Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 15:23, курсовая работа
В процессе перехода от тотального государственного хозяйства к смешанной экономике существенные изменения претерпевают не только функции и направления государственного воздействия на экономику, но и методы такого воздействия. Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.
Введение…………………………………………………………….……………..2
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики……………….4
1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами……………………………………5
1.1.1 Неоклассическая школа…………………………………………………...5
1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования……………..6
1.1.3 Монетаристская количественная теория денег……………….10
1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………...….12
1.2.1 Механизм кредитной эмиссии ……………………………………………13
1.2.2 Формы и инструменты регулирования предложения денег……………14
1.3. Цели и эффективность денежно-кредитной политики…………………...17
1.3.1 Система целей денежно-кредитной политики…………………………..17
1.3.2 Промежуточные цели в различных концепциях денежно-кредитного регулирования……………………………………………………………………18
1.3.3 Противоречивость денежно-кредитного регулирования………………..20
1.3.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики и его роль…...23
Глава 2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России…...24
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику…………………..24
2.2 Особенности российской банковской системы……………………………26
2.3 Специфика целей денежно-кредитной политики…………………………28
2.4. Методы и инструменты…………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………….……....34
Список литературы……………………………………………………………....
В целом
эффективность денежно-
Использование известных монетарных методов
и инструментов еще более усложняется
в странах с переходной экономикой, где
закономерности рыночного хозяйства проявляются
не в полной мере и существует целый ряд
специфических обстоятельств, модифицирующих
механизм денежно-кредитного регулирования.
Глава 2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России.
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
Формирование денежно-кредитной политики в переходной экономике России обусловлено взаимодействием двух групп факторов: во-первых, спецификой особого этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово- централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется этот переход.
Особенности
экономической политики государства
в переходный период связаны с
тем, что еще не сформирована устойчивая
экономическая система, обладающая
свойством саморегуляции и саморазвития.
В современной смешанной экономике государственное
регулирование наряду с рыночным образует
единый механизм и, дополняя друг друга,
обеспечивает функционирование целостной
системы. Переходная экономика — это не
воспроизводящаяся на своей основе экономическая
система. Старые отношения постепенно
изменяются, а создаваемые новые институты,
нормы и правила не могут быстро заменить
прежние. Существование противоположных
механизмов регулирования приводит к
столкновению экономических интересов,
обострению социально-экономических и
политических отношений. Борьба нового
и старого обусловливает изменчивость
и неустойчивость экономики в переходный
период. Обеспечение равновесия невозможно
без активной поддержки государства. В
то же время переходная экономика для
своей стабилизации требует особой схемы
отношений между государством и экономическими
агентами. Поведение экономических агентов
в переходный период строится в условиях
неизвестной труднопредсказуемой экономической
ситуации. Не сформированы долгосрочные
ориентиры экономической деятельности,
не сложились устойчивые экономические
взаимосвязи. В переходной экономике государство
не может напрямую использовать механизмы
и инструменты макроэкономического регулирования,
давшие положительный эффект в сложившейся
системе смешанной экономики. Это в полной
мере относится и к денежно-кредитной
политике, которая будет безуспешной,
если не существует адекватной реакции
экономических агентов на импульсы, создаваемые
денежными инструментами. Такая реакция
связана с формированием рыночных механизмов
и соответствующих рыночных институтов.
Поэтому в период их становления денежно-кредитная
политика усложняется, регулирование
денежной массы, процентных ставок, влияющих
на уровень инвестиций, денежных потоков
в экономике не может ограничиваться только
методами, используемыми в уже сложившихся
экономических системах.
Влияние второй группы факторов на денежно-кредитную политику связано с исходными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется переход к новой экономической системе. Переходные процессы в экономике России сопровождаются спадом производства, безработицей, разрывом хозяйственных связей. Экономическая дестабилизация проявляется в дисбалансе совокупного спроса и предложения, инфляции, значительном дефиците государственного бюджета.
Таким образом, мероприятия по созданию нового, более эффективного механизма хозяйствования вынужденно увязывались со стабилизационными мерами. Результатом проводимой экономической политики должно было стать восстановление макроэкономического равновесия в краткосрочном периоде, улучшение инвестиционного климата, создание условий для экономического роста.
2.2 Особенности российской банковской системы
Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно- кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы. Банковский сектор — это канал, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования.
Становление российской банковской системы как важнейшего института рыночной экономики имело особенности, что повлияло на механизм, цели и результаты проводимой денежно-кредитной политики.
Анализ
функционирования банковского сектора
позволяет сделать вывод о
том, что коммерческие банки в
России с первых дней существования
не ориентировались на обслуживание
реального товарного
Неконтролируемая
денежная эмиссия, осуществляемая одновременно
двенадцатью центральными банками
рублевой зоны, спровоцировала жесточайшую
подавленную инфляцию. Последовавшая
в 1992 г. либерализация, перевод подавленной
инфляции в открытую вызвали колоссальный
скачок цен и изменения основных ценовых
пропорций. Необходимость поддержания
возросшего платежного оборота определила
дальнейшее увеличение денежной массы.
В то же время денежная эмиссия, осуществляемая
в форме наличных денег и прямого кредитования
Центральным банком России привилегированных
коммерческих банков при отсутствии должного
контроля за движением денежных потоков,
лишь частично смягчила нарастающую нехватку
денежной массы для обслуживания хозяйственного
оборота. Непродуманная политика денежного
оборота в условиях либерализации внешнеэкономической
деятельности и валютных отношений, высокие
процентные ставки повлекли за собой изменение
пропорции в системе денежного обращения.
Началось вымывание денежных средств
из производственной сферы и переток их
в сферу финансовых спекуляций.
Центральный банк России, эмитируя деньги
вслед за ростом спроса на них вследствие
быстро увеличивающейся инфляции, не смог
предотвратить концентрацию новых денег
в сверхприбыльном финансовом секторе.
В результате, несмотря на огромные масштабы
денежной эмиссии, реальное производство
продолжало испытывать нехватку денежных
средств, а банки извлекали огромные доходы
из-за инфляционного перераспределения
капиталов.
В 1992 г. денежная эмиссия выросла в 17 раз, средства на счетах предприятий, граждан и местных бюджетов — в 13, чистая прибыль в промышленности — в 11, а чистая прибыль в финансово-кредитном секторе — в 34 раза[11].
Получая
дешевые ресурсы, такие, как бюджетные
средства, кредиты
Центрального банка России, а затем и международные
кредиты, российские коммерческие банки
направляли их в лучшем случае на финансирование
внешнеэкономической деятельности, торговли,
предприятий, ориентированных на экспорт
сырья. Часть банков, созданных руководителями
крупных отраслевых структур и предприятий-гигантов,
часто кредитовали заведомо неэффективные
проекты и поддерживали убыточные производства
в интересах своих ведущих акционеров,
рискуя капиталом клиентов. Большинство
банков с самого начала ориентировались
на возможность получения сверхвысоких
доходов от рискованных операций на межбанковском
и валютных рынках. При этом нередко использовались
средства с текущих счетов клиентов, что
ставило под угрозу существование всей
платежной системы и замедляло товарно-денежный
оборот.
Таким образом, создаваемая в России кредитно-банковская система изначально не была нацелена на выполнение функций, присущих современным банковским системам: создание надежных каналов денежного обращения, обслуживание хозяйственного оборота, трансформацию сбережений в ссудный капитал и перераспределение его между отраслями народного хозяйства, стимулирование накоплений.
Незавершенность
формирования правовой базы, противоречивая
и непоследовательная политика Центрального
банка России, низкий уровень регулирования
деятельности кредитных организаций
обусловили крайнюю неустойчивость
российской банковской системы, кризисные
явления в которой стали
России кризисные процессы были отражением
начавшейся глубокой дезинтеграции экономики,
и прежде всего распада ее на автономно
функционирующие сферы: спекулятивно-финансовую
и производственную. По сути, российская
кредитно- банковская система работала
как антипод нормальной банковской системы,
создавая для себя новые, высокодоходные
и надежные финансовые инструменты, все
более замыкая движение денежных потоков
внутри себя, обескровливая реальный сектор.
Воздействие государства на экономику методами денежно-кредитной политики предполагает тесную взаимосвязь денежной сферы и сферы, производящей товары и услуги. И проводником здесь выступает кредитно- банковская система как основа инфраструктуры рыночной экономики.
Деформированная российская банковская система, оторванная от производственного сектора, не только не обеспечила каналов денежного регулирования экономики, но и сама рухнула вследствие проводимой макроэкономической политики, приоритеты которой во многом были обусловлены необходимостью обеспечения сверхприбылей в финансовом секторе.
Создание
устойчивой современной банковской
системы в переходной экономике
— непременное условие
2.3 Специфика целей денежно-
Не менее важной и сложной проблемой для большинства стран, осуществляющих переход к новой экономической системе, имеет определение целей денежно-кредитной политики и правильный выбор инструментов денежно- кредитного регулирования.
Практически
для всех таких стран денежно-кредитная
политика имеет антиинфляционную направленность,
что обусловлено экономической
ситуацией.
Антиинфляционная политика, как правило,
составляет основу программы стабилизации
на первых этапах рыночных преобразований.
Стабилизация достигается двумя путями.
Во-первых,
существуют различные механизмы
инфляции и соответственно им используются
различные методы и инструменты
денежного регулирования.
Переходная экономика еще неспособна
развиваться по законам развитого хозяйства.
Поэтому механизмы и причины процессов,
внешне проявляющихся одинаково во всех
странах, в трансформирующихся экономиках
могут быть глубоко специфичны. Так, например,
для характеристики инфляции в России
вряд ли можно ограничиться только понятиями
инфляции спроса и инфляции издержек.
Очевидно, что причины российской инфляции
следует искать также и в структурном
несовершенстве экономики и дезинтеграционных
процессах.
Формирование денежно-кредитной политики
должно основываться на глубоком понимании
механизма развивающейся инфляции и осторожном
использовании имеющихся рычагов. Многочисленные
дискуссии начала 90-х гг. о специфике инфляции
в нашей стране практически не сформировали
четкого представления о реально протекающих
процессах.
Во-вторых,
выдвигая борьбу с высокой инфляцией
в качестве первостепенной цели, правительства
и центральные банки
Однако в переходной экономике сама по
себе финансовая стабилизация, выраженная
в замедлении темпа роста цен, не обеспечит
автоматического начала экономического
роста. Она должна подкрепляться реальными
реформами налоговой и кредитно-денежной
систем, созданием институтов рыночной
экономики, налаживанием механизмов работы
современной смешанной экономики.
Если государство занимается только вопросами
финансовой стабилизации в узком смысле,
кажущиеся успехи могут оказаться мнимыми
и цели не будут достигнуты.
В подобном
положении оказалась Россия в 1998
г. Исходя из опыта многих стран, который
свидетельствовал о том, что при
инфляции свыше 40 % в год инвестиции
в экономику невозможны, правительственные
круги, по сути, выдвинули тезис о
самодостаточности подавления инфляции
для перехода к экономическому росту
и преподнесли его как главную
цель макроэкономической политики. 1997
год, который был экономически самым
удачным за годы реформ.
Прекратилось падение производства, реальный
ВВП увеличился на 0,2 %, реальные доходы
населения выросли более чем на 2 %, потребительские
цены выросли всего на 11 %. Этот год, казалось
бы, подтвердил правильность выбранной
политики и принципиально изменил ситуацию:
закончился период долгого экономического
спада. В то же время на фоне столь радужных
перспектив продолжали нарастать неплатежи
в экономике. В 1997 г. рост всех видов задолженности
предприятий составил 40%. Доля долгосрочных
ссуд коммерческих банков не превышала
3,3 % всех выданных кредитов. Число убыточных
предприятий к началу ноября составляло
47,5 %, доля бартерных сделок достигла 70
— 80 % объемов реализации продукции, в
регионах 60 % оборота составлял внутренний
оборот. Банки продолжали активно кредитовать
правительство. Доходность на финансовом
рынке по мировым меркам была огромной
— 13,2 % годовых в 1997 г. в долларовом выражении[12].
Разорение государственных финансов продолжалось
путем операций с государственными ценными
бумагами, которые представляли собой
уникальный финансовый инструмент, ибо
одновременно были самыми доходными, ликвидными
и надежными.
Таким образом,
в переходной экономике, отягощенной
многочисленными
2.4. Методы и инструменты
Слабость
денежно-кредитной политики России
в 90-е гг. проявилась также в выборе
методов и инструментов денежного
регулирования. В распоряжении центральных
банков имеются как прямые, так
и косвенные методы. Развитые страны
осуществили переход к
В странах
с переходной экономикой в отсутствие
сложившихся рыночных институтов и
механизмов денежного регулирования
центральные банки могут
В России в качестве прямого инструмента использовалось в основном целевое кредитование. Центральный банк России определил круг специальных (уполномоченных) банков, которые кредитовали ряд приоритетных отраслей народного хозяйства по процентным ставкам значительно ниже рыночных, а в целях компенсации предоставлял им определенные льготы. Такие банки, как правило, обслуживали бюджетные счета, а также являлись проводниками централизованных кредитов экономики. При отсутствии должного контроля подобные кредиты использовались в основном на поддержку убыточных и нерентабельных предприятий, нарушались рыночные принципы кредитования, банки несли дополнительные риски. В то же время доступ к централизованным кредитам и участие в целевых программах способствовали тому, что банки привыкли к дешевым государственным ресурсам, а их конкурентоспособность в решающей степени зависела от покровительства госсектора. В 1992 г. доля централизованных ссуд в пассивах коммерческих банков доходила до 52 % и, хотя постепенно снижалась, в 1995 г. составляла все еще 25 %. Дешевые централизованные и целевые кредиты через механизм банковской мультипликации раскручивали инфляционную спираль. Промежуточной формой в системе рефинансирования коммерческих банков являются кредитные аукционы, которые Центральный банк России начал осуществлять с 1994 г. и в период с февраля по декабрь провел 11 аукционов, на которых было размещено ресурсов на сумму свыше 898 млрд. руб., при этом процентная ставка колебалась от 214 до 90 % в год[16]. Кредитные аукционы способствовали развитию рынка межбанковских кредитов, позволяли поддержать ликвидность коммерческих банков и регулировать желаемый объем кредитов.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в переходной экономике России