Деятельность Евросоюза в России по программе ТАСИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:43, контрольная работа

Краткое описание

Начало 90-х годов характеризовалось многочисленными инициативами правительств зарубежных стран и международных организаций, в первую очередь европейских, по развитию связей с Россией, в том числе посредством оказания безвозмездной гуманитарной и технической помощи. По объему выделяемых средств на эти программы первое место занимает организация, объединяющая большинство европейских стран, – Европейский союз.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………………………….3
1 Деятельность Европейского союза в России по программе ТАСИС
1.1 Европейский союз и его главные органы управления………...…………..4
1.2 Стратегия Евросоюза и его программы ТАСИС в РФ …………………6
1.3 Нормативные правовые акты, регулирующие сотрудничество Российской Федерации с Европейским союзом ………………………………11
1.4 Реализация программы ТАСИС в Российской Федерации ……..……15
1.4.1 Индикативные программы ………………………………….…….15
1.4.2 Национальные программы ……………………………………….16
1.4.3 Международные программы ……………………………….…….20
1.5 Оценка результатов программы ТАСИС в Российской Федерации
1.5.1 Оценка Счетной палаты Российской Федерации ……….………22
1.5.2 Стратегии Европейского союза в России и организация программы ТАСИС ………………………………………………………….……..….25
1.5.3 Особенности финансирования проектов и программ ТАСИС ……………………………………………………………....……26
1.5.4 Подготовка кадров, проведение семинаров и конференций ……..28
1.6 Основные результаты сотрудничества Cчетной палаты Российской Федерации и Европейской счетной палаты ……………………………..……29
2 Структурно-логическая схема «ТАСИС» ………………………………………36
Заключение ……………………………………………………………………….……37
Библиографический список ………………………………………………..…………42

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика (ТАСИС).doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

 

 

     Таблица показывает, что большая часть  средств обоих проектов предназначалась  для оплаты услуг иностранных консультантов и колебалась в пределах от 64 до 77,5% от объема их бюджетов. Если учесть, что в статью расходов на закупку лабораторного оборудования для проекта «Гармонизация дорожных стандартов» входила оплата услуг иностранных специалистов по его установке и эксплуатации, то доля расходов на иностранных консультантов в обоих проектах в действительности была примерно одинаковой.

     В последнее время Еврокомиссия возложила  всю ответственность за подготовку исходной документации по проектам ТАСИС  по атомной безопасности на российскую сторону. Теперь требуется предоставление не краткого описания проекта, а полное составление технического задания. Механизм финансирования этой весьма затратной части подготовительной работы не предусмотрен ТАСИС и фактически полностью возложен на Росатом, расходы которого достигают 30% от стоимости всего проекта (по данным Росатома).

     В некоторых случаях российская сторона  предоставляла для органов управления проектов ТАСИС офисные помещения, что рассматривается как софинансирование проектов российской стороной. В противном случае, расходы, связанные с оплатой офисного помещения, должны осуществляться за счет средств ТАСИС, предназначенных для закупок оборудования. Так, часть средств проекта «Гармонизации дорожных стандартов» в сумме 12 тыс. евро, предусмотренных на закупку лабораторного оборудования, была израсходована на оснащение в Москве офиса иностранного консультанта (компьютеры, мебель, средства связи).

     В некоторых материалах Еврокомиссии сообщается, что в настоящее время в Евросоюзе рассматривается возможность постановки вопроса перед Правительством Российской Федерации по обязательной поддержке проектов ТАСИС посредством предоставления их органам управления помещений для размещения офисов. 
 

        1.5.4 Подготовка кадров, проведение семинаров и конференций 

     Как указывалось ранее, эти задачи предусматриваются  техническими заданиями практически  всех проектов ТАСИС. Так, в рамках проекта  «Реформирование бухгалтерского учета  и отчетности II» было подготовлено 75 преподавателей. В рамках проекта «Реформа аудита в России» проведено 11 конференций для профессоров, преподавателей и студентов с общим числом участников 1700 человек.

     Проект  «Развитие системы социальных служб  для уязвимых групп населения» –  в отобранных регионах были созданы модельные центры социального обслуживания семьи и детей, пожилых и инвалидов (Самара и Пенза); разработаны учебные программы и проведены обучающие семинары для сотрудников Минтруда России и персонала учреждений региональной системы социальной защиты; разработаны и проведены семинары для преподавателей вузов, разработан учебный план преподавания по специальности «социальная работа»; начата программа сотрудничества российских и зарубежных учебных заведений. На федеральном уровне разработаны законопроекты по социальному обслуживанию семьи и детей, социальной реабилитации инвалидов.

     Основными результатами проекта «Поддержка управления системой здравоохранения», по оценке Минздравсоцразвития России, являются рекомендации, которые могут быть использованы органами управления здравоохранением для повышения эффективности управления и реализации реформы системы здравоохранения.

     Положительно  оценивают роль консультантов ТАСИС  по предоставлению разнообразных юридических, бухгалтерских, инженерно-технических  услуг многие конечные получатели помощи на уровне конкретных предприятий.

     Так, для ОАО «Шатура» (мебельный комбинат) консультантами иностранных фирм был  разработан трехлетний план мероприятий  в области маркетинга и сбыта, усовершенствована система управления, по их рекомендациям ассортимент продукции был расширен и приняты меры по экономии энергоресурсов. В итоге это позволило повысить прибыльность производства. 

     1.6 Основные результаты сотрудничества Cчетной палаты Российской Федерации и Европейской счетной палаты 

     Интерес представляет оценка результатов проектов ТАСИС Европейской счетной палатой, с которой Счетная палата Российской Федерации установила двусторонние рабочие контакты в 2003 году. В целом, ее цели и задачи лишь незначительно  отличаются от высших национальных и международных органов финансового контроля.

     Вместе  с тем, можно отметить ряд особенностей в организации контрольных мероприятий  Европейской счетной палаты в  отношении проектов ТАСИС. В частности, в соответствии с регламентом  она должна концентрировать внимание на тех операциях, которые связаны с наибольшими финансовыми рисками для Евросоюза. Устав Палаты подчеркивает, что «главной задачей Палаты является не выявление хищений и финансовых злоупотреблений, связанных с использованием ресурсов Евросоюза, а анализ факторов, которые могут создавать предпосылки для возникновения таких нарушений».

     В общих чертах возможные сферы  и формы сотрудничества, в частности, содержались в письме от 15 декабря 2003 года, направленном в адрес Счетной  палаты Российской Федерации членом Европейской счетной палаты г-ном Энгвирдом.

     В письме обращалось внимание на то, что  в качестве составной части проверок Европейской счетной палаты могут  быть устные интервью официальных лиц  Российской Федерации. Главной целью  предстоящих проверок будет рассмотрение вопросов управления финансами ТАСИС (экономия средств, качество работы и ее эффективность). Контрольные мероприятия Европейской счетной палаты предполагалось сосредоточить на тех областях, где можно ожидать высокую степень отдачи от использования выделенных средств Евросоюза, а также на тех, где существует риск низкой эффективности проектов. Сообщалось, что основное внимание аудиторских проверок Европейской счетной палаты будет уделяться выбору ключевых секторов национальной программы ТАСИС для России; географических зон (регионов) в рамках программы; рассмотрению специфических механизмов реализации проектов и программ.

     Поскольку, как указывалось в письме, к  тому времени еще не были сформулированы формы сотрудничества счетных палат России и Евросоюза, во многом из-за различий в правовой базе обеих организаций, вопрос о проведении либо совместных, либо параллельных проверок оставался не решенным. При этом было особо подчеркнуто, что Европейская счетная палата «может проводить проверки всех звеньев цепи действий и расходования средств, начиная от учреждений Европейского союза до конечных получателей его содействия в любой точке мира, в то время как Счетная палата Российской Федерации имеет право осуществлять проверку только российских организаций и конечных получателей содействия». В письме отмечалось, что «…регламент Европейской счетной палаты требует сохранять конфиденциальность ее рабочих документов, связанных с аудиторскими проверками».

     Обычно  проверки предусматривают изучение документации ТАСИС, имеющейся в Еврокомиссии в Брюсселе, ее Представительстве в Москве, российских министерствах и ведомствах, а также у конечных получателей технического содействия. Предусматривается несколько служебных командировок сотрудников Европейской счетной палаты в Россию для оценки различных этапов хода работ.

     Проекты отчетов по результатам контрольных  мероприятий и исследований направляются в Европейскую комиссию для их предварительной оценки и согласования, и только после этого подготавливаются окончательные отчеты и направляются в Европейский парламент. Промежуточные и заключительные этапы реализации проектов могут рассматриваться на рабочих встречах представителей Европейской счетной палаты, иностранных исполнителей и российских получателей технического содействия.

     Контрольные мероприятия Европейской счетной  палаты могут предусматривать рассмотрение только выполнение отдельных компонентов  технических заданий проектов, например, таких как подготовка кадров, поставка и использование оборудования, вопросы управление проектной деятельностью.

     Следует отметить, что все проекты ТАСИС  содержат встроенную систему оценки каждого компонента технического задания, предусматривающую, в том числе, рассмотрение отзывов о проекте  конечных получателей содействия. В  качестве примера была рассмотрена опросная форма, заполненная ООО «ВЛВ-Эвентус», Санкт-Петербург (вид деятельности: консультационные услуги), одним из одиннадцати российских получателей технического содействия по проекту «Реформа бухгалтерского учета и отчетности II». Форма содержала шесть групп вопросов по оценке проекта с различных точек зрения по пятибалльной шкале, в том числе: общие замечания, характер сотрудничества, полезность и применимость результатов на практике. Приложение содержит также списки российских компаний-получателей и опубликованных материалов по применению МСФО.

     Европейской счетной палатой передан в  Счетную палату Российской Федерации  вопросник, разработанный для проведения интервью получателей технического содействия. Документ содержит перечень вопросов общего характера, подлежащих обязательному рассмотрению в рамках каждого контрольного мероприятия. В том числе он включает вопросы по обоснованию выбора целей проекта и объема его финансирования как Евросоюзом, так и российской стороной. Предусматриваются вопросы по оценке выполнения самого технического задания проекта, включая организацию конкурсных торгов и соблюдение запланированного графика проведения мероприятий. Особое внимание уделяется комплексной оценке соответствия всех сторон выполнения проекта стандартам программы ТАСИС.

     Заключительный  раздел документа содержит три группы вопросов:

     - проводилась ли оценка проекта  во время его реализации, по  его завершении или через определенный  промежуток времени после;

     - использовались ли такие критерии  оценки, как соответствие итогов  проекта поставленным целям, качества исполнения проекта, эффективность, практическая отдача от него, достижение устойчивых результатов;

     - были ли результаты оценки  использованы при разработке  и реализации последующих проектов.

     Сотрудники  Европейской счетной палаты на рабочих  встречах с представителями Счетной палаты Российской Федерации сообщили предварительные результаты аудита 30 проектов ТАСИС, отобранных методом «случайной выборки» на основании рассмотрения статистических материалов, имеющихся в Евросоюзе. Не касаясь конкретных проектов, они попытались систематизировать данные этих проверок и на их основе разработать индикаторы степени эффективности этих проектов (успешные, менее успешные проекты).

     Главным критерием, использованным в исследовании, было определение достижения целей  проекта ТАСИС и достижения устойчивых результатов этих проектов.

     Эта работа предусматривала также одновременное  рассмотрение четырех подцелей, а  именно: правильность выбора проекта  для оценки, организационная структура  проекта, его реализация и оценка полученных результатов. На основании проведенного исследования были сформулированы системы индикаторов, определяющих понятия «успешный проект» и «менее успешный проект». При подготовке данной аналитической записки сведения, содержащиеся в сообщениях делегаций Европейской счетной палаты, были сведены в таблице 9: 

Таблица 9 – Сведения  делегаций Европейской счетной палаты 

 
Успешный  проект
Менее успешный проект
Четкая, реалистическая постановка целей проекта:

- концентрация  на решении конкретных проблем;

- соответствие целей проекта более крупным целям;

- наличие  новизны;

- концентрация  внимания на целевых группах;

- наличие  индикаторов аудита эффективности;

- наличие  системы мониторинга и корректировки  действий

Длительный  период подготовки проекта:

- может  потерять актуальность

- реальные  получатели не всегда участвуют  в разработке проекта;

- российские  получатели содействия не могут  отказаться от услуг консультантов,  отобранных Евросоюзом в результате  тендеров;

- процесс  закупок и поставок оборудования  очень сложен

Четкое выделение целевой группы и получателей

содействия:

- оказание  поддержки всех уровней исполнительной  власти; – заинтересованность в  результатах на федеральном, региональном  и местном уровнях;

- четкое  распределение ответственности  между ними

Нечетко сформулированные цели проекта или

их многочисленность:

- четко  не определены проблемы, которые  должны быть решены или пути  их решения

Выделение необходимых ресурсов:

- обязательства  получателей содействия;

- обязательства  доноров

Большое число  получателей содействия или регионов,

где осуществляется проект:

- сложность  координации

Реалистичный  график работ:

- период  планирования не должен быть  длительным;

- устанавливать  четкие сроки реализации

Отсутствие  плана распространения информации

о результатах  проекта:

- конфликт  интересов;

- отсутствие  интереса

Гибкие  подходы, возможность корректировки  задач  
Система оценки и план распространения информации о результатах проекта  

Информация о работе Деятельность Евросоюза в России по программе ТАСИС