетаристской, что должно было бы подчеркнуть ее монетарную направленность. Проводившаяся в то время политика была в известном смысле действительно монетарной, так как она опиралась на либерализацию цен, регулирование денежной массы в обращении, переход к двухуровневой банковской системе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но действия реформаторов в области преобразования централизованного планирования, организационных структур управления, форм и отношений собственности выводили проводимую в тот период политику далеко за пределы чисто монетарной.
Кредитно-денежная
политика по аналогии с фискальной
ставит цели стабилизации, повышения
устойчивости и эффективности
Соответственно
и целевые задачи кредитно-денежной
политики обладают своеобразием. Это
— стабилизация уровня цен, подавление
инфляции, стабилизация покупательной
способности и курса
Макроэкономическая денежная политика в ее монетарной форме связывается прежде всего с воздействием на денежную массу. Денежная политика считается жесткой, если государство сокращает денежную массу, ограничивает эмиссию, способствует поддержанию высоких процентных ставок на получение денег в кредит. И наоборот, денежную политику называют мягкой, если государство способствует увеличению денежной массы или по крайней мере не препятствует ему, слабо сдерживая выпуск в обращение новых денег и помогая получению дешевых кредитов. Свою эмиссионную политику государство проводит в основном через центральный банк страны.
В качестве
составных частей и одновременно
инструментов государственной кредитно-
Политика
рефинансирования, которую называют
также учетной политикой, есть выражение
процентной политики, она заключена
в воздействии центральным
Так что центральный банк способен влиять
на цену кредитных денег на финансовом
рынке. Поднимая цену, увеличивая свою
учетную ставку (по которой учитываются
проданные ему векселя коммерческих банков),
центральный банк сдерживает спрос на
кредиты и сужает денежную массу в обращении,
а снижая учетную ставку — способствует
увеличению денежной массы. Центральный
банк способен также устанавливать ограничительные
контингенты для рефинансирования, оказывая
прямое влияние на величину денежной экспансии.
Политика рефинансирования представляет собой составную часть политики регулирования процентных ставок, процентной политики, которая может проводиться не только центральным банком и коммерческими банками, но любыми. кредиторами, предоставляющими деньги в долг под процент. Однако в последнем случае имеет мести выход за пределы государственной кредитно- денежной политики.
Центральный
банк способен регулировать денежную
массу и оказывать влияние
на денежное обращение посредством
операций на открытом рынке, выступая
в качестве продавца или покупателя
государственных ценных бумаг.
Сама эмиссия таких ценных бумаг в виде
облигаций, казначейских обязательств
становится актом государственной кредитно-денежной
политики. Приобретая государственные
ценные бумаги и организуя куплю-продажу
на открытом рынке, центральный банк способствует
проведению определенной денежной политики.
Продавая ценные бумаги, центральный банк
изымает деньги из обращения и сужает
денежную массу, а покупая ценные бумаги
на открытом рынке, центральный банк расширяет
денежную массу, осуществляя как бы дополнительную
эмиссию.
Эффективное
воздействие на величину активной денежной
массы государство способно оказывать,
осуществляя через центральный
банк политику резервирования. Центральный
банк вправе обязать коммерческие банки
держать определенную часть своих
активов в виде беспроцентного резерва
в центральном банке. Чем выше
норма такого резервирования, тем
меньшими возможностями свободно оперировать
своими денежными средствами обладают
коммерческие банки, то есть происходит
уменьшение денежной массы.
Уменьшение нормы резервирования приводит
к увеличению денежной массы в обращении.
При нехватке денег в обращении следует
уменьшать норму резервирования, а при
избыточности денег — увеличивать ее.
Предложение
денег коммерческими банками
зависит от наличия у них денег,
эмитируемых центральным
Несмотря
на то, что государство, используя
центральный банк, держит в своих
руках мощные средства воздействия
на денежную массу, проведения денежной
политики, в ряде критических ситуаций
оно оказывается далеко не всесильным.
Типичным примером здесь является кризис
лета 1998 г., сложившийся во многом благодаря
безответственной политике центральных
властей. Хочется надеяться, что
реализация новой правительственной
программы по осуществлению денежно-
Информация о работе Денежно-кредитная политика в переходной экономике России