Деятельность Евросоюза в России по программе ТАСИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:43, контрольная работа

Краткое описание

Начало 90-х годов характеризовалось многочисленными инициативами правительств зарубежных стран и международных организаций, в первую очередь европейских, по развитию связей с Россией, в том числе посредством оказания безвозмездной гуманитарной и технической помощи. По объему выделяемых средств на эти программы первое место занимает организация, объединяющая большинство европейских стран, – Европейский союз.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………………………….3
1 Деятельность Европейского союза в России по программе ТАСИС
1.1 Европейский союз и его главные органы управления………...…………..4
1.2 Стратегия Евросоюза и его программы ТАСИС в РФ …………………6
1.3 Нормативные правовые акты, регулирующие сотрудничество Российской Федерации с Европейским союзом ………………………………11
1.4 Реализация программы ТАСИС в Российской Федерации ……..……15
1.4.1 Индикативные программы ………………………………….…….15
1.4.2 Национальные программы ……………………………………….16
1.4.3 Международные программы ……………………………….…….20
1.5 Оценка результатов программы ТАСИС в Российской Федерации
1.5.1 Оценка Счетной палаты Российской Федерации ……….………22
1.5.2 Стратегии Европейского союза в России и организация программы ТАСИС ………………………………………………………….……..….25
1.5.3 Особенности финансирования проектов и программ ТАСИС ……………………………………………………………....……26
1.5.4 Подготовка кадров, проведение семинаров и конференций ……..28
1.6 Основные результаты сотрудничества Cчетной палаты Российской Федерации и Европейской счетной палаты ……………………………..……29
2 Структурно-логическая схема «ТАСИС» ………………………………………36
Заключение ……………………………………………………………………….……37
Библиографический список ………………………………………………..…………42

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика (ТАСИС).doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

     Заключение 

     Программа технической помощи (содействия) странам  СНГ (ТАСИС) была начата Европейским  союзом в 1991 году. Главной ее целью, как это декларируется Евросоюзом, является оказание помощи бывшим республикам СССР по переходу от плановой к рыночной экономике и смягчению отрицательных социальных последствий этого периода.

     По  данным Евросоюза, на осуществление  Программы в России по состоянию  на 2005 год было выделено более 2,6 млрд. евро, что делает нашу страну основным получателем содействия в рамках Программы. По заявкам российских организаций реализовано более 1700 проектов в 58 регионах Российской Федерации. Программа охватывает широкий круг проблем, в том числе осуществление правовой реформы, поддержку частного сектора, решение социальных проблем, развитие энергетики, транспорта, а также охрана окружающей среды и безопасное использование атомной энергии.

     Программа предусматривает, главным образом, предоставление консультационной помощи силами организаций государств-членов Евросоюза, на что расходуется около 80% бюджета ТАСИС. Оставшаяся часть средств может использоваться для подготовки кадров и закупок оборудования для целей проектов. Расходование основной части средств на оплату услуг организаций государств-членов Евросоюза, помимо прямой финансовой поддержки, позволяет этим организациям изучать обстановку в интересующих их секторах экономики и регионах Российской Федерации, определять перспективные направления сотрудничества. Евросоюз координирует свои действия с программами технической помощи со стороны других международных организаций, в том числе ПРООН, Всемирного банка, также правительств стран Западной Европы, США, Японии, Канады. Объемы выделяемых Евросоюзом средств на техническую помощь превышают ассигнования на эти цели всех других доноров вместе взятых.

     Органами  управления Евросоюза дается весьма высокая оценка программе технического содействия в Российской Федерации, что наглядно подтверждается намерением продолжить ее финансирование в будущем.

     Положительная оценка Программы дана также российской стороной как составной части  «Соглашения о партнерстве и  сотрудничестве между Российской Федерации  и Европейским союзом и его  государствами-членами». Позитивную роль проектов ТАСИС, отмечают, в частности, Минфин России, Роструд, Минздравсоцзащиты России, органы исполнительной власти в ряде субъектов Российской Федерации и на местах. Анализ документации российских организаций и Евросоюза, связанной с реализацией программы ТАСИС, показывает, что ее возможности не используются российской стороной в полной мере. Это во многом объясняется тем, что, в отличие от Евросоюза, в нашей стране до настоящего времени не разработана стратегия взаимодействия с ним в этой области, не сформирована четкая система управления участием российских организаций в Программе, а также система контроля за практическим использованием результатов программной деятельности.

     Принятие  отечественных нормативных правовых актов, регулирующих участие российских организаций в Программе, отставало от процесса ее развертывания. Большинство актов были приняты по инициативе Евросоюза и, в основном, касались вопросов облегчения работы иностранных консультантов в России и осуществления поставок оборудования из-за рубежа, и при этом не затрагивали содержательной части программной деятельности.

     Недостаточное внимание к программе технического содействия Евросоюза российские органы исполнительной власти мотивируют тем, что на реализацию этой программы  не расходуются средства федерального бюджета. Однако участие в этой программе требует от российских организаций существенных материальных, интеллектуальных и административных затрат. Контроль за выполнением проектов со стороны Минэкономразвития России и других министерств и ведомств осуществлялся слабо. Разработка методики оценки эффективности проектов ТАСИС, возложенная на Минэкономразвития России – национального координатора, до сих пор не завершена. К наиболее распространенным недостаткам программы ТАСИС относится медленный процесс подготовки и реализации проектов, что может приводить к снижению актуальности поставленных задач.

     Несмотря  на указанные недостатки, представляется возможным отметить положительные  результаты, достигнутые в результате выполнения программы ТАСИС в  Российской Федерации:

     - осуществлена передача опыта западноевропейских стран в области управления экономикой в целом и ее отдельными секторами, а также организации социальной защиты населения в рыночных условиях;

     - проведена широкомасштабная подготовка  российских специалистов в различных секторах экономики и социальной защиты населения (курсы, учебные семинары, конференции, стажировки);

     - осуществлены поставки в нашу  страну для целей проектов  современного оборудования и  других материально-технических  средств;

     - выделены сравнительно крупные финансовые средства на строительство объектов и на закупку оборудования для обеспечения охраны окружающей среды, сохранения природных ресурсов, а также для безопасного использования атомной энергии;

     - оказано содействие развитию  приграничного сотрудничества между Российской Федерацией, другими странами СНГ и государствами-членами Евросоюза по сохранению водных и лесных ресурсов, изменению климата, а также в области энергетики, транспорта, борьбы с организованной преступностью и по вопросам миграции населения;

     - реализация программы ТАСИС способствовала  привлечению в нашу страну  технического содействия других  международных организаций, а  также правительств иностранных  государств;

     - совместное участие в реализации  проектов ТАСИС российских и  иностранных специалистов создавало предпосылки для развития двусторонних связей практических и научных отечественных и зарубежных организаций.

     Учитывая  накопленный опыт сотрудничества в рамках программы, представляется важным более активно участвовать российским организациям в формировании программы, более рационально использовать ее возможности в интересах социально-экономического развития нашей страны, а также для расширения сотрудничества с Европейским союзом и его государствами- членами.

     Прежде  всего, важно разработать национальную стратегию взаимодействия с этой международной организацией в рамках программы технического содействия на перспективу, и на ее основе строить среднесрочные и краткосрочные программы действий с учетом возможности при необходимости внесения в них корректировок. Наличие национальной стратегии позволит перейти от реализации во многом разрозненных, не увязанных между собой проектов к группам проектов взаимно дополняющих друг друга и, тем самым, увеличению кумулятивного эффекта от сотрудничества с Евросоюзом. Это позволит использовать его ресурсы для поддержки наиболее значимых направлений социально-экономического развития нашей страны. Кроме того, стратегия и программы действий дадут возможность оценивать полезность Программы и ее отдельных проектов для России. Учитывая специфический характер проектов ТАСИС, осуществляемых иностранными организациями на средства Евросоюза, применение традиционной методологии проверок, основанной на контроле за рациональным и эффективным использованием средств федерального или регионального бюджетов, не учитывает характер этого вида международного сотрудничества. О степени значимости выполненных проектов может свидетельствовать значимость принятых решений органами исполнительной или представительной властей различных уровней.

     Проверками  Счетной палаты Российской Федерации  были выявлены далеко не единичные  случаи недостаточно эффективного использования  возможностей Программы, в том числе  из-за действий или из-за отсутствия таковых со стороны российских организаций. Однако проверками не было установлено ни одного случая всестороннего рассмотрения действий органов исполнительной власти и конечных получателей технического содействия по выполнению взятых на себя обязательств по участию в проектах и внедрению в практику их результатов.

     Одной из главных задач оценки результативности проектов и программ технического содействия ТАСИС должно быть рассмотрение работы органов российских организаций  по использованию интеллектуального  и материального потенциала Евросоюза. Целесообразно проводить оценку новизны и практической значимости проектов, качества консультационных услуг, своевременности и полноты выполнения условий технических заданий, применения знаний и опыта подготовленных российских специалистов, а также использования полученного оборудования. Оценка результативности проектов должна учитывать финансовые и иные затраты российской стороны, а также роль проектов в привлечении инвестиций в соответствующий сектор ее экономики.

     Таким образом, представляется целесообразным строить проверки эффективности проектов ТАСИС на концептуальных и методических основах аудита эффективности, адаптированных к специфическим особенностям этого вида международного сотрудничества Российской Федерации.

     Председатель  Счетной палаты Российской Федерации С. В. Степашин, Президент Управляющего Совета высших органов финансового контроля Европы (май 2002 года – июнь 2005 года), подводя итоги деятельности ЕВРОСАИ за 15 лет, отметил необходимость перехода от существующей в России системы финансового контроля (соответствие затрат и результатов) к аудиту эффективности. Это предполагает рассмотрение совокупности результатов, получаемых от того или иного действия, т. е. достижение организационных, социальных, экономических или научных эффектов. Было отмечено, что «в зоне Евросоюза подобная практика применяется уже несколько лет. Совпадение методологии в этой важной сфере сделает более действенным наше сотрудничество». Важность применения такого подхода отметили также руководители высших органов финансового контроля Великобритании, Мальты и ряда других стран. Главный аудитор Исландии сообщил, что аудит эффективности, в соответствии с законом в его стране, распространяется на такие цели как «оценка результативности использования субсидий и пожертвований, ассигнованных на определенные цели», т. е. полностью отвечает характеру безвозмездного предоставления Евросоюзом нашей стране технической помощи.

     Оценка  эффективности проектов и программ ТАСИС может включать рассмотрение действий министерств и ведомств по использованию возможностей Программы, начиная с постановки задач, полноты выполнения технических заданий иностранными и российскими участниками и до практического применения результатов проектов, а также определения их значения для той области, за которую они ответственны. Уместно заметить, что иностранные консультанты в своих регулярных промежуточных и заключительных отчетах о выполнении контрактов обязательно показывают процент выполнения ими каждого из разделов технических заданий, а в случаях невыполнения работ в полном объеме указывают причины этого. С этой точки зрения, методология Европейской счетной палаты, аккумулирующая опыт высших органов финансового контроля государств-членов Евросоюза, может представить определенный практический интерес для Счетной палаты Российской Федерации.

     Представляется  важным шире привлекать консультантов  ТАСИС для проведения исследований целесообразности и возможности  осуществления проектов, которые  могут финансироваться иностранными инвесторами и для подготовки технико-экономических обоснований проектов в соответствии с международными стандартами.

     В отличие от действенного контроля за рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, предоставленных правительствами  иностранных государств и международными организациями, в нашей стране фактически не создана система контроля за использованием иностранных ресурсов, выделяемых в виде безвозмездной технической помощи. Между тем предоставление этих ресурсов важно учитывать при разработке федеральных, региональных, целевых и других программ, решении задач отдельных отраслей народного хозяйства, и, тем самым, обеспечивать рациональное использование этих дополнительных сил и средств для достижения целей социально-экономического развития нашей страны.

     Выдвижение  предложений о привлечении средств программы технического содействия Евросоюза для подготовки технико-экономических обоснований проектов под иностранные инвестиции можно аргументировать тем, что во многих документах Европейской комиссии подчеркивается, что такие проекты должны являться катализатором для привлечения инвестиций. Это, несомненно, будет способствовать расширению взаимодействия Российской Федерации и Европейского союза и повышению его эффективности, в котором заинтересованы обе стороны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список 

     
  1. Федеральный закон от 6 января 1999 года №14-ФЗ «О ратификации  Общих правил, применимых к техническому содействию Европейских сообществ»
  2. Федеральный закон от 4 мая 1999 года №95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 1998 года №905, которое утвердило «Положение о Правительственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с Европейским союзом»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1999 года №1046 «Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием»
  5. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 марта 1992 года №146 «Об организации взаимодействия с Комиссией Европейских сообществ»
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года №642 «О совершенствовании взаимодействия с Комиссией Европейских сообществ по вопросам консультационно-технического содействия»
  8. «Протоколом о согласии» от 12 февраля 1992 года
  9. Учебник «Мировая экономика и международные экономические отношения» под ред. А.С. Булатова и Н.Н. Ливенцева, 2008 год
  10. Электронный учебник - Москва: МГОУ, 2001.- 245 с.
  11. Валентин Михайлович Кудров Современная мировая экономика и Россия Вопросы экономики. 2003.
  12. Мировая экономика - Ломакин В.К. - Учебник, 2007 год
  13. eulaw.edu.ru › documents/articles/kellermann.htm
  14. budgetrf.ru › Publications/Schpalata/2006/ACH…
  15. prof.msu.ru › publ/book3/vod.htm

Информация о работе Деятельность Евросоюза в России по программе ТАСИС