Деятельность Евросоюза в России по программе ТАСИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:43, контрольная работа

Краткое описание

Начало 90-х годов характеризовалось многочисленными инициативами правительств зарубежных стран и международных организаций, в первую очередь европейских, по развитию связей с Россией, в том числе посредством оказания безвозмездной гуманитарной и технической помощи. По объему выделяемых средств на эти программы первое место занимает организация, объединяющая большинство европейских стран, – Европейский союз.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………………………….3
1 Деятельность Европейского союза в России по программе ТАСИС
1.1 Европейский союз и его главные органы управления………...…………..4
1.2 Стратегия Евросоюза и его программы ТАСИС в РФ …………………6
1.3 Нормативные правовые акты, регулирующие сотрудничество Российской Федерации с Европейским союзом ………………………………11
1.4 Реализация программы ТАСИС в Российской Федерации ……..……15
1.4.1 Индикативные программы ………………………………….…….15
1.4.2 Национальные программы ……………………………………….16
1.4.3 Международные программы ……………………………….…….20
1.5 Оценка результатов программы ТАСИС в Российской Федерации
1.5.1 Оценка Счетной палаты Российской Федерации ……….………22
1.5.2 Стратегии Европейского союза в России и организация программы ТАСИС ………………………………………………………….……..….25
1.5.3 Особенности финансирования проектов и программ ТАСИС ……………………………………………………………....……26
1.5.4 Подготовка кадров, проведение семинаров и конференций ……..28
1.6 Основные результаты сотрудничества Cчетной палаты Российской Федерации и Европейской счетной палаты ……………………………..……29
2 Структурно-логическая схема «ТАСИС» ………………………………………36
Заключение ……………………………………………………………………….……37
Библиографический список ………………………………………………..…………42

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика (ТАСИС).doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

     Финансирование  программы ТАСИС осуществляется в форме безвозмездных субсидий. Регламент предусматривает правила проведения тендеров и присуждения контрактов на реализацию проектов. Этим правом пользуются на равноправной основе все физические и юридические лица государств-членов Евросоюза, и только в отдельных случаях могут привлекаться представители третьих (ассоциированных) стран.

     Финансовые  решения и заключаемые на их основе контракты предусматривают мониторинг хода выполнения работ, финансовый контроль со стороны Европейской комиссии и Европейской счетной палаты. Налоги, пошлины и приобретение недвижимого имущества Евросоюзом в рамках программы ТАСИС не финансируются.

     Справочная  сумма средств для финансирования действующей программы в России и других странах СНГ на период 2000-2006 годов составляет 3138 млн. евро. Годовые ассигнования санкционируются бюджетным органом в пределах финансовой перспективы. До 20% годового бюджета может выделяться для инвестиций и до 20% – для финансирования упомянутой «Системы стимулов».

     В ряде случаев финансирование специфических направлений сотрудничества может быть осуществлено без предварительного включения в годовые и двухгодичные программы действий непосредственно в ходе их реализации. Например, финансирование Специального фонда по защите от последствий аварии на Чернобыльской АЭС или выделение средств на развитие сотрудничества в рамках Программы по охране окружающей среды Севера. 
 

    1. Нормативные правовые акты, регулирующие сотрудничество Российской Федерации с Европейским  союзом
 

     Как отмечалось ранее, все виды деятельности Евросоюза в отношении Российской Федерации, включая программу ТАСИС, определяются рядом документов стратегического характера, индикативными, национальными и региональными программами, регламентами по отбору исполнителей проектов, требованиями к содержанию и порядком представления отчетности. В отличие от Евросоюза, в нашей стране такой широкой нормативной правовой базы, регулирующей вопросы участия в программе ТАСИС, до настоящего времени разработано не было. При этом акты Российской Федерации или подготовленные Европейским союзом с ее участием принимались с существенным отставанием от процесса реализации Программы в Российской Федерации.

     В соответствии с «Протоколом о  согласии» от 12 февраля 1992 года, подписанным  странами СНГ с Комиссией Европейских сообществ (КЕС), в России функции национального координатора должен осуществлять Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Функции национального координационного бюро программы ТАСИС были возложены на Минэкономики России, а также на координационное Бюро.

     Согласно  постановлению Правительства Российской Федерации от 9 марта 1992 года №146 «Об  организации взаимодействия с Комиссией  Европейских сообществ» было образовано Российское бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейских сообществ. На Бюро, укомплектованное российскими и иностранными специалистами, были возложены следующие функции:

     - организация технико-экономической  экспертизы и конкурсный отбор  проектов;

     - передача КЕС заявок на оказание  содействия и финансирование проектов;

     - обеспечение контроля за реализацией  проектов, принятых к финансированию  КЕС.

     Кроме национальной программы, национальное координационное Бюро осуществляло отбор проектов для включения  в программу сотрудничества в  регионе Балтийского моря, другие межгосударственные программы, а также программу малых проектов «Партнерство в области институционального строительства».

     Финансирование  проектов, включенных в программу  ТАСИС, может осуществляться только после подписания соответствующего меморандума между Правительством Российской Федерации и Европейской комиссией.

     Основой формальных отношений Российской Федерации  с Европейским союзом и его  государствами-членами является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое было подписано в июне 1994 года на о. Корфу. От Евросоюза оно было подписано делегациями Бельгии, Дании, Германии, Греции, Испании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Великобритании и вступило в силу 1 декабря 1997 года. Соглашение охватывало широкий спектр областей сотрудничества, в том числе оказание технического содействия России в целях осуществления «экономических реформ и расширения экономических связей».

     В разделе «Экономическое сотрудничество» (VII) отмечается, что экономические  и другие формы сотрудничества могут поддерживаться на основе соответствующих нормативных документов Совета Европейского союза в отношении технического содействия странам бывшего СССР с учетом приоритетов, согласуемых с соответствующими странами СНГ. В этом разделе внимание уделяется важности оказания технического содействия в решении социальных проблем, связанных с переходом к новой системе социальной защиты населения, включая поддержку неправительственных организаций, предоставляющих социальную помощь.

     Следующим шагом по налаживанию сотрудничества с Евросоюзом стало принятие Правительством Российской Федерации постановления от 7 августа 1998 года №905, которое утвердило «Положение о Правительственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с Европейским союзом», на которую были возложены координация деятельности органов исполнительной власти в развитии сотрудничества с Евросоюзом и выполнение обязательств, вытекающих из двусторонних и многосторонних договоренностей с ним. Комиссии было поручено разрабатывать концепцию политики Российской Федерации в отношениях с Евросоюзом и осуществлять анализ ее эффективности, координировать взаимодействие российских органов исполнительной власти с Европейским союзом, в том числе в рамках Совета сотрудничества, Комитета сотрудничества, предусмотренных Соглашением о партнерстве и сотрудничестве.

     Опыт  реализации программы ТАСИС в  России выявил необходимость выработки  согласованных между Российской Федерацией и Евросоюзом технических, юридических и административных правил. Важным в этом направлении шагом стало принятие Федерального закона от 6 января 1999 года №14-ФЗ «О ратификации Общих правил, применимых к техническому содействию Европейских сообществ», принятых в Брюсселе 18 июля 1997 года. При этом Европейская комиссия считала важным информировать российскую сторону о правилах и процедурах, которыми она должна руководствоваться при оказании технического содействия иностранным государствам, что и отражено в этом документе.

     Правила были разработаны с учетом действующих  в Европейском союзе Регламентов (№2157/91 от 15 июля 1991 года, №2053/93 от 19 июля 1993 года, №1279/96 от 25 июня 1996 года).

     Общие правила определяют порядок выплат бюджетных средств непосредственно  подрядчикам, которые производятся Комиссией или организацией, отвечающей за выполнение конкретных мероприятий под наблюдением Комиссии.

     Особый  раздел посвящен организации поставок в Россию из-за рубежа оборудования и материалов для целей проектов, а также правилам проведения тендеров на эти закупки, итоги которых  обязательно должны публиковаться в официальном журнале Европейских сообществ.

     Перечислены привилегии для иностранных юридических  лиц, участвующих в реализации проектов ТАСИС. Подчеркнуто, что налоги и  таможенные пошлины не должны выплачиваться  за счет средств Европейского союза.

     В статье 14 Правил указывается, что «по  просьбе любой из сторон Комиссия и Европейская счетная палата Европейских сообществ имеют право направлять своих доверенных лиц или должным образом уполномоченных представителей для проведения такой технической или финансовой проверки или ревизии, какую они считают необходимой. При этом Комиссия и Европейская счетная палата заблаговременно уведомляют о таких миссиях и предлагают Правительству участвовать в этих проверках и ревизиях. Комиссия представляет Правительству по его просьбе информацию о результатах этих проверок и ревизий».

     С 1999 года сотрудничество Российской Федерации  с Европейским союзом в вопросах технического содействия регламентируется Федеральным законом от 4 мая 1999 года №95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» и Общими правилами, применимыми к техническому содействию Европейских сообществ, ратифицированными Федеральным законом от 6 января 1999 года №14-ФЗ «О ратификации Общих правил, применимых к техническому содействию Европейских сообществ».

     В целях совершенствования организации  программы ТАСИС было принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1999 года №1046 «Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием».

     Порядок призван регулировать работу по получению  технического содействия федеральных, региональных органов исполнительной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц, выдачу удостоверений, подтверждающих принадлежность товаров и услуг к технической помощи. Решение принимается Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации. На основании этих удостоверений МНС России предоставляет налоговые льготы получателям технической помощи. Для этого требуется подтверждение донора: государственного органа власти страны или международной организации. К донорам относятся иностранные государства, их федеративные или муниципальные образования, международные и иностранные учреждения или некоммерческие организации, предоставляющие техническую помощь.

     Принятие  данного Порядка упрощало работу российских организаций по получению  из-за рубежа материально-технических средств для целей проектов, по оформлению документации и получению налоговых льгот (нередко суммы налогов и сборов превышали стоимость безвозмездных поставок). Сложность таможенной очистки таких поставок приводила к отставанию от графика выполнения проектов, а в ряде случаев, и к отказу от получения необходимого оборудования для целей проектов.

     В последние годы организация сотрудничества с Европейским союзом по программе  ТАСИС претерпела ряд изменений. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года №642 «О совершенствовании взаимодействия с Комиссией Европейских сообществ по вопросам консультационно-технического содействия» Бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза было упразднено, и его функции были возложены на Минэкономразвития России. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 года №380 было признано утратившим силу постановление от 7 августа 1998 года №905 об образовании Правительственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с Европейской комиссией.

     Работа  ТАСИС в России в настоящее  время организована следующим образом: функции координатора выполняет  Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. В стране также действуют 8 локальных бюро поддержки программы ТАСИС (Санкт-Петербург, Петрозаводск, Калининград, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Орел).

     Минэкономразвития России осуществляет отбор проектов для включения в программу ТАСИС. Отбор проектов для включения в программу по атомной безопасности осуществляет Минатом России. Работы и услуги в рамках программы ТАСИС могут быть предоставлены органам исполнительной и законодательной власти, неправительственным учреждениям и организациям, частным или государственным предприятиям, финансовым учреждениям, учебным заведениям, научно-исследовательским институтам и прочим организациям как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

     К функциям Министерства, связанным с организацией сотрудничества с Евросоюзом, относятся:

     - обеспечение организационного, технического  и информационного взаимодействия  с Европейской комиссией;

     - передача заявок на финансирование  проектов;

     - осуществление контроля за реализацией проектов.

     В структуре Минэкономразвития России ведение программы ТАСИС было поручено Департаменту программ развития экономики и сотрудничества с  международными финансовыми организациями (приказ от 28 августа 2002 года №271). Функции  указанного департамента включали, в числе прочих, следующие:

     - проведение оценки эффективности  программы ТАСИС;

     - участие в осуществлении государственного  контроля за целевым использованием  средств, оборудования, материалов  и услуг, поступающих в Россию  в рамках программы ТАСИС. 
 

    1.   Реализация программы ТАСИС в Российской Федерации
 

     Начиная с 1991 года, программа ТАСИС осуществлялась в 58 регионах Российской Федерации, где  было осуществлено более 1700 проектов. Только в период с 2000 по 2005 год на разных стадиях реализации находились 329 проектов, сконцентрированных на оказании технического содействия федеральным органам исполнительной и представительной властей, а также следующим регионам: Москве, Ленинградской области, Калининградской области, Санкт-Петербургу, Карелии и Московской области (в порядке уменьшения объема выделяемых средств).

     В настоящее время программа ТАСИС  является составной частью «Стратегии развития отношений Российской Федерации  с Европейским союзом на среднесрочную  перспективу (2000-2010 годы)», подписанной в Хельсинки 22 октября 1999 года. Приоритеты программы ТАСИС, характер ее действий и объемы финансирования на регулярной основе уточняются в стратегиях Евросоюза в отношении Российской Федерации каждые 5-7 лет, детализируются в так называемых индикативных программах каждые 3-4 года, а также в национальных программах принимаются ежегодно или раз в два года. 
 

Информация о работе Деятельность Евросоюза в России по программе ТАСИС