Деятельность Евросоюза в России по программе ТАСИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:43, контрольная работа

Краткое описание

Начало 90-х годов характеризовалось многочисленными инициативами правительств зарубежных стран и международных организаций, в первую очередь европейских, по развитию связей с Россией, в том числе посредством оказания безвозмездной гуманитарной и технической помощи. По объему выделяемых средств на эти программы первое место занимает организация, объединяющая большинство европейских стран, – Европейский союз.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………………………….3
1 Деятельность Европейского союза в России по программе ТАСИС
1.1 Европейский союз и его главные органы управления………...…………..4
1.2 Стратегия Евросоюза и его программы ТАСИС в РФ …………………6
1.3 Нормативные правовые акты, регулирующие сотрудничество Российской Федерации с Европейским союзом ………………………………11
1.4 Реализация программы ТАСИС в Российской Федерации ……..……15
1.4.1 Индикативные программы ………………………………….…….15
1.4.2 Национальные программы ……………………………………….16
1.4.3 Международные программы ……………………………….…….20
1.5 Оценка результатов программы ТАСИС в Российской Федерации
1.5.1 Оценка Счетной палаты Российской Федерации ……….………22
1.5.2 Стратегии Европейского союза в России и организация программы ТАСИС ………………………………………………………….……..….25
1.5.3 Особенности финансирования проектов и программ ТАСИС ……………………………………………………………....……26
1.5.4 Подготовка кадров, проведение семинаров и конференций ……..28
1.6 Основные результаты сотрудничества Cчетной палаты Российской Федерации и Европейской счетной палаты ……………………………..……29
2 Структурно-логическая схема «ТАСИС» ………………………………………36
Заключение ……………………………………………………………………….……37
Библиографический список ………………………………………………..…………42

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика (ТАСИС).doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:  «Мировая экономика»

На тему: «Деятельность Европейского союза  в России по программе Тасис» 
 
 
 

                                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение …………………………………………………….…………………………….3

1 Деятельность Европейского союза в России по программе ТАСИС

    1. Европейский союз и его главные органы управления………...…………..4
    2. Стратегия Евросоюза и его программы ТАСИС в РФ …………………6
    3. Нормативные правовые акты, регулирующие сотрудничество Российской Федерации с Европейским союзом ………………………………11
    4. Реализация программы ТАСИС в Российской Федерации ……..……15
      1. Индикативные программы ………………………………….…….15
      2. Национальные программы ……………………………………….16
      3. Международные программы ……………………………….…….20
    5. Оценка результатов программы ТАСИС в Российской Федерации
      1. Оценка Счетной палаты Российской Федерации ……….………22
      2. Стратегии Европейского союза в России и организация программы ТАСИС ………………………………………………………….……..….25
      3. Особенности   финансирования    проектов    и           программ ТАСИС ……………………………………………………………....……26
      4. Подготовка кадров, проведение семинаров и конференций ……..28
    6. Основные результаты сотрудничества Cчетной палаты Российской Федерации и Европейской счетной палаты ……………………………..……29
  1. Структурно-логическая схема «ТАСИС» ………………………………………36

Заключение  ……………………………………………………………………….……37

Библиографический список ………………………………………………..…………42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Начало 90-х годов характеризовалось многочисленными  инициативами правительств зарубежных стран и международных организаций, в первую очередь европейских, по развитию связей с Россией, в том числе посредством оказания безвозмездной гуманитарной и технической помощи. По объему выделяемых средств на эти программы первое место занимает организация, объединяющая большинство европейских стран, – Европейский союз. Предложения об оказании помощи официально обосновывались стремлением оказать поддержку нашей стране по переходу от плановой экономики к рыночной и смягчить отрицательные социальные последствия этого периода. Среди разнообразных сфер и форм сотрудничества Российской Федерации с Евросоюзом особое место занимает Программа технической помощи странам СНГ – ТАСИС (Technical Assistance to the Commonwealth of Independent States). Главной целью программы ТАСИС, как она декларируется Евросоюзом, является «поддержка перехода стран СНГ к рыночной экономике, развитие демократии и верховенства закона».

     Россия  является крупнейшим получателем технической  помощи Евросоюза. Программа ТАСИС  осуществляется в нашей стране с 1991 года, на ее финансирование было выделено более 2660 млн. евро. За этот период было выполнено или находится в стадии реализации свыше 1700 проектов. Ежегодно по линии этой программы в России работают свыше 3500 специалистов.

     Следует отметить определенные трудности проведения комплексной оценки эффективности программы ТАСИС, поскольку речь идет о работе международной организации, в которой Российская Федерация не является государством-членом. Несмотря на то, что программа ТАСИС финансируется Евросоюзом, ее реализация требует также существенных затрат и усилий российской стороны. Исходя из этого, предметом настоящей работы является анализ состояния и перспектив Программы с целью определения путей повышения практической отдачи от этого сотрудничества с Евросоюзом.

     Для выполнения работы были рассмотрены  нормативные правовые акты Российской Федерации, уставные, программные, статистические и информационные материалы отечественных  организаций и Евросоюза, включая  технико-экономические обоснования  ряда проектов, отчеты иностранных консультантов и экспертов, а также материалы тематических проверок Счетной палаты Российской Федерации и Европейской счетной палаты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Деятельность Европейского союза в России по программе ТАСИС 

    1. Европейский союз и его главные органы управления
 

     В основе Европейского союза (European Union) лежит  Европейское экономическое сообщество – ЕЭС (или Общий рынок), образованное в соответствии с Римским договором, подписанным в 1957 году. Сообщество включало три юридически самостоятельные организации: само ЕЭС, Европейское объединение угля и стали и Европейское объединение по атомной энергии (ЕВРАТОМ). С 1967 года эти три объединения были подведены под юрисдикцию одной комиссии и все вместе стали именоваться Европейским сообществом (ЕС), а с 7 февраля 1992 года – Европейским союзом (далее – Союз). К началу 2001 года в его состав входили 15 государств, в том числе основатели Европейского сообщества (Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция (основатели ЕС), Великобритания, Ирландия, Дания (1973 год), Греция (1981 год), Испания и Португалия (1986 год), Финляндия, Швеция и Австрия (1995 год).

     В мае 2004 года в Союз вошли: Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения.

     Одной из главных целей, провозглашенных Евросоюзом, является оказание содействия экономическому развитию своих государств-членов посредством создания пространства без внутренних границ, а также усиление их экономического и социального взаимодействия. В рамках этой организации унифицируются стратегия экономического развития, кредитно-денежная и социальная политика государств-членов, созданы наднациональные органы управления, решения которых обязательны для каждого члена Союза.

     Развитие  сотрудничества с Евросоюзом и его  государствами-членами занимает одно из центральных мест в международных отношениях Российской Федерации. Иллюстрацией этого, в частности, может служить постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 января 2003 года №3576-III ГД «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О расширении Европейского союза». В постановлении отмечается, что Европейский союз – один из главных партнеров Российской Федерации на переговорах о ее вступлении во Всемирную торговую организацию. На долю Европейского союза приходится 45% объема российской внешней торговли, а после расширения Евросоюза этот показатель может возрасти до 50 процентов. В ряде документов Европейского союза отмечается, что Россия является пятым по объему торговым партнером после США, Швейцарии, Китая и Японии. Подчеркивается, что Европейский союз на протяжении ряда лет имеет крупный торговый дефицит с Россией обусловленный тем, что наша страна является основным поставщиком энергии для европейских стран и, фактически, обеспечивает их энергетическую безопасность. Поставки энергоносителей из России покрывают свыше 20% потребностей их импорта.

     Показатели  торговых отношений Европейского союза  и Российской Федерации за 1996-2002 годы отражены в таблице 1:  

Таблица 1 – Показатели торговых отношений  Европейского союза и Российской Федерации за 1996-2002 годы

     (млн.  евро)

  1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Экспорт в Россию 19132 25539 21087 14772 19828 27814 34200
Импорт  из России 23392 27037 23172 25918 45334 47428 61900
Баланс -4260 -1498 -2084 -11145 -25506 -19614 -27700

 

 

     Главными  органами управления Союза являются: Европейский совет, Европейский  парламент, Совет Европейского союза, Европейская комиссия, Европейский  суд, Европейская счетная палата, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк.

     Ниже  коротко изложены цели, задачи и  функции ряда органов управления Европейского союза, имеющих непосредственное отношение к формированию и осуществлению программы ТАСИС.

     Европейский совет (European council) – высший политический орган Союза. Определяет его стратегические направления деятельности, обеспечивает координацию общей экономической  политики и осуществляет руководство бюджетом (совместно с Европейским парламентом), заключает международные соглашения. В его состав входят главы государств и правительств стран-членов Евросоюза, а также Председатель Европейской комиссии.

     Европейский парламент (European Parliament) – избирается на 5 лет. Число депутатов от каждой страны зависит от численности ее населения. Европейский совет и Парламент совместно принимают решения по наиболее важным вопросам. Кроме того, Парламент дает консультации по правовому обеспечению деятельности Евросоюза.

     Совет Европейского союза (Council of the European Union) – Совет министров (Council of Ministries) – несет ответственность за принятие основных политических решений на основе предложений Европейской комиссии, принимает окончательные решения  по всем аспектам законодательства Европейского союза.

     Европейская комиссия (European Commission) – исполнительный орган Евросоюза. Разрабатывает  законодательные предложения, следит за применением законодательных  актов, принятых Советом Евросоюза, принимает решения по общеэкономическим и отраслевым вопросам, управляет бюджетом и фондами Союза, несет ответственность за бюджетные расходы.

     Европейский суд (European Court of Justice) должен обеспечивать соблюдение закона при применении Договора о Европейском союзе и выступать в качестве высшего апелляционного суда Евросоюза.

     Европейская счетная палата (European Court of Auditors)  должна осуществлять независимый аудит использования средств Евросоюза, проводить оценку деятельности его органов по выполнению ими своих функциональных обязанностей, законности и правильности отражения финансовых операций с применением таких показателей как экономичность и эффективность использования средств, а также коэффициента полезного действия работы органов Евросоюза. Ставит своей целью «…улучшение управления финансами Европейского союза на всех уровнях с тем, чтобы обеспечить максимально эффективное использование денежных средств в интересах его граждан». О результатах своей деятельности Европейская счетная палата информирует Европейский парламент и Европейский совет. Европейская счетная палата начала свою работу в октябре 1977 года. Штаб-квартира находится в Люксембурге. Формируется из представителей государств-членов Евросоюза, по одному от каждой страны. 
 

    1. Стратегия Евросоюза и его программы ТАСИС в Российской Федерации
 

     Программа сотрудничества Российской Федерации  и Евросоюза, реализуемая в настоящее  время, в общих чертах была сформулирована в Совместной политической декларации о партнерстве и сотрудничестве (Брюссель, 9 декабря 1993 года).

     В этом документе, в частности, подчеркивается решимость расширения сотрудничества в области конверсии оборонных  предприятий, создания благоприятного климата для российских и иностранных  частных инвестиций, науки, техники, образовании, подготовки кадров, энергетики, охраны окружающей среды, развития транспорта и телекоммуникаций. Отмечается, что деятельность по сотрудничеству в этих областях будет поддерживаться со стороны Евросоюза в рамках программы технического содействия ТАСИС.

Информация о работе Деятельность Евросоюза в России по программе ТАСИС